Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Греческая лирика и ее формы



2015-12-06 1057 Обсуждений (0)
Греческая лирика и ее формы 0.00 из 5.00 0 оценок




Греческая лирика. Элегия, ямб.

 

 

Само слово "лирика" не принадлежит античной эпохе, оно появилось во времена александрийских филологов, заменив собою более ранний термин «мелика» (от "мелос" — «песня»). Лирикой назывались те песни, которые исполнялись под аккомпанемент лиры (или других струнных инструментов). Когда сейчас говорят о греческой лирике, то включают в это понятие еще несколько сходных жанров, например, элегию - песню под звуки флейты.

 

Следуя античной классификации, различают: 1) элегию, 2) ямб и 3) мелику, или лирику в тесном смысле слова; мелика бывает монодическая (сольная), и хоровая. Различия всех жанров вроде бы кажутся чисто внешними, но на самом деле имеют глубокое историческое основание. Эти виды лирики возникали из различных типов фольклорной песни, получали свое литературное развитие в разных областях Греции и в различной классовой обстановке, каждый жанр имел свою тематику, свои стилистические и стиховые особенности и сохранял даже диалект той области, в которой он впервые литературно оформился. Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой.

 

Элегия и ямб созданы в Ионии, они являются наиболее простыми видами лирики и слабее, чем другие виды, связаны с музыкой.

 

Элегией в Малой Азии назывался плач, причитание над умершим; исполнялся родственниками умершего или профессиональными плакальщиками в сопровождении флейты. Хоть элегии и вышли из плачей, но обязательного скорбного характера они не имеют. Обычно это лирическое стихотворение наставительного содержания, заключающее в себе побуждения и призывы к важному и серьезному действию, размышления, афоризмы и т. п. Элегии пелись на пирах и народных сходках. Формальным признакоми элегии является размер - в данном случае это элегический дистих, сочетание гексаметра и пентаметра (простейшая строфическая форма). Скорее всего, это мелодическое построение было свойственно старинному плачу, а литературная элегия переняла его, так же как и аккомпанемент флейты. Следы былого траурного характера элегии сохранились и в использовании элегического размера для стихотворных надписей на надгробных плитах («эпиграмма», т. е. «надпись»), но по содержанию литературная элегия вышла далеко за рамки плачей.

Представители жанра: Каллин (VII в. до н.э., Малая Азия), Тиртей (VII в. до н.э., Спарта), Солон (VII-VI в. до н.э., Афины), Феогнид (VI в. до н.э., Мегара).

 

Ямб генетически связан с земледельческой культовой поэзией. Типа как в советское время студенты ездили в колхоз и пели там матерные частушки, так и в Древней Греции. Для земледельческих праздникаов плодородия были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами; они служили также и фольклорным средством общественного порицания. Все эти черты народного ямба (сатирический и обличительный характер, персонально заостренная издевка) сохранились в литературном ямбическом жанре. Постепенно ямб стал орудием выражения личных чувств и средством полемики по общественным вопросам.

Внешним признаком ямбического жанра опять-таки служит стихотворный размер: ямб или хорей.

Представители жанра: Архилох (VII в. до н.э., о. Парос), Гиппонакт (VI в. до н.э., Малая Азия), Семонид Аморгский (VII-VI в. до н.э., о. Аморг).

ле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) — жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Евгения Баратынского)

. Элегия в античной литературе

Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием — гекзаметр-пентаметр. Cлово έ̓λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов элегии — Каллимах.

У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий — Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл (их переводили на русский язык Фет, Батюшков и др.).

 

Греческая лирика и ее формы.

Название “лирика” - греческое, происходит от названия струнного инструмента

“лира” и предполагает исполнение песен под аккомпанемент лиры, как это и

видно в песнях Алкея, Сапфо, Анакреонта и др. Но это название утвердилось

лишь в эпоху эллинизма, обычно же лирическая песня у греков называлась

“мелос”, и это слово распространилось на весь жанр. Поэт должен был в себе

совмещать и автора слов, и композитора, и хормейстера.

Связь с музыкой постепенно в зависимости от характера песен становилась менее

тесной и даже совсем порывалась. Эпическая поэзия, которая первоначально

исполнялась аэдами в пении, в дальнейшем только декламировалась рапсодами.

Равным образом и некоторые виды лирики, как ямб и элегия, рано оторвались от

музыкального аккомпанемента и превратились в чисто литературные жанры. Зато

другие формы греческой лирики эту связь с музыкой сохраняли по крайней мере до

эпохи эллинизма2. Эти формы называются

специальным словом “мелос”, т.е. песня, или “мелика” - мелическая поэзия. В

зависимости от того, как поется песня, различают лирику одноголосную -

“монодийную” и хоровую. Монодийная лирика выражала чисто индивидуальные

настроения и отличалась простотой, хоровая приурочивалась к событиям

общественной жизни и получала вследствие этого особенно торжественный характер.

Простейшими формами лирики являются элегия и ямб, рано оторвавшиеся от музыки и

ставшие чисто литературными жанрами.

Элегия и ямб.

Термином “элегия” в современном литературоведении называется стихотворение

грустного характера, написанное любым размером. В древности же под этим

названием разумелось стихотворение, написанное независимо от содержания в

форме так называемых “элегических двустиший”, состоящих из соединения

гексаметра с пентаметром. Гексаметр - шестистопный дактилический стих, такой

же, как и в эпических поэмах. Пентаметр - пятистопный стих.

Грустный характер элегия приобрела лишь в поздней литературе, особенно у

римских поэтов Тибулла, Проперция (I в. до н.э.) и др. Древнейшие же элегии,

наоборот, проникнуты чувством бодрости и нередко содержали военные призывы,

политические наставления, политическую агитацию и т.п. Жанр элегии во многих

отношениях близок к гомеровскому эпосу. Она пользуется тем же ионийским

диалектом, теми же формулами и образами. Сами греки долгое время не отличали

ее от эпоса.

Одновременно с элегией появилась и другая лирическая форма - “ямб”.

Первоначально ямбический стих служил для выражения насмешки и шутки. Само

слово “ямб” связывали с мифом о богине Деметре. Когда она в глубокой печали

об исчезновении своей дочери Персефоны пришла ко двору элевсинского царя

Келея, только грубая шутка служанки Ямбы заставила ее рассмеяться. Название

ямба было перенесено на соответствующий сатирический жанр. Но впоследствии

ямбический стих, наиболее близкий к ритму обыкновенной разговорной речи, стал

применяться и в стихотворениях иного содержания, особенно же в диалогических

частях драмы.



2015-12-06 1057 Обсуждений (0)
Греческая лирика и ее формы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Греческая лирика и ее формы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1057)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)