Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Международные стандарты в обеспечения равенства религиозных организаций в отношениях с государством




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Помимо норм национального права, регламентирующих светский характер Российского государства, и с учетом ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, необходимо рассмотреть нормы международного права, чтобы определить степень и характер регламентации светского государства на международном уровне.

Ведущую роль играют акты Организации Объединенных Наций (ООН) и Совета Европы, в том числе решения Европейского суда по правам человека.

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию-рекомендацию – Всеобщую декларацию прав человека. Статья 18 Всеобщей декларации провозглашает, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, включая свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

Формально-юридически Всеобщая декларация не имеет обязательного характера и содержит только рекомендательные нормы. Однако именно Всеобщая декларация явилась первым комплексным универсальным актом по защите прав человека, и в настоящее время ее положения стали частью международного права[11]. На основе положений Всеобщей декларации было принято два Международных пакта: Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.



В Международном пакте о гражданских и политических правах свобода мысли, совести и религии закрепляется аналогичным Всеобщей декларации прав человека способом (ст. 18). Речь идет о гарантиях религиозной свободы с некоторыми важными дополнениями, например устанавливается, что родители обеспечивают религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями (ч. 4 ст. 18). Статья 2 указанного Пакта определяет степень его обязательности для государств-участников: «Каждое государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия», значит, в том числе право на свободу мысли, совести и религии.

Центральным положением Декларации ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. является запрет дискриминации по мотивам религии или убеждений, и в связи с этим она содержит принципиальные положения, относящиеся к политике государства: 1) все государства обязаны приложить усилия (прежде всего, законодательные) для запрещения дискриминации и борьбы против нетерпимости на основе религии или иных убеждений (ч. 2 ст. 4); 2) права и свободы, провозглашенные Декларацией, предоставляются национальным законодательством так, чтобы каждый мог пользоваться ими на практике (ст. 7).

Упомянутые акты ООН, провозглашая свободу мысли, совести и религии и раскрывая содержание этих свобод, говорят лишь о религиозной свободе. К примеру, не говорится о возможности не исповедовать никакую религию, вести атеистическую пропаганду и т. д. Но все же Общие замечания № 22 Комиссии ООН по правам человека, обнародованные в 1993 г., содержат следующую рекомендацию: «Статья 18 Всеобщей декларации 1948 года защищает теистические, нетеистические, а также атеистические убеждения, так же как и право не исповедовать никакой религии или убеждений. Термины «убеждение» и «религия» должны толковаться в широком смысле»[12]. Таким образом, Комиссия ООН по правам человека в своих рекомендациях отождествляет понятие «религия» с наиболее широким из возможных ее толкований – как мировоззрение. Получается, что «между строк» в актах ООН читается необходимость светского государства, потому что другое государство не сможет гарантировать равенство, свободу совести и недискриминацию по признаку религии или убеждений.

Если все равны перед законом и судом, значит, религиозные объединения также равны, из чего вытекает и равное ограничение их прав и свобод. Обвинения же в сектантстве создают ситуацию, при которой непонятно, по каким юридическим критериям сектантство определять. Если религиозное объединение или его член преступили правовой запрет, то юридическая ответственность должна наступать не за мировоззрение, а за совершение правонарушения, запрещенного для всех с одинаковой силой, тем более что п. 2 ранее упомянутых Общих замечаний № 22 Комиссии ООН по правам человека фиксирует, что «статья 18 Всеобщей декларации не ограничивается в своем применении традиционными религиями или религиями и убеждениями, имеющими институционные характеристики, или культами, аналогичными традиционным религиям. В связи с этим вызывает беспокойство любая попытка дискриминации любой религии или убеждений по любым причинам, включая тот факт, что они недавно образованы или представляют религиозные меньшинства, которые могут являться предметом враждебности со стороны доминирующей религиозной общины»[13]. Следовательно, использование такого термина, как «секта», с целью опорочить или подвести под стереотип определенные религиозные группы является недопустимым в контексте усилий.

Нельзя обойти вниманием Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, подписанную 26 мая 1995 г. Статья 10 указанной Конвенции повторяет вслед за Всеобщей декларацией и Европейской конвенцией: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания».


 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7