Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Блок «Экономика» Микроэкономика




1. Виды экономических систем. Критерии классификации.

Экон системы –совокупность взаимосвязанных экон элементов, образующих определенную целостность, эконом структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экон благ. Выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустр экон системы. Границами, отделяющими эконом системы др от друга, являются промышленная и научно - техническая революции.

В доиндустр (традиционную) эпоху господствовало натуральное с/х производство. Отсутствие общественного разделения труда, замкнутость, изолированность от внешнего мира, самообеспеченность ресурсами, а также удовлетворение почти всех потребностей за счет собственных ресурсов составляют главные черты натуральной формы хоз-ва. Преимущественное значение имело качество продуктов, а не их цена, целью было личное потребление.

Индустриальное общество.

Промышленная революция означает качественный скачок в развитии производительных сил. Индустриальный труд вытесняет аграрный. Растет урбанизация населения. Товаро-денежные отношения приобретают всеобщий характер. Каждый товаропроизводитель хозяйствует на свой страх и риск и сам определяет, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовать свою продукцию.



Постиндустриальное общество. В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом системы производительных сил. Это приводит к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил.

Современные экон системы:

1.Рыночная экономика – организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных потребителей. Основные черты: господство частной собственности; свободное предпринимательство; многообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование договорные отношения между субъектами экономики; упор на личные интересы (главный мотив эконом деятельности); вмешательство гос-ва в экономику ограничено.

2.Командная экономика – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в гос-ной собственности и распределяются правительством в соответствии с жёстким планом. Основные черты: господство гос-ной собственности; административные методы в экономике( преимущественно в форме приказов); отсутствие личного интересов (инициативы); централизованное эконом планирование (гос план, в соответствии с которым осуществляется производство и распределение продукции). Командная экономика – экономика дефицита, несмотря на полную занятость и полную загрузку производственных мощностей. Это связано с гос-ным регулированием цен, гос-ным планированием.

3.Смешанная экономика – организация экономики, которая сочетает в себе рыночную эффективность с гос-ным регулированием, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги. При этой системе большое внимание уделяется соц сфере. Гос-во обеспечивает эконом и полит стабильность общества, сглаживает циклические колебания, кризисные явления и др.

4.Традиционная. Существует в ряде слаборазвитых стран. Экономические роли членов общества определяются обычаями и традициями, а также наследственной и кастовой принадлежностью. Её основные черты:

1. Низкий уровень развития производительных сил этой эк-ки

2. Низкие темпы эк-го роста

3. Традиционная р-я эк-ка управляется, регулируется и контролируется, главным образом, традициями, обычаями и, в значительной степени, религиозными канонами. торговля развита слабо и только с соседними государствами.

4. Гос-во играет активную роль: следит за соблюдением традиций. Большую роль играет иностранный капитал.

2. Основные категории товарного хозяйства: благо и товар.

Форма организации экономики, при которой основная часть благ создается для обмена путем купли-продажи, именуется товарным хозяйством. В товарном производстве основные экономические вопросы (что создавать, сколько, как и для кого?) решаются самостоятельными производителями. При принятии этих решений учитываются потребительский спрос, его структура, а также тенденции изменения потребностей. Товарное производство возникает и функционирует при определенных условиях. К ним относится общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей. Центральной категорией товарного производства является «товар», которой исторически и логически предшествует категория «благо». Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. Особое место среди благ занимают услуги. Это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Классификация благ: материальные (естественные дары природы, продукты производства, отношения по присвоению матер благ – патенты, авторские права), нематериальные (создаются в непроизводственной сфере – образование, искусство, кино, театр), делятся на внутренние и внешние;настоящие и будущие, кратко и долгосрочные,прямые и косвенные; экономические (объект или результат экономической деятельности) и неэкономические (существуют в природе). Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Обладает двумя свойствами: способность удовлетворять какую-л. человеческую потребность (потребительская стоимость товара) и пригодность к обмену. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях-меновая стоимость.

3. Общественное производство и его структура.

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда. В общем плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии: ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН – ПОТРЕБЛЕНИЕ.

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам. Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.

Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.

Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

4. Рынок: содержание, функции, хозяйственный механизм. Структура и инфраструктура рынка.

Рынок- система отношений, в которой связи покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения.

Механизм рынка - это механизм прогресса.

Рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Рын мех действует как мех принуждения, заставляющий предпринимателей действовать в конечном счете на пользу потребителей. Рын мех- мех формирования цен и распредел ресурсов, мех взаимод продавцов и покуп по поводу производства и потребления. Особенность рын мех-каждый его элемент тесно связан с ценой.

Рынок выполняет определенные функции:

- выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;

- уравновешивает спрос и предложение;

- обеспечивает сбалансированность экономики;

- это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;

- объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.

Свободный рынок характеризуется следующими чертами:

- неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;

- свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;

- неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;

- наличием у каждого участника полной информации о рынке;

- стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;

-на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.

Формы рынков:

• Личный контакт (цены устанавливаются заранее, до процесса купли-продажи)

• Безличный контакт (цены складываются непосредственно в процессе купли-продажи)

Спрос количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени.
Предложение товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены.
Цена количество денег, за которое продавец согласен продать (цена продавца), а покупатель готов купить (ценапокупателя) единицу товара.
Конкуренция соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.

5. Спрос и предложение как экономическая категория.

Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Показывает кол-во товара, которое готов приобрести покупатель по данной цене. Выступает со стороны потребителя (покупателя) и отражает потребности людей.Закон падающего спросасостоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Данный закон выражает следующую зависимость: 1)цены имеют тенденцию к снижению; 2)при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот, повышается; 3)но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены. Факторы спроса, помимо цены, влияющие на спрос: уровень личных располагаемых доходов потребителей; инфляционные либо дефляционные ценовые ожидания; изменения цен на сопряженные товары; социально-экономические факторы: размер рынка, реклама, вкусы и предпочтения, сезонность, изменения в законодательстве, катаклизмы и т.п. Функция спроса—это функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Товарозаменители (как будет изменятся при изменении цены на какой-нибудь из них), дополняющие (автомобиль и бензин) Эластичность спроса – реакция потребителя на изменения цены или дохода.

Совершенно неэластичный спрос объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).
стичный спрос когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).
Единичная эластичность спроса изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса.
Эластичный спрос объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).
Совершенно эластичный спрос объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня.

Предложение–товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную(выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения. Закон изменения предложения.На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно также отразить графически.

В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства в соответствии со спросом. В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен. Факторы, от которых зависит эластичность предложения:1)особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен)2)временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке)3)способность данного товара к длительному хранению. Факторы, приводящие к изменению предложения:1)изменение в себестоимости сырья или производства(повышение себестоимости приводит к снижению предложения)2)изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемыетовары.3)перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен-предложение снижается; ожидание снижения цен—предложение увеличивается).3)количество товаропроизводителей

6. Конкуренция: понятие, условие, формы и методы.

Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции,удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Выделяют следующие функции конкуренции:

§ выявление или установление рыночной стоимости товара;

§ выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;

§ регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

По масштабам развития выделяют следующее виды:

индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (697)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)