Право и государство в их соотношении
Исторически П и Г возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое цивилизованное состояние. Право возникло, как реакция общества на объективную необходимость иметь более жесткий и властный регулятор соц. отношений, снабженный принудительной силой, т.к. моральные и др. подобные нормы с этой задачей уже не справлялись. Жизненные потребности, прежде всего, матер. порядка лежат в основе зарождения Г. Именно эти причины обусловили появление рассматриваемых институтов. При этом закон и вл. возникают как взаимозависимые понятия. Они немыслимы друг без друга. Назначение Г и П состоит в том, что они выступают средством упорядочения обществ. отношений, призваны обеспечивать норм. условия жизнедеятельности людей, служить для них способом совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения коллективной воли. Если Г возникает из необходимости поддержания порядка, то П создает юр. механизмы для этого. С момента своего зарождения Г и П логически связаны между собой, объективно нуждаются др. в др., взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно. Тем не менее, Г и П относительно самостоятельные явления, и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется. У каждого из них свои цели, задачи, методы. Они взаимод-ют, но не сливаются, не поглощают др. др. В современной лит-ре указывается на 3 возможные модели во взаимоотн-ях Г и П: 1.тоталитарное (Г выше П и им не связано); 2. либеральная (П выше Г); 3. прагматическая (Г создает П, но связано им). 1 – для России не подходит, 2 – выражает скорее желаемое, 3 – ближе к нынешним реальностям и сегодня практически осуществимо. Соотношение Г и П включает в себя 3 главных аспекта: 1. Единство - выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими и культурными и иными условиями; в том, что они выступают средствами соц. регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантирует права личности. Есть и др. грани единства рассматриваемых категорий. Они в частности проявляются в идее правового гос-ва, о чем свидетельствует само это выражение. О родственности указанных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой – общей ТГП! Гос. и правовое развитие – единый процесс. 2. Различия - вытекают уже из определения этих понятий. Если гос-во есть особая политико-территориальная организация публичной вл., форма существования классового об-ва, то право- сис-ма официально устных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное соц. значение, различные роли. Гос-во олицетворяет силу, а право- волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию. Они каждая по своему отражают реальную действительность, назревшие потребности. 3. Взаимодействие - выражается многообразным влиянием др. на др. Воздействие Г на П состоит в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. П формируется при непременном участии Г, оно есть непосредственный продукт, результат гос. деятельности. Посредством права осущ-ся задачи и функций гос-ва, проводится и внутр. и внешн. политика, законодательно определяется и закрепляется общ. строй, положение личности в обществе. Воздействие Г на П.Роль Г в обеспечении П. Воздействие Г на П состоит в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. П формируется при непременном участии Г, оно есть непосредственный продукт, результат гос. деятельности. Правотворчество – исключительная прерогатива Г. Г либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также передавать возможность принимать отдельные юр. акты общественным и иным негос. организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям. Но в конечном счете право исходит все же от гос-ва как от официального представителя общества. Так что без его ведома или вопреки его воли свое право никто создавать не может. В то же время существуют объективные пределы такого вмешательства, так как право – в значительной мере самостоятельное и независимое явление, живущее своей жизнью и по своим внутр. законам. Воздействие на него не абсолютно. Что касается роли Г в обеспечении П, то она состоит в том, что Г в силу своих властных полномочий может обеспечивать соблюдение П посредством мер гос. принуждения. 28. Понятие и признаки права. Право – (установленное и санкционированное гос-вом) - сис-ма общеобязательных, формально определенных норм, обеспеченных мерами гос. принуждения, регулирующих обществ. отношения в интересах отдельной личности и общества в целом. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права. Вместе с нею развивается и изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается. Общеобязательность как специфическая черта и требование права распространяются на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, государство. Признаки права: 1. Регулирует человеческое поведение; 2. Юридическая мера свободы; 3. В праве воплощена идея справедливости; 4. Различие права и свободы (закона); 5. Нормативность (означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью), системность, общеобязанность, обеспеченность мерами гос.принуждения (означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с гос-венной деят-стью), формальная определенность (означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.)) Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к актам, издаваемым им или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и создает гарантии. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то организациями, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами. Государственное принуждение активно применяется лишь в случаях применения норм права. Во всех остальных случаях постоянно сохраняется лишь потенциальная возможность его использования.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |