Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Заочная форма обучения (классическая и ГВД)



2015-12-06 1584 Обсуждений (0)
Заочная форма обучения (классическая и ГВД) 0.00 из 5.00 0 оценок




Вид учебной работы ( по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Общая трудоемкость (2 дид.единицы)
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС
Контрольное задание (количество)
Форма итогового контроля зачет

Тематический план учебной дисциплины

 

№ п/п   Разделы (темы) дисциплины   Формиру-емые компетен-ции Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)  
Лекции Семинары С/р
1.   Культура.Язык.Речь. ОК-4      
2. Современный русский литературный язык. ОК-4    
3. Нормированность как механизм культуры речи. ОК-4    
4. Лексикология. Лексические нормы. Точность и богатство речи юриста. ОК-4    
5. Русская фразеология и выразительность речи юриста. ОК-4    
6. Орфоэпические нормы. ОК-4    
7. Грамматические нормы русской речи. (Интерактивная форма обучения) ОК-4  
8. Нормы употребления имен существительных и имен прилагательных, числительных и местоимений. ОК-4      
9. Нормы употребления глагола и глагольных форм. ОК-4      
10. Синтаксические нормы и культура речи. ОК-4      
11. Коммуникативные нормы ОК-5    
12. Культура общения. Законы общения. Разновидности общения. ОК-5      
13. Юрислингвистика. Социолингвистика. Психолингвистика. ОК-8      
14. Функциональные стили русского языка. ОК-8, ОК-4      
15. Итого:
   

ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 1. Культура.Язык.Речь.

Культура речи как компонент культуры в целом.

Понятие культуры. Характеристики культуры. Культура речи как область лингвистики. Зарождение культуры речи как науки. Вклад В.Б.Головина в развитие науки. Речь и коммуникативные качества речи (правильность, чистота, точность, выразительность, богатство, уместность, доступность, логичность и др.). Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Язык и речь. Особенности-противоположности, общее и различия.

 

Тема 2. Современный русский литературный язык. Лексикография.

Современный русский литературный язык: этапы становления. Формы существования национального языка (литературный язык, территориальные диа­лекты, городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны). Основные признаки литературного языка. Филология и лингвистика. Культура речи и риторика. М.В.Ломоносов как основоположник российской филологии. А.С. Пушкин о русском языке и культуре речи. Значение работ В.В.Виноградова, С.И.Ожегова, А.А.Реформатского, Л.В.Щербы и др. ученых для отечественного языкознания.

Языковая политика государства

Речевая культура и словари. Словарь и словарная статья. Типы основных словарей русского языка. Способы толкования лексического значения слова в толковых словарях.

 

Тема 3. Нормированность как механизм культуры речи.

Кодификация языка. Понятие нормы. История формирования норм русского литературного языка. Механизмы кодификации.

Императивная и диспозитивная нормы. Языковые, речевые, коммуникативные и этические нормы. Основные виды языковых норм (акцентологические, орфоэпические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные). Источники языковых норм. Профессиональные варианты нормы.

 

Тема 5. Лексикология. Лексические нормы. Точность и богатство речи юриста.

Лексикология как наука. Лексика, понятие лексической нормы. Слово и его значение в речи. Дифференциация лексики современного русского литературного языка. Лексика с точки зрения сферы употребления, с точки зрения активного и пассивного запаса.

Полисемия как языковое явление. Понятие точности и богатства речи. Изобразительно-выразительные возможности лексики. Употребление профессиональной лексики и терминов в юридической практике. Понятие лексической сочетаемости. Тавтология и плеоназм. Лексические ошибки и их исправление.

 

Тема 6. Русская фразеология и выразительность речи юриста.

Понятие о фразеологических сочетаниях, выражениях, сращениях. Пословицы, поговорки, крылатые слова. Фразеологическая синонимия, антонимия. Типичные ошибки использования фразеологизмов в речи. Использование фразеологизмов в профессиональной речи юристов. Фразеологические словари.

Тема 7. Орфоэпические нормы.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Трудности русского произношения. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения (разноместность, подвижность). Причины появления акцентологических вариантов. Старомосковское ударение. Нормы русского ударения.

 

Тема 8. Грамматические нормы русской речи.

Слово как единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Морфологические и синтаксические нормы.

Трудные случаи употребления имен существительных. Род, склонение, варианты падежных окончаний существительных. Имя собственное и нормы его употребления.

 

Тема 9. Нормы употребления имен существительных, имен прилагательных, числительных и местоимений.

Нормы употребления имен прилагательных. Трудности употребления форм сравнительной степени и кратких прилагательных. Особенности употребления притяжательных прилагательных. Особенности склонения количественных, собирательных, составных числительных. Трудности употребления числительных в сочетании с существительными. Трудные случаи употребления местоимений в юридических текстах.

Тема 10. Нормы употребления глагола и глагольных форм.

Трудные случаи спряжения, наклонения, видового разнообразия глаголов. Нарушение норм формообразования глагола. Нарушение образования деепричастий и причастий. Возвратные глаголы и стиль официальных документов. Разговорные формы глаголов, причастий, деепричастий.

 

Тема 11. Синтаксические нормы и культура речи.

Понятие синтаксической нормы. Синтаксис и пунктуация. Система синтаксических единиц. Грамматические значение синтаксических единиц. Словосочетание как единица докоммуникативного уровня. Трудности в системе словосочетания: падежная форма управляемого слова. Колебания и нормы в системе предложения: согласование главных членов предложения, нормы сочетания однородных членов, причастного и деепричастного оборотов. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений. Порядок слов в предложении.

 

Тема 12. Коммуникативные нормы.

Понятие коммуникативной и этической нормы. Коммуникативная ситуация, ее компоненты. Социальные и речевые роли партнеров. Законы, постулаты общения. Основные коммуникативные принципы (целесообразности, коммуникативного сотрудничества, структурирования, гармонизации). Речевые жанры. Деловое общение, «саботажники» общения. Речевой этикет. Эвфемизмы.

Тема 13. Культура общения. Законы общения. Разновидности общения.

Культура общения. Общение как потребность человека. Общение как социальное явление. Значение общения. Функции общения. Общение и коммуникация. Виды, формы, уровни общения. Законы общения. Способы оптимизации профессионального общения.

Уровни культуры речи.

Тема 14. Юрислингвистика. Социолингвистика. Психолингвистика.

Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности юриста. Смежные науки о языке и речи: юрислингвистика, психолингвистика, социолингвистика. Юрислингвистика и лингвоюристика. Основные разделы юрислингвистики.

Языковая личность и языковое самосознание.

Тема 15. Функциональные стили русского языка.

Функциональные стили русского литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Сфера использования различных стилей, языковые признаки стилей, особенности построения текста разных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Особенности официально-делового стиля. Жанры официально-деловой речи. Языковые формулы официальных документов. Устная деловая речь: деловой телефонный разговор. Клише и штампы в речи юриста.

Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Язык рекламы.

Разговорный стиль. Разговорная речь в системе функционирования разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Тематический план семинарских занятий

Тема семинара Количество часов
Лексикология. Лексические нормы. Точность и выразительность речи юриста.
Грамматические нормы русской речи. Семинар в интерактивной форме.
    4 часа
   
   

Планы семинарских занятий

Семинар № 1: «Лексические нормы. Точность и выразительность речи юриста»

История слова

Список слов и фразеологических выражений для этимологического анализа.

Кричать во всю Ивановскую, положить под сукно, прийти к шапочному разбору, Шемякин суд, делать из мухи слона, у черта на куличиках, ходить козырем, бросить якорь, бить баклуши, камень преткновения, тет-а-тет, вавилонское столпотворение, рыцарь на час, счастливые часов не наблюдают, с жиру беситься, де-факто, карт бланш, суета сует, на скорую руку, обвести всех вокруг пальца, на всех парах, хоть волком
вой, со всех ног, тёртый калач, ни зги не видно, переливать из пустого в порожнее, из огня да в полымя, с больной головы на здоровую, считать ворон, вить верёвки, выводить на чистую воду, ставить
вопрос ребром, доводить до белого каления, держать камень за пазухой,
дразнить гусей, заводить волынку, выпускать вожжи, Прокрустово ложе, перейти Рубикон, из куля в рогожку, куры не клюют,
верста коломенская, с гулькин нос, идти ва-банк, петь дифирамбы, Содом и Гоморра, слона-то я и не приметил.

 



2015-12-06 1584 Обсуждений (0)
Заочная форма обучения (классическая и ГВД) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Заочная форма обучения (классическая и ГВД)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)