Вопрос 7 Организация управленческого учета по центрам ответственности
При организации бухгалтерского учета по центрам ответственности руководитель каждого центра с определенной периодичностью и в определенном объеме должен составлять отчетность о деятельности данного центра. Отчетность по центрам ответственности должна отвечать следующим требованиям: 1. Быть настолько оперативной, чтобы позволять своевременно принимать управленческие решения; 2. Отчетность должна содержать информацию об отклонениях и предоставлять возможность для проведения анализа отклонений; 3. Внутренняя отчетность должна соответствовать персональной ответственности руководителя центра. Различают следующие виды отчетности по центрам ответственности: 1. Отчетность центра затрат; 2. Отчетность центра прибыли; 3. Отчетность центра инвестиций; 4. Отчетность центра продаж. Кроме того, на предприятиях могут составляться дополнительные отчеты по мере необходимости: - отчет о запасах готовой продукции; - отчет по незавершенному производству; - отчет о закупках; - отчет о бартерных сделках и т. д. Отчет по центрам затрат.Основным документом, определяющим деятельность центров затрат является смета. Смета - это формализованный учетный регистр, содержащий плановые стоимостные и натуральные показатели о затратах каждого центра. Основной формой отчета центра затрат является «Отчет об исполнении сметы». Он содержит статьи затрат данного центра, сметные и фактические показатели , отклонения с отметкой Б или Н. Он может составляться по нескольким уровням. На первом уровне составляется отчетность руководителями подразделений или участков. Они включают в отчеты те статьи затрат, которые им подконтрольны: - основные материалы; - вспомогательные материалы; - зарплата основных производственных рабочих; - зарплата обслуживающего персонала; - использование хозяйственного инструмента и инвентаря. На втором уровне составляется отчетность по цехам. В эту отчетность включается информация по каждому подразделению на основании отчетов первого уровня, а также затраты, которые подконтрольны начальнику цеха: - затраты управленческого персонала цеха; - затраты вспомогательного персонала цеха; - коммунальные услуги; - арендная плата и другое. На третьем уровне составляется отчет о составлении сметы в целом по всем центрам затрат. Этот отчет включает показатели о затратах по цехам на основании отчета второго уровня, а также статьи расходов в целом по производству: - общехозяйственные расходы, относящиеся к производству; - расходы по содержанию офиса; - расходы по страхованию имущества; - прочие расходы. При составлении отчетности по центрам затрат руководитель каждого центра может производить расшифровку отдельных статей или отдельных отклонений по статьям. В отчетности третьего уровня должна отражаться информация о мерах, принятых по устранению отклонений. Отчетность центра прибыли. Поскольку управляющий центром прибыли имеет право контролировать все показатели, оказывающие влияние на прибыль, то отчетность центра прибыли в большинстве случаев имеет форму отчета «О прибылях и убытках». Только количество показателей в этом отчете несколько ограничено. Центр прибыли каждого цеха формирует в отчете «О прибылях и убытках» следующие показатели: 1. Чистая выручка от продаж - включает выручку от продажи продукции по рыночным ценам и выручку от продаж продукции другим центрам ответственности по трансфертным ценам; 2. Производственная себестоимость продукции - включает в себя затраты данного центра ответственности на основании отчета центра затрат; 3. Валовая выручка (маржинальная прибыль). На более высоком уровне отчетность центра прибыли может быть расширена до показателя операционной прибыли. Операционная прибыль представляет собой прибыль, уменьшенную на сумму операционных расходов. К операционным расходам могут быть отнесены: - рекламные расходы; - часть расходов по содержанию центрального офиса; - расходы на оплату консультационных, юридических и аудиторских услуг; - налоги на имущество, на землю; - расходы по оплате процентов по кредитам и займам. При этом следует определить базу распределения вышеуказанных расходов между отдельными центрами затрат. На уровне отчетности в целом по предприятию отчет центра прибыли включает в себя показатель прибыли до налогообложения, налог на прибыль, прочие платежи за счет прибыли и чистую прибыль. Отчет центра инвестицийпредставляет собой отчет об использовании средств на капитальные вложения и инвестиционные проекты. Данный отчет включает в себя следующие показатели: 1. Общую сумму инвестиций по плану и фактически в разрезе источников инвестирования; 2. Направления использования инвестиций по объектам; 3. Денежные потоки от инвестиций по плану и фактически; 4. Окупаемость инвестиций в текущем отчетном периоде; 5. Активы предприятия (центра); 6. Рентабельность оборотных активов (РОА): , где П - прибыль предприятия; А - активы предприятия. При расчете последнего показателя могут применяться следующие базы прибыли и активов: - все суммарные активы по балансу; - суммарные активы по балансу за минусом активов в запасе; - активы, рассчитанные по главной книге по первоначальной стоимости нематериальных активов и основных средств; - в расчет может приниматься либо операционная прибыль, либо прибыль до налогообложения. Руководители предприятия должны определить на основе каких показателей будет производиться оценка инвестиций. Отчет центра продаж. Содержание отчета о продажах зависит от того, какую информацию необходимо получить управленческому персоналу. Отчет о продажах может составляться в следующих вариантах: 1. Отчет о продажах по товарным группам. В нем формируются такие показатели, как: - виды товаров или продукции; - остатки на начало отчетного периода; - поступление за отчетный период (по количеству и сумме); - реализация за отчетный период (количество, сумма); - остаток на конец периода. 2. Отчет о продажах в разрезе покупателей. В нем формируются такие показатели, как: - наименование покупателей; - номер и дата счет - фактуры; - стоимость реализованных товаров без НДС; - НДС: - налог с продаж; - общая сумма реализации. Этот отчет заменяет собой ведомость №16 для финансовой бухгалтерии. Отчет о продажах по каналам сбыта. В нем также формируются показатели в разрезе покупателей, но с подразделением на опт, розницу, наличный или безналичный расчет. Высшее руководство и руководитель центра продаж определяет форму отчета, наиболее приемлемую для данного предприятия.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |