Индивидуальные задания. Уроки по лирике Фета
Уроки по лирике Фета Программа В.Я. Коровиной Изучению лирики А.А. Фета можно посвятить два или три урока. На первом — сообщить интересные факты биографии поэта, почитать его стихи, поучиться читать выразительно и проанализировать стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…». На втором (или втором-третьем) уроке — провести практикум по анализу стихотворений «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Первый урок откроет эмоциональный рассказ о поэте, включающий в себя драматическую историю его детства и юности, повествование о первых поэтических опытах, дружбе с известными в русской культуре людьми, оценке его стихов современниками. Для “погружения” в поэтический мир Фета можно организовать небольшой концерт, включающий исполнение стихов поэта, как известных с начальной школы и 5-го класса, так и новых, предложенных учителем, например: «Чудная картина…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Уснуло озеро…», «Буря» и других. В центре урока — обучение чтению и анализу стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», в котором удачно проявились особенности поэтики Фета: восприятие природы как воплощения прекрасного, эстетизация конкретной детали, мимолётное и неуловимое как черты изображения мира природы. Для обучения анализу стихотворения следует использовать вопросы и задания учебника, а также дополнительные вопросы и задания, которые можно предложить для индивидуальной и групповой исследовательской работы. Вопросы и задания к стихотворению «Ель рукавом мне тропинку завесила…» — Какие чувства испытывает одинокий лирический герой в лесу? Почему его одновременно охватывают разные чувства? — Найдите в описании природы детали, образы и картины, которые изображены поэтом с помощью олицетворений. Какой смысл они придают тексту? — Проследите, как меняется настроение лирического “я” по ходу текста, сопоставив в смысловом ряду существительные ель > тропинка > ветер > лес > листья > рог > зов и глаголы завесила > не пойму > гудёт > колышется > слышится > кажется > приветствуешь. — Какой характер придаёт стихотворению фрагментарность описаний, например повторение слова “ветер”, передача состояния одним словом? — Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения? — Проанализируйте образы стихотворения. Какими способами они создаются (не только лексикой, но и фоникой!)? Как звуковые образы помогают понять чувства лирического “я”? — Как соотносятся в стихотворении внешний мир и внутреннее состояние человека? Можно ли утверждать, что странник заблудился? — Почему звук рога меняет настроение лирического “я”? Почему в финальной строфе он назван “странником бедным”? — Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? При обучении выразительному чтению следует обратить внимание учащихся на смысловые части стихотворения и на особенности интонаций, выраженных графически знаками препинания. В тексте две смысловые части: 1–6-й и 7–12-й стихи. На границе частей стоит устаревшее междометие чу, которое заставляет читателя прислушаться к происходящему. Главное чувство первой части — тревогу одинокого странника в лесу, взволнованном ветром, — можно передать с помощью пауз на месте точек и запятых. Паузы интонационно будут “рвать” текст, что передаст разобщённость мира и человека, его смятение и страх, оттого что остался один в лесу, потерял спасительную тропинку. Изменение настроения второй части можно передать, выделяя логическими ударениями слова, говорящие об изменении состояния человека: неожиданно, взывающий, сладостен, приветствуешь. Кроме того, радостное и приподнятое настроение второй части создаётся появившимися восклицательными интонациями. Фрагментарность описаний и “мужские” клаузулы коротких чётных стихов делят текст на “кадры”, что придаёт ему “кинематографичность”. В целом стихотворение звучит оптимистически и приобретает обобщённый, символический смысл: даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход всегда есть, только нужно собраться и услышать спасительный рог. На втором-третьем уроках следует закрепить умения анализа лирического произведения, проведя урок-практикум по анализу стихотворений Фета «Ещё майская ночь» и «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Сверхзадачей урока станет понимание школьниками того, что стихи Фета о природе — это прежде всего стихи о человеке, его душевных состояниях, его возможностях преодолевать страдания, учась этому у природы. Работу на уроке можно организовать так, чтобы вначале коллективно под руководством учителя проанализировать стихотворение «Ещё майская ночь», а работу над стихотворением «Учись у них — у дуба, у берёзы…» организовать в группах, предложив им разные аспекты анализа текста. Эта деятельность подготовит школьников к самостоятельным интерпретациям других стихотворений Фета. Вопросы и задания к стихотворению «Ещё майская ночь» — Какую литературную ассоциацию вызывает у читателя название этого стихотворения? Почему оно называется не «Майская ночь», а «Ещё майская ночь»? — Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? — Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы? За что поэт благодарит “родной полночный край”? Только ли за подаренную ему природой чудесную ночь? — Каким мы видим лирического героя стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? — Какие краски и звуки создают картину майской ночи? Подтвердите свои мысли примерами. — Почему майская ночь вызывает у лирического “я” не только любовь, но и тревогу? — Почему поэт сравнивает молодую листву берёз с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются? — Какое состояние лирического “я” передают слова и выражения: “тревога и любовь”, “томить”, “с песней”, “невольной”, “последней”? В чём необычность этого состояния? — В чём драматизм в изображении чувства в последней строфе? Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня “невольная” и, может быть, “последняя”? У шестиклассников название стихотворения может вызвать ассоциацию с повестью Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Для самостоятельной исследовательской работы с текстом можно предложить продвинутым ученикам найти черты общности и различия в стихотворении Фета и описании украинской ночи в начале второй главы повести Гоголя. Работу по анализу стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы…» можно организовать в группах, предложив учащимся вопросы и задания для исследовательской работы. Группа 1. Проанализируйте композицию стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Можно ли утверждать, что она основана на противопоставлении двух частей и двух образов: зимы и весны? Можно ли считать эти образы символами? Какой скрытый смысл заключён в упоминании конкретных времён года? Группа 2. Найдите в стихотворении глаголы в повелительном наклонении и подумайте, к чему призывает лирический герой своих читателей. Чему и с какой целью они должны учиться “у дуба, у берёзы”? Группа 3. Найдите в стихотворении аллитерации. Какие образы и настроения они создают? Группа 4. Какие картины природы поэт создаёт с помощью эпитетов, олицетворений и метафор? Как они помогают лучше понять стихотворение? Группа 5. Как вы понимаете выражения “жестокая пора”, “напрасные слёзы”, “холод лютый”, “скорбящая душа”? Какой символический смысл они придают стихотворению? Группа 6. Почему с образом весны поэт связывает такие слова, как “гений”, “для новых откровений”, “переболит”? Заключительный урок по творчеству Тютчева и Фета можно посвятить совершенствованию речевых навыков и провести его как урок развития речи. На нём возможны такие формы работы, как:
Создание сочинения — интерпретации одного стихотворения представляет собой значительную сложность для шестиклассников, но начинать такую работу нужно уже в 5–6-х классах, так как к старшей школе этот навык должен быть сформирован. Для того чтобы учащиеся выполняли такие задания без страха и с удовольствием, можно предлагать им на первых порах конкретные вопросы и задания, которые помогут в самостоятельной интерпретации стихотворения, не обучая анализу “по схеме”, который обезличивает школьные сочинения. Вопросы и задания к стихотворению «Весенние воды» — Как изменяется настроение в стихотворении? Какие части текста изображают динамичные картины, а где настроение более спокойное? Как эти настроения соотносятся с природным процессом перехода весны в лето? — Какой образ поэт делает в своём стихотворении самым выразительным? Прав ли он, показывая характерным признаком весны половодье? — Какова композиция стихотворения? Сколько в нём частей? Аргументируйте свою точку зрения. — Какие приметы зимы и весны видим мы в первой строфе? Какой образ и настроение помогает создать глагольная лексика? Как в этом помогает звукопись? — Каковы ключевые слова второй строфы? Какие чувства они рождают у читателя? — Понаблюдайте, как изменяются бурные, стремительные картины половодья к третьей строфе. Какая часть речи здесь преобладает? Можно ли доказать, что активный процесс прихода весны стал в мае более спокойным? Какой образ создаётся при помощи слова “толпится”? — Какое настроение придают стихотворению слова “брег”, “гласят”, “гонцы”? Как мы называем такую лексику? — Какие слова и выражения повторяются в стихотворении неоднократно? Как это помогает нам почувствовать авторское отношение к изображённой картине? Индивидуальные задания
Вопросы и задания к стихотворению «Облаком волнистым…» — На какие части можно разделить это стихотворение? Каким настроением проникнута каждая часть? — Можно ли говорить о том, что Фет рисует окружающий мир при помощи фрагментов, характерных деталей, не всегда тесно связанных между собой? — Каков образный ряд этого стихотворения? Как соотнесены в нём мир внешний и внутреннее состояние человека? — К какому “далёкому другу” обращены последние строки стихотворения? — Какие характерные черты поэзии Фета проявились в этом стихотворении? (Фрагментарность в изображении внешнего мира и целостность мира духовного, внутреннего.)
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1583)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |