Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Конституционное правосудие




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Судебный конституционный контроль: понятие и модели.

Судебный конституционный контроль есть проверка на соответствие конституции объектов такого контроля судебными органами. Существуют предварительный контроль, который осуществляется до вступления в силу закона, и последующий (в отношении действующих законов).

Существует две модели:

1) Североамериканская модель судебного конституционного кон­троля принята — кроме США — в Канаде, в ряде европейских государств (Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция); во многих странах Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Доминикан­ская Республика, Мексика и др.); Австралии и Новой Зеландии; в азиатских странах (Бангладеш, Израиль, Индия, Иран, Паки­стан, Япония и др.); в ряде англоязычных африканских стран (как правило, там, где действует система общего права).

Особенность североамериканской модели состоит в том, что конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции. Эта модель имеет две разновидности: 1) конституционный контроль осуществляется всеми общими судами при рассмотрении конкретных дел (гражданских, администра­тивных, уголовных) в соответствии с правилами обычной су­дебной процедуры (децентрализованный контроль); 2)конституционный контроль осуществляется верховными (высшими) судебными инстанциями, возможно по особой процедуре (цен­трализованный контроль).



Формально закон, признанный высшим (верховным) судом неконституционным, продолжает действовать. Но действие его блокировано судом: ни один суд применять его не станет. Таким образом, неконституционный закон лишается судебной защиты, фактически он утрачивает юридическую силу. В таких случаях законодатель, как правило, вскоре отменяет подобный закон. Законодательное определение полномочий общих судов по реализации конституционного контроля осуществляется с раз­ной степенью полноты. В одних странах такое полномочие яв­ляется результатом самой судебной практики (присваивается самими судами) на основе толкования своей компетенции, в других — регламентируется в общей форме либо путем пере­числения конкретных правомочий в защите прав и свобод юри­дических и физических лиц.

2) Европейская модель судебного конституционного контроля яв­ляется преобладающей в мире, принята в большинстве стран За­падной Европы, Латинской Америки (Колумбия, Коста-Рика, Панама, Чили и др.), Азии (Ирак, Кипр, Сирия, Турция, Южная Корея и др.), Африки (Ангола, Египет, Мали, Эфиопия и др.), т. е. характерна для государств, в которых действует принцип верховенства и высшей юридической силы конституции.

Европейская модель судебного конституционного контроля имеет две разновидности: конституционность объектов кон­троля проверяют специализированные — конституционные — суды либо специальные конституционные коллегии, палаты в составе высших (верховных) судов, для которых конституционный контроль является единственной (исчерпывающей) функцией, и осуществляют ее по правилам специальной про­цедуры (централизованный контроль).

В большинстве стран мира учреждены и действуют консти­туционные суды, в ряде государств — конституционные палаты (коллегии) в составе высших судебных инстанций (Конститу­ционная палата Верховного суда Коста-Рики, Конституцион­ная коллегия Государственного суда Эстонии). В Российской Федерации действует европейская модель судебного конститу­ционного контроля в виде функционирования самостоятельно­го Конституционного Суда РФ.

В федеративных государствах существуют как федеральный конституционный суд, так и конституционные суды субъектов федерации, которые, правда, не образуют единую инстанционную систему судебного конституционного контроля (Германия, Россия и др.).

Наряду с североамериканской и европейской моделями су­дебного конституционного контроля существуют и смешанные модели, совмещающие элементы и той и другой.

Например: Верховный суд Канады — главная апелляционная инстанция страны — рассматривает конституционно-правовые вопросы при осуществлении обычного судопроизводства по конкретным делам, что типично для североамериканской модели. В то же время он наделен специальными полномочиями рассматривать по запросу Правительства «важные вопросы права или факта», касающиеся толкования Конституции, конституционности или толкования федерального или провинциального законодательного акта, полномочий парламента Канады или законодатель­ных органов провинций, или их соответствующих прави­тельств, а также по любому иному важному вопросу права или факта, касающемуся любой другой области. Решения Верхов­ного суда Канады по этим вопросам носят рекомендательный характер.

В России Конституционный суд решает вопросы о соответствии федеральных законов Конституции, нормативно-правовых актов Президента, Правительства, Государственной думы, Совета Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации.

2. Виды судебного конституционного контроля.

Наиболее распространённым и значимым полномочием судов является конституционный нормоконтроль: проверка конституционности законов, подзаконных нормативных актов, внутригосударственных и международных договоров.

Виды:

1) обязательный (императивный)(в ряде случаев обязательный нормоконтроль, например судья пришедший к убеждению что закон противоречит конституции, не может применить его в конкретном деле и он должен обратиться в КС) и факультативный(осуществляется по инициативе ф.л. или ю.л. ).

2) предварительный( проверка после принятия парламентом, но перед вступлением в силу) и последующий (на вступившие в силу, на юр. действующие).

3) абстрактный (проверка осуществляется вне связи с конкретным делом) и конкретный(в частности для индивидов, юр. лиц)

4) материальный (проверка соответствия содержания акта положениям конституции) и формальный (проверяется соблюдение конституционных требований относительно формы акта, правомочности органа издать оспоренный акт, процедуры его принятия, опубликования и введения в действие).

5) консультативный (обязывает к рассмотрению решения КС либо аналогичного ему органа тем органом, от которого зависит дальнейшая судьба проекта закона или самого закона, принятого парламентом) и учреждающий (не подлежит обсуждению и сомнению, его результаты обязательны для участников конституционного судопроизводства, и для всех субъектов права).




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1843)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7