Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы политических государственных режимов



2015-12-06 505 Обсуждений (0)
Типы политических государственных режимов 0.00 из 5.00 0 оценок




На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, в каждом конкретном государстве формируется свой определенный тип политического режима. Они не одинаковы во всех государствах одного и того же периода их существования.

Существует очень много видов политического государственного режима, поскольку на ту или иную разновидность оказывает влияние множество факторов:

1. Сущность и форма государства.

2. Характер законодательства.

3. Фактические полномочия государственных органов власти и юридические формы их деятельности.

4. Соотношение общественно-политических сил и форма их взаимоотношений.

5. Политическое сознание и политическая активность общества.

6. Состояние экономики.

7. Уровень жизни населения.

8. Формы классовой борьбы или классового сотрудничества.

Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны и международная обстановка в мире.

Появление, начиная с XVIII века политических партий, общественных движений и организаций расширило число участников политической жизни, то есть тех, кто реально мог влиять на власть или осуществлять её в случае овладения этой властью. В качестве основы для классификации политических режимов выступает соотношение диктатуры и демократии, которое выражает степень свободы личности, гарантированность её прав и свобод. В соответствии с этим критерием выделяются три основных типа политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

Исходя из признаков каждого типа, происходит классификация политического режима в любой конкретной стране.

 

 

Тоталитарный режим

Термин тоталитаризм происходит от латинского слова totalis - абсолютный, безграничный. Тоталитарный режим характеризуется полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, их жесткой регламентаций и преимущественно репрессивными методами управления и принуждения[12] .

Как законченное социально-политическое явление тоталитаризм сформировался в XX веке. Впервые из политиков это понятие было употреблено Б. Мусоллини, которое ввели итальянские либералы Д. Амендола и П. Габети в 1923 году.

Признаки тоталитаризма:

1. Жесткая регламентация всех сторон жизни общества (как правило, на основе какой-либо идеологии).

2. Тотальный контроль властей над обществом и за деятельностью отдельных его членов.

3. Репрессивная система правосудия.

4. Однопартийная система или неконкурентная (фиктивная) многопартийная система.

5. Правящая партия организована недемократическим способом – власть распространяется от лидера к населению, а не от народа к лидеру.

6. Развитая система доносов, наличие органов политического сыска и карательных отрядов.

7. Монопольный контроль государства над производством, экономикой, и другими сферами жизни, включая образование, средства массовой информации, искусство, литературу, театр, спортивные организации

8. Постоянное и широкое применение террора по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.

9. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах, даже если они закреплены в законе, то отсутствует механизм их реализации и возможность пользоваться ими.

10. Милитаризация – идея военной безопасности становится необходимой для сплочения общества. Агрессивность проводимого курса внешней политики.

11. Культ вождя – лидер обожествляется и пользуется непререкаемым авторитетом.

12. Вся полнота власти сконцентрирована в руках правящего клана.

13. Провозглашается бесклассовое общество и равное социальное положение всех его членов[13] .

Тоталитарный режим имеет еще множество других отличительных признаков, но все они основаны на антидемократических методах управления государством и обществом. Особенно следует отметить такой признак, как абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию. Принцип вождизма или фюрерства отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе единства нации в условиях социальной нестабильности.

Тоталитаризм в XX веке утвердился только при наличии определенных материальных предпосылок. Такими предпосылками являются:

1. Фабрично-заводское производство, сконцентрировавшее большие массы населения в определенных местах, что облегчает контроль над ними, а также создает представления о том, что общество можно организовать по примеру большой фабрики или завода, где люди будут послушными винтиками этой большой организации.

2. Развитие средств массовой информации, связи и транспортных коммуникаций, что позволяет довести цели господствующей идеологии до каждого.

3. Глубокий общенациональный кризис. Кризис создает социальные и политические предпосылки для утверждения тоталитарного режима[14] .

Социальная предпосылка состоит в увеличении численности и влияния маргинального слоя общества. Маргиналы – это люди, потерявшие свой привычный социальный статус и не успевшие приобрести новый. Наличие маргинального слоя является нормальным явлением для любого общества. Когда экономика развивается, имеется возможность оказывать маргиналам серьезную материальную помощь в приобретении новых профессий, в трудоустройстве и т.д. В условиях глубокого кризиса численность маргинального слоя резко увеличивается, а возможности по оказанию помощи резко сокращаются. Их недовольство может взорвать социально-политическую стабильность, потому что сознанием этого слоя можно легко манипулировать. Маргиналы, не имея устойчивых интересов, руководствуются в политическом поведении чувствами, эмоциями, настроением и т.д.

Глубокий общенациональный кризис имеет не только социальные, но и политические последствия. Они выражаются в ослаблении демократических ценностей, традиционных политических институтов. Государственный бюджет резко сокращается, что дает большие возможности хорошо организованным и финансируемым группам лоббировать свои интересы, представляя интересы наиболее состоятельных групп населения. В такой ситуации для большинства населения демократия, выборы представляются хитроумной машиной, с помощью которой богатое меньшинство еще больше обогащается за счет бедного большинства. На этой основе все больше нарастают требования равенства и сильного государства.

Серьезной причиной перехода к тоталитарным методам властвования может стать экономическое и политическое отставание, запаздывание с модернизацией. Такая ситуация способствует попытке правящей группы перевести власть на путь чрезвычайных методов управления. Встав на путь чрезвычайных методов, правящая группа не позволяет обществу структурироваться на основе экономических интересов. Ликвидируются социальные и этнические группы, представляющие опасность для власти на этом пути, проводятся постоянные чистки, рвутся социальные связи между семьями, знакомыми, вводятся трудовые книжки, система прописки и все начинают служить великой идеи. Примером может служить Германия, потерпев поражение в Первой мировой войне, подписав Версальский договор, страна должна была выплачивать огромную контрибуцию. В совокупности с обязательствами по демилитаризации это поставило страну перед выбором: либо остаться второстепенной страной Европы, либо попытаться вырваться. Эта ситуация стимулировала приход к власти нацистов. Их основными требованиями стали: прекращение выплат по репарациям, возрождение и поддержание национальной экономики, восстановление поруганной чести страны, организация свободного рынка и борьба с коммунизмом, чистка национальной культуры от инородцев, исключение евреев из общественной жизни, корректировка границ и воссоздание стабильного германского рейха [15] .

Аналогичной была ситуация и в России.

С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур – армии, полиции, органов безопасности. Даже создаются специальные органы главной задачей, которых является выявление «неблагонадежных», «врагов народа» и их немедленная показательная ликвидация[16] .

В экономической сфере хотя и господствует монопольный контроль со стороны государства, но это не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения[17] .

Самым реакционным является фашистский политический режим. Это открытая террористическая диктатура реакционных сил, отрицающая всякую демократию и законность. Для фашизма характерны крайний шовинизм и расизм, развязывание захватнических войн для порабощения «низших» наций и народов.

Нередко в литературе тоталитаризм и фашизм отождествляют. Между ними очень много сходств, но имеется одно принципиальное различие: в отличие от фашизма типичный тоталитарный режим не стремится к порабощению других наций, хотя может осуществляться контроль над определенной нацией или народом, они могут быть неугодны для существующей власти, но это не объявляется одной из целей тоталитаризма [18].

 

 

Авторитарный режим

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. Авторитаризм (от лат. autoritas – решение, власть, влияние) по своим характерным чертам занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарный политический режим имеет ряд отличительных признаков от тоталитаризма. Авторитаризм осуществляет жесткий контроль только за политической сферой жизни общества - только здесь ограничиваются права и свободы граждан, отсутствует единая четкая идеология. Могут допускаться и элементы демократии, при этом применяются такие цензы и ограничения, которые позволяют правящей элите достаточно надежно контролировать власть[19] .

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Неограниченная власть в руках одного лица или правящей группы.

2. Фиктивная многопартийная система, отсутствие конкурентоспособной оппозиции. Существование партий носит декоративный характер.

3. Контролируемые выборы в органы государственного управления.

4. Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

5. Существование неполитических структур: союзы промышленников и предпринимателей, профсоюзов, спортивных организаций и всего остального, что находится вне политики.

6. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

7. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и, прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления[20] .

Указанные черты авторитаризма свидетельствуют о некотором сходстве с тоталитарным режимом. Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и отдельным индивидом. При авторитаризме эти отношения дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», тоталитаризм же вообще отвергает всякий плюрализм и разнообразие социальных интересов, причем тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает право на автономное самовыражение различных групп общества[21] .

Причины появления авторитаризма могут быть различными: природная – харизма, то есть очевидный талант и притягательность политического лидера, признанные обществом; рациональные – состояние войны, общественный кризис, которые постоянно требуют концентрации власти в одних руках. Конечно же, это не все причины появления авторитарного режима, но именно вышеперечисленные являются главными.

В условиях авторитарной власти правительство остается вне реального контроля и влияния ни со стороны закона, ни со стороны общества. При этом вероятность массового нарушения прав и свобод человека, несоблюдение правовых норм многократно увеличивается.

Существование партий, выборов и некоторых других элементов демократического устройства служит для придания демократического имиджа в глазах населения и международной общественности. Деятельность оппозиции, представляющая угрозу существующему строю, сразу же жестко пресекается.

Многими исследователями отмечается связь политического государственного режима с экономической сферой жизни общества, так как уровень развития и состояние экономики во всем государстве определяет и тип политического режима страны.

В слаборазвитых в экономическом отношении государствах невозможно достичь реальной демократии – этим государствам почти всегда соответствует та или иная форма недемократического режима[22] .

В странах со слабо развитой экономикой «мягкие» авторитарные режимы (когда граждане ограничены в политических правах, как правило, не допускается политическая оппозиция, но государство воздерживается от применения насилия и террористических методов по отношению к населению) показали свою ценность и жизнеспособность. В условиях определенного ограничения демократических прав и свобод эффективнее происходит государственное управление, быстрее развивается экономическая и социальная сферы жизни общества. В подтверждение сказанного можно привести в пример страны Латинской Америки. Во второй половине XX в. Там существовали явно недемократические методы осуществления власти, однако именно в этот период Аргентина, Бразилия, Чили и другие латиноамериканские государства существенно улучшили свое экономическое положение и сейчас они являются ключевыми развивающимися странами.

Воздействие авторитаризма на ход социального развития далеко неоднозначно и имеет ряд достоинств, которые ярко проявляются в экстремальных для государства ситуациях. Несомненно, авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечить общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решении таких назревших проблем, как, например, осуществление ускоренной экономической модернизации. С одной стороны это происходит эффективно и при определенном невмешательстве во вне политические сферы жизни общества, с другой отсутствие у граждан возможностей для выражения своих интересов есть одно из самых уязвимых положений авторитарных режимов [23].

В правдивости данной мысли можно убедиться, изучив опыт Южной Кореи, Тайваня и других «новых индустриальных стран», где после двух-трех десятилетий стремительного экономического развития потенциал авторитарного управления исчерпывается и, по-видимому, наступает пора демократических реформ. Резкий взлет в образовании и культуре, рост численности среднего класса и его политического сознания, растущий поток информации и новых идей, усиление контактов с развитыми демократическими странами – все это стимулирует демократические преобразования и развивающемся мире.

 

Демократический режим

Демократия - (от древнегреческого demos - народ и crutos - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу

Термином «демократия» обозначается форма государства только в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания [24].

Предоставляя своим гражданам, широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными не только формальными. Демократия – это такой политический режим, когда народ тем или иным способом участвует в принятии решений и контроле над их выполнением, когда закон защищает народ от произвола власти, а власть – от произвола народа[25] .

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1. Наличие Конституции, отвечающей интересам и требованиям народа, принятой всенародным голосованием.

2. Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их, а также осуществлять контроль над их государственной деятельностью.

3. Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

4. Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

5. Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государственных органах[26] .

6. Правовое государство, понимаемое как высшая власть закона.

7. Равноправность граждан с точки зрения их политических, экономических, социокультурных, экологических, и иных прав и свобод.

8. Официальное признание принципа демократической законности и неукоснимое соблюдение этого принципа в общественно-государственных отношениях.

9. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при условии максимальной независимости друг от друга.

10. Приоритет прав человека над правами государства.

11. Наличие открытой, конкурентной, многопартийной политической системы.

12. Наличие независимых, прежде всего от государства, средств массой информации.

13. Наличие легальной политической оппозиции[27] .

Демократический режим предполагает существование действующей системы прав и свобод личности. Под системой прав и свобод личности понимают:

1. Политические права и свободы – это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающее его политическое самоопределение и свободу.

2. Личные права и свободы – это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие, автономию личности.

3. Социально-экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределении материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека.

4. Культурные права и свободы – это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями[28].

Социальная ценность демократии проявляется в том, что она воплощает в жизнь, в реальную практику многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человеческого достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях (как работник, гражданин, член семьи либо той или иной социальной группы), обладающий своей неповторимой индивидуальностью, есть главное действующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому ценность демократии надо определять, прежде всего, через призму интересов человека.

Демократия и свобода – важнейшие для человека ценности. За демократию и свободу человечество платило дорогой ценой – они достигались посредством революций, восстаний, жестокой борьбы с тиранией, фашизмом, тоталитаризмом.

Только в условиях демократии человек полностью становиться личностью, может максимально проявить и выразить себя в обществе, развить индивидуальную неповторимость своих задатков и талантов, обогатить свои сущностные, интеллектуальные силы и способности. Личность тем духовно, нравственно богаче, чем шире и многообразнее ее общественные связи, чем активнее она участвует в политической жизни социума.

Демократия – это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенности человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологический фундамент, на котором формируется гражданин, свободный человек, не способный унижать других и не допускающий собственного унижения никем и перед кем. В условиях дефицита демократии человек низводится до положения безропотного исполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобода оказываются незащищенными. Демократия – это благородство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взвешенно решать любые принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства. Во все времена одной из главных опор демократии было развитое чувство гражданственности, неотделимое от умения и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом[29] .

Общеизвестны положительные стороны демократии, но в научной среде очень мало говориться об её противоположных характеристиках.

При демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений очень громоздки и не всегда могут оперативно и профессионально ликвидировать какой-либо пробел в работе. Демократические процедуры дорогостоящи, и в некоторых случаях неэффективны – в итоге отсутствует компетентное и качественное руководство обществом со стороны государства.

В XX веке все больше говорят об абсентизме - неучастии избирателей в выборах, о недоверии к политическим деятелям, о том, что реально власть все равно находится в руках правящей элиты, которая приспособилась к демократическим требованиям. Правящая элита имеет возможность оказывать серьезное влияние на исход выборов, референдумов и т.п. манипулируя общественным мнением с помощью средств массовой информации[30] .

Соответствующий общему определению, реально действующий, демократический режим гарантирует защиту избирательных и иных политических прав, выступает гарантией устойчивого эволюционного развития конституционно-политической системы государства и политической стабильности. В свою очередь, политическая стабильность – это гарантия стабильности в экономике, которая является главным фактором в развитии общественных отношений, и иных сферах жизни общества и государства в целом, реализации всего объема конституционных и других предусмотренных законодательством прав и свобод человека и гражданина[31] .

Демократию и свободу, поскольку это явления социальные человек не воспринимает никакими органами чувств, и если они есть, пользуется ими, как бы не замечая их наличия. Напротив, человек начинает остро чувствовать отсутствие демократии и свободы, когда лишается их. Не случайно одна из самых суровых мер наказания за тяжкие преступления - лишение свободы на определенный период времени.

Демократия и самоуправление – школа массового воспитания и обучения людей. Через демократию, участие в делах государства воспитывается гражданственность, формируются политическое сознание и политическая культура масс, обогащается духовная жизнь человека и общества.

Демократия и самоуправление служат социально-политической основой развития гражданского общества, самоуправляющихся структур и институтов, становления правового государства. Они обеспечивают непрерывную и обратную связь населения и государственных органов и органов местного самоуправления.

Демократический режим – это, пожалуй, единственно возможный способ выявления, концентрации воли народа и возведения её в закон, важная гарантия проведения законов в жизнь[32] .

Демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности образуют движение за их реализацию[33] .

Современные демократические режимы далеки от идеала. Они не исключают возможности использования в той или иной ситуации авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Хотя такие действия достаточно редки, но всегда сохраняется возможность их использования. Обычно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основывается на понимании того факта, что судьба народных избранников, в конечном счете, зависит от воли избирателей, поэтому для того чтобы получить или сохранить властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства имеющих право голоса, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране[34] .

Следовательно, демократия не означает полной свободы и независимости личности от государства. Государство всегда может не только контролировать, но и корректировать, направлять общество, что не всегда может быть полезно самому обществу.

Важнейшим принципом данного режима является конституционное закрепление и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих, социально-экономических, политических прав и свобод граждан, к числу которых в первую очередь относятся право на жизнь, право на собственность, право на участие в государственных делах путем голосования или занятия выборной должности, право на труд и образование, свобода слова и печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающая право каждого исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений[35] .

Вместе с тем законом предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение этих свобод во вседозволенность. Очевидно, что не может быть полной свободы печати: существует ответственность за разглашение в прессе и других средствах массовой информации сведений, содержащих государственную или военную тайну, публикацию заведомо ложных материалов, порочащих честь и достоинство граждан и организаций. В целях защиты нравственного здоровья общества во многих странах действуют жесткие правила, запрещающие распространение порнографических изданий за пределами специально установленных мест и продажу такого рода печатной продукции несовершеннолетним.

В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд[36], не является гарантией от безработицы и т.д.

 

Заключение

В результате изучения темы «Государственно-политический режим» я сделала некоторые выводы.

В теории государства и права существуют различные мнения и подходы к определению понятия и сущности термина «государственно-политический режим», некоторые исследователи разделяют это понятие на два, где государственный режим является частью политического, другие же не разделяют эти понятия, наоборот, они их отождествляют, так как, по их мнению речь идет об одном и том же явлении.

Однако многие исследователи в качестве классификатора определяют соотношение диктатуры и демократии, которое выражает степень свободы личности, гарантированность ее прав и свобод. В соответствии с этим критерием ученые выделяют три основных типа политического режима: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Невозможно однозначно определить тип политического режима в каком-либо государстве, так как почти все государства помимо основных черт, определяющих их политический государственный режим, имеют те или иные черты характерные для других режимов. Определить основной тип помогает соответствие признаков государственного устройства власти конкретного государства тем чертам, которые присущи конкретному типу политического режима.

Государственно-политический режим является основным элементом формы государства. Под влиянием определенного типа режима формируются остальные элементы государственной власти, общественные, экономические, международные и другие отношения.

Государственно-политический режим – очень динамичное, постоянно дополняющееся и изменяющееся явление. Он требует развития в соответствии с современными условиями в мире и, в частности, России.

Невозможно выделить «плохие» и «хорошие» политические режимы. Каждый тип имеет свои положительные и отрицательные стороны, но для меня наиболее неприятными показались черты тоталитарного устройства государственной власти.

Постепенно в мире происходит демократизация государств с жесткими формами правления.

 

 

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 – 32 с.

2. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ 2001. – 776 с.

3. Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. В. В. Лазарева и С. В. Липень. -2-е изд., испр. и доп. М.: Спарк, 2000. - 511с.

4. Политология: Учебник для вузов. / Под ред. Проф. В. Н. Лаврененко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 544 с.

5. Политология: Учеб. пособие. / Под ред. Шалак А. В. Изд-во ИГЭА, 2001. – 224 с.

6. Политология: Учебник. / Под ред. В. Д. Зотова и Ю. В. Ирхина. – М.: Юристъ, 2001 – 511 с.

7. Теория государства и права: Учебник./ Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – с. 518.

8. Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. Р.Т. Махаева. – «Издательство ПРИОР», 2001. – с. 329.

9. Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Издательство Норма, 2000. – с. 432.

10. Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. В.М. Корельского – М.: Норма, 2001. – 238.

11. Курс лекций по теории государства и права. / Пол ред. М.Н. Марченко. – М.: БЕК, 2001. - с.193.

12. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. / Под ред. В.Е. Чиркина. - М.: Юристъ, 1999. – с.146.

13. Государствоведение: Учебник. / Под ред. В.Е. Чиркина. - М.: Юристъ, 1999. – с.112.

14. Философия. Учебник для вузов. / Под ред. Г.Г. Кириленко и Е.В. Шевцова. – М.: «Издательство ЭКСМО», 2003. – с. 562.

15. Общая теория государства и права. Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002г.- 520 с.

16. Журнал РАН. Государство и право. №9, 2003г. Защита избирательных прав граждан. М.С. Майтекович.

17. Политология. Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Д. Перевалова. – М.: Издательство НОРМА, 2001г. – 392 с.

[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Глава 1, ст. 1.

[2] Кириленко Г.Г. и Шевцова Е.В. Философия. Учебник для вузов. – М.; 2003г. – С. 54.

[3] Кириленко Г.Г. и Шевцова Е.В. Философия. Учебник для вузов. – М.; 2003г. – С. 60.

[4] Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.; 2003г. – С. 193.

[5] Кареева С.А. Политические режимы как элемент формы государства. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук. Саратов, 1997г. – С. 17.

[6] Корельский В.М.. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.; 2001г. – С. 238.

[7] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. – М.; 2001г. – С. 93.

[8] Шалак А.В. Политология. Учеб. пособие. – Ирк.; 2001г. – С. 67.

[9] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.; 1999г. – С.146.

[10] Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М.; 2003г. – С. 318.

[11] Махаев Р.Т. Теория государства и права. Ученик для вузов. – М.; 2001г. – С. 163.

[12] Лаврененко В.Н. Политология. Учебник для вузов. – М.; 2003г. – С. 164.

[13] Шалак А.В. Политология. Учеб. пособие. – Ирк.; 2001г. – С. 69.

[14] Лаврененко В.Н. Политология. Учебник для вузов. – М.; 2003г. – С. 164.

[15] Шалак А.В. Политология. Учеб. пособие. – Ирк.; 2001г. – С. 69.

[16] Зотова В.Д., Ирхин Ю.В. Политология. – М.; 2001г. – С. 217.

[17] Зотова В.Д., Ирхин Ю.В. Политология. – М.; 2001г. – С. 215.

[18] Политология. Учебник для вузов. Перевалов В.Д. 2001г. С. 117.

[19] Лаврененко В.Н. Политология. Учебник для вузов. – М.; 2003г. – С. 162.

[20] Зотова В.Д., Ирхин Ю.В. Политология. – М.; 2001г. – С. 216.

[21] Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.; 2002г. – С. 169.

[22] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.; 2001г. – С. 131.

[23] Зотова В.Д., Ирхин Ю.В. Политология. – М.; 2001г. – С. 217.

[24] Лазарев В.В. Общая теория государства и права. – М.; 2002г. – С. 367.

[25] Лаврененко В.Н. Политология. Учебник для вузов. – М.; 2003г. – С. 164.

[26] Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. – М.; 2000г. – С. 100.

[27] Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Ученик для вузов. – М.; 2001г. – С. 163.

[28] Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.; 2001г. – С. 318.

[29] Перевалов В.Д. Политология. Учебник для вузов. – М.; 2001г. – С. 93.

[30] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебни<



2015-12-06 505 Обсуждений (0)
Типы политических государственных режимов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы политических государственных режимов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (505)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)