VI. Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста
Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть (“смертный недуг”), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве. Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту (“мой тополь”, “как друг”). Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист “под ногами”, а тополь “над мертвыми степями”, “с подъятыми к небесам ветвями”. Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно. VII. Для более глубокого понимания используем прием “Вверх по лестнице смыслов” 1. Внешний сюжет. Природа умирает, лирический герой тоскует, тополь, одинокий и стойкий, держится, хотя и он должен погибнуть. 2. Фантастика и реальность. Тополь – метафора человека, одинокого, стойкого, достойно ожидающего конца. 3. Природа и человек. Умирание природы вносит в душу человека уныние, тоску, но тополь дает ему надежду. 4. Мир и человек. Мир мрачен, тосклив, но человек способен достойно жить и умереть и в таких условиях. 5. Человек. Человек тоскует, грустит, страдает в одиночестве. Но, с другой стороны, человек обладает мужеством, стойкостью, верой, воспоминаниями о прошлом. VIII. Какую роль играют ритмические показатели в содержании текста? Мы обнаружили, что чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание. Анализ текста привел нас к мысли о мужестве и стойкости человека в любых жизненных условиях. Вывод. Мы убедились, что композиция организует всю художественную форму стихотворения и действует на всех его уровнях. Композиция строится с помощью приема противопоставления. Анализ композиции вывел нас к авторской позиции. Карточка – помощница Ритмический рисунок (организация) определяется (создается)… Константа на …, анакруза … придают ритму стройность. Чередование …. . клаузул, …. . строчек дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. Жесткий финал строфы создается мужским окончанием. (Мягкий …. . создается …. . окончанием). Ощущение твердости возникает за счет короткого стиха. Образ …. . создают слова …. . Словесный ряд …. . вызывает ощущение (ассоциации) …. . Композиция строится на …. Словесных рядов. Автор использует композиционные приемы …. . Лирический герой в I строфе …. ., а в последней …. . Аллитерация на …. . создает ощущение …. . Ассонанс на …. . вызывает ассоциации …. . Повторы слов …. . усиливают (подчеркивают) …. . Противопоставление слов …. . создает …. . На всех языковых уровнях мы обнаружили прием …. . Троп …. . используется с целью …. . Троп …. . вызывает ощущение …. . Название …. . становится символом (метафорой) …. . Анализ текста вывел нас к …. . позиции. С точки зрения поэта, …. . «Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд) 1. Внешний сюжет 2. Фантастика и реальность 3. Природа и человек 4. Мир и человек 5. Человек Источники 1.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996. 2.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988. 3.Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970. 4.Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998. 5.Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997. 6.Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002. 7.Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 2001. 8.Баевский В. История русской поэзии. – М.,1994. 9.Сухих И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, №11. 10.Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, №11. 11.Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., 1982. 12.Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000. Статьи в журналах «Литература в школе», «Уроки литературы», «Русская словесность», в газете «Литература». http://forum.schoolpress.ru/article/28/9 Лирика природы в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета Вильмс Надежда Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Тип: урок комплексного применения знаний и навыков (решение учебно-практической задачи). Цель: выделение обучающимися существенных признаков поэтики стихотворений Тютсева и Фета о природе посредством комплексного анализа. Задачи:
ХОД УРОКА
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (647)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |