Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Биографический комментарий




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поэту не везло на женщин. Женщины недопонимали его огромности, которую слишком ценила Лиля Брик, женщина, вызвавшая у Маяковского самое сильное и долгое чувство. Итак, что же это за женщина? Писатель Василий Шкловский вспоминая: “Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, умной и какой угодно. Такой описывал женщину Шекспир”. Подруга Лили Брик сказала о ней так: “Женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к “суете сует” (обращение к иллюстрациям).

“Лиличка!” (1916г.)

Что представляет собой из себя это стихотворение по форме (обратите внимание на подзаголовок). (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).

Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем.

Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует автор?



Какие строки подтверждают “громаду-любовь” героя?

(Любовь героя уподобляется морю, солнцу – грандиозным природным силам).

Несмотря на грандиозность любовного чувства, для героя соблазнительна мысль о самоубийстве. Обратите внимание на перечисляемые 4 вида добровольной смерти. Герой как бы “заговаривает” сам себя, всеми силами открещивается от рокового исхода. Как мы знаем, сам поэт от него всё-таки не ушёл…

Можем ли мы говорить о способности героя к самоотречению в любви? Почему?

Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её?

- Интимная интонация письма подчёркивается первым же сравнением. Найдите его.

- Найдите строку, в которой передаётся напряжённо – тревожное состояние героя.

- “Строительный” материал стихотворения разнообразен. Активное использование какого слова прежде всего привлекает ваше внимание?

- Какие местоимения использует поэт?

-И герой (адресант), и его любимая (адресат) охарактеризованы в тексте, причём адресат характеризуется через восприятие героя. Какую лексику использует поэт, говоря о своей любимой?

- В противовес такой конкретности, чувства адресата даны описательно. В каких словах и строках это проявляется?

- Какие определения герой относит к себе?

- Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении?

- Что представляет собой первая композиционная часть? Чем завершается первая композиционная часть?

- Какова тональность 2 композиционной части?

4.Литературные параллели. Кто ещё изобразил в стихотворениях прощание с любимой? Сравните, какими чувствами наполнены эти стихи, что испытывает лирический герой?

/ А.С.ПУШКИН «Я вас любил…» Прощание-прощение-благословение. «…Я вас любил так искренне. Так нежно,// как дай вам Бог любимой быть другим!»

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «Я не унижусь пред тобой…» Прощание-упрёк.

А.КУПРИН «Гранатовый браслет» Прощание – благословение- обожествление «Да святится имя твоё…»

5. Волнует ли лирического героя состояние возлюбленной?

/Главное – выразить то безумное состояние, в которое его самого повергает расставание.

6.Создадим логическую схему исследования. «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ».

Стихотворение построено так, чтобы как можно резче передать психологическое состояние героя.

=ИНТЕРЬЕР.

Дым табачный воздух выел.
Комната-
Глава в кручёныховском аде…

/Напряжённое, даже трагическое настроение. Постоянно курят от волнения. Сравнение комнаты с хорошо известной Лиле Брик поэмой Кручёных и Хлебникова «Игра в аду».

=ВРЕМЕННОЙ КОНТЕКСТ

время он она
прошлое исступлённый Позволяет гладить руки
настоящее   Она – «сердце в железе», может выгнать, изругав
будущее У него – «сломанная дрожью рука». «Дикий», «обезумлюсь», «отчаяньем иссечась»  

=ПРИЗЫВ. «Давай простимся сейчас» Призыв поневоле вырывается из уст героя. Нет, он не хочет расставания. Но, предчувствуя его, знает через какое испытание ему придется пройти.

=ПРОСЬБА, ЖАЛОБЫ, УПРЁКИ. Процитировать, обозначить художественные средства.

ГРАДАЦИЯ ЭПИТЕТЫ ГИПЕРБОЛА

СРАВНЕНИЯ (БЫК, СЛОН – Почему именно с этими животными сравнивает себя лирический герой?) Как вы понимаете эти строки? Какое сравнение в них скрыто? //Если б так поэта измучила,/ он/ любимую на деньги б и славу выменял,/ а мне/ ни один не радостен звон,/ кроме звона твоего имени.//

=МЫСЛИ О САМОУБИЙСТВЕ. В композиционном плане какой частью является этот эпизод? /Безусловно, кульминация

- Почему перечислены сразу четыре вида добровольной смерти? /градация показывает, что мысль о самоубийстве грозно-соблазнительна для героя

7. В начале анализа мы проводили литературные параллели. Мы сказали о том, что для Маяковского главное было выразить безумное состояние лирического героя. Мы сравнивали, как звучала тема прощания в произведениях русских поэтов и выделили отношение лирического героя к покинувшей его возлюбленной. (У Пушкина – благословение, у Лермонтова – упрёк) Определите по последнему аккорду отношение лирического героя Маяковского к любимой женщине. / Нежность и даже поклонение.

Любовь


  • Забота о любимом
  • Порядочность
  • Нежное отношение
  • Любовь (обычное, понятное, некрасивое) отсутствие упреков
  • “Отдавание” себя
  • Ты – моя собственность дарение
  • Сделка (я люблю тебя за…)
  • Возьми то, что я могу отдать, и от этого я буду счастлив
  • Желание сделать любимого лучше, чем он есть
  • Не ожидать ничего взамен

“Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” (1928)

Это стихотворение навеяно сильным и глубоким чувством Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже. Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери:

Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…”

Что значит для поэта любовь?

(Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой.) Это единство земного и небесного.

Какие строки говорят о масштабности этого чувства? (Что значит любить по Маяковскому?) Прокомментируйте эти строки.

“Письмо Татьяне Яковлевой”.

Если предыдущее стихотворение приобретает общественный характер (потому что адресовано официальному лицу), то это произведение изначально не предназначалось Маяковским для печати. Тема предстаёт с иной, драматической стороне.

– Докажите текстом, что признание в любви соединяется с размышления о жизни.

Именно эта двуплановость определяет композиционную структуру стихотворения.

- Не случайно на протяжении всего “Письма” мы не раз увидим, как личное будет сливаться с общественным. Приведите примеры из стихотворения.

- Кстати, обращенное к теме любви, стихотворение Маяковского абсолютно лишено традиционного противопоставления обыденного и возвышенного. Это объясняется тем, что для поэта разговор о любви не что иное, как разговор о жизни. Вообще стихотворение в целом заряжено неиссякаемой жизненной энергией. Особую выразительность лирическому монологу придают постоянные спутницы поэтической речи Маяковского – метафоры. Приведите примеры метафор.

- Стремясь быть убедительным, автор “Письма” старается поддерживать разговорную интонацию, при этом он сам заявляет, что будет “долго”, будет “просто” “разговаривать стихами”. Эта простота, обыденность поэтической речи достигается и намеренным снижением лексики, и прямым обращением к адресату. Приведите примеры.

- Что придаёт стихотворению известная лесенка Маяковского?

Художественный мир стихотворения отличается пространственной и временной всеохватностью. Лирический герой “перемещается” из Советской России в Париж и обратно; его взгляд то возвращается в прошлое, то останавливается на настоящем, то устремляется в далекое будущее. Причем счастье влюбленных возможно именно там, в будущем: “Я все равно тебя когда-нибудь возьму одну или вдвоем с Парижем.” Едва ли не в каждой строчке стихотворения, говорящей о любви поэта, мы чувствуем его “сплошное сердце”. Причем порой автору послания приходится намеренно приглушать голос своего чувства, и тогда в его речи начинает звучать ирония: “… вы и нам в Москве нужны, не хватает длинноногих”. Вообще, следует сказать, что поэту всего несколькими штрихами удается создать зрительно воспринимаемый образ героини, возможный отказ которой разделить чувство лирического героя будет воспринят им как “оскорбление”. И здесь опять личное сливается с общественным: “… и это оскорбление на общий счет нанижем”. Таким образом, сомнение автора “Письма” в том, что его чувство взаимно, а также его уверенность в невозможности обретения счастья в недалеком будущем придают поэтическому посланию особый драматизм. Это “когда-нибудь” почему-то звучит не так убедительно, как безусловно, хотелось бы поэту.

А Татьяна Яковлева после гибели мужа Бертрана де Плесси в 1941 году вышла замуж вторично и переехала в США. Она прославилась как большая оригиналка и как великолепный дизайнер головных уборов. Семейных архив бережно хранит письма, которые писал Татьяне влюбленный Маяковский. А вот ее писем поэту не обнаружено: после его смерти личными бумагами и рукописями занималась Лиля, и, скорее всего, решила остаться для потомков его единственной музой и любовью.

Татьяна Яковлева - де Плесси - Либерман умерла в 1991 году. Она не претендовала на мировую известность и знаковую фигуру в жизни странного русского поэта. Но история хранит ее имя. С разницей в тринадцать лет покинули этот мир две женщины, две музы Маяковского, оставив нам вечную загадку: кого же из них он любил больше?




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2031)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7