Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Характеристика основных теорий происхождения и сущности государства




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует несколько версий происхождения гос-ва, в рамках которых всякий раз происходило определение его сущности и социального назначения. Теократическая теория. Ранняя теория, объясняющая процесс возникновения гос-ва, была теократическая теория. Ее авторы — средневековые богословы Тертулиан (ок. 160 — после 220), Аврелий Августин (354—430), Фома Аквинский (1225—1274). Рассматривали государство как божий промысел, смысл в установлении на земле порядка и гармонии, аналогичных тем, что существуют в «царстве божьем», «вся власть от бога». Бог является творцом всего сущего на земле, в том числе, и гос-ва. Проникнуть в тайну божественного замысла, а следовательно, постичь природу гос-ва, по замыслу авторов теории, невозможно, а потому следует лишь верить и безропотно подчиняться носителям власти божьей, т. е. правителям. Теократическая теория: первые гос-ва имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов, божественное право придавало гос-ной власти авторитет, а решениям гос-ва - обязательность. В законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: «боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми». Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности гос-ной власти. Современная христианско-демократическая концепция гос-ва, основанная на уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны гос-ва, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны гос-ва тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям. Патриархальная теория –гос-во как большая семья, где отношения монарха теория и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Создатели мыслители Древнего мира Аристотель (384—322 до н. э.), Конфуций (551—479 до н.э.) и английский философ XVIII в. Р. Фильмер. По их мнению, государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в союзы, а затем — в государство. Власть опекунская, отеческая в результате объединения семьи в гос-во становится гос-ной. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю. Гос-во, по мнению Конфуция, должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродеятельного правителя и его талантливых и достойных помощников. Теория идеалистически трактовала отношения правящих и подданных. Объединение семей было определяющим в возникновении гос-ва, т.к. семья представляет собой наиболее раннюю форму организации людей, разделения и кооперации труда. В 17—18 вв. появляется договорная теория происхождения государства, создатели: английские ученые Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632—1704), французские просветители Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), Д.Дидро (1713—1784) и др. В соответствии с этой теорией гос-во понималось как общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать гос-тво. Договор заключался либо между правителем и подданными, т. е. договор подчинения, как считал Т. Гоббс, либо между гражданами, т.е. договор объединения, как полагал Дж. Локк. Договорная теория отбрасывает вопрос о времени и месте создания государства как неактуальный. Важным, по мнению авторов теории, является вопрос о социальном назначении гос-ва — служить человеку, гарантировать его права и свободу. Гуманистическое понимание гос-ва авторами договорной теории смогло реализоваться на практике лишь с возникновением гражданского общества в 19 в. Через теорию общественный договор некоторые авторы приходили к тоталитарному типу государства. Ж.-Ж. Руссо понимал государство как «политическое тело», «политическое целое», Марксистская теория, созданная К. Марксом Ф. Энгельсом и их последователями, объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы, которое было следствием разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. Гос-во — орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает то угнетение, умеряя столкновение классов -В.И. Ленин. В сущности гос-тва выделяется его классовая природа, способность гос-ва выступить в качестве инструмента населения и подчинения в руках экономически господствующего класса. Марксистская теория определяет причины возникновения гос-тва, его обусловленность эк-ими факторами. По мнению сторонников теории насилия, гос-во является результатом прямого полит-ого действия — внутреннего насилия, как считали Е.Дюринг (1833—1921), К.Каутский (1854—1938), или внешнего завоевания, согласно точке зрения австрийского правоведа Л. Гумпловича (1838—1909). Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем гос-ва, которое становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только гос-во, но и деление общества на классы, частная собственность. Как отмечал один из авторов теории внешнего насилия Л. Гумготович, всегда насилие одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения. Эта теория имеет множество подтверждений в истории, например, гражданская война Севера и Юга, приведшая к созданию единого американского гос-ва и т.д. Представителями психологической теории Г. Тард (франц 19 в.), русский юрист Л.И. Петражицкий (1867—1931) полагал, что гос-во является закономерным итогом психологической потребно чел-ка в общении. Психологическая теория происхождения гос-ва обращает внимание на роль и значение биологических и психологческих факторов в возникновении гос-ва. Однако базировать их значение значит отрицать естественно-исторический характер процесса возникновения гос-ва и считать его явлением субъективной воли. Расовая теория происхождения гос-ва. Одним из основателей расовой антропологической школы социологии был французский писатель Жозеф Артур де Гобино (1816-1882), в мире существуют «высшие расы, призванные господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших». Органическая теория уподобляет гос-во живому организму, состоящему из клеток, составных частей, кокими являются люди, и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию, обеспечивается нормальное функционирование всего гос-ва. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820—1903), считал -воля гос-ва выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне — с ногами и руками, а движения и связи — с нервами. Древнегреческий философ Платон способность к управлению объяснял обладанием высшим качеством человеческой души — мудростью, а деление людей на управляющих и управляемых — наличием или отсутствием этого качества с момента рождения. Гос-во представляет собой целостную систему, в которой ее отдельные элементы связаны отношениями взаимозависимости. Все теории в стремлении создать универсальное объяснение процессу происхождения гос-ва, годное для всех эпох и стран, объединение всех этих теорий происхождения поможет воссоздать целостную картину процесса гос-во образования. В рассмотренных теориях отмечается один из аспектов социальной сущности гос-ва: либо гос-во служит интересам общества и личности, либо оно выступает средством подавления имущими классами неимущих и «низших». На определенных этапах исторического развития, преобладала классовая природа гос-ва, но определяющим всегда было его общесоциальное значение. Гос-во выступает важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, интеграции различных групп вокруг общепризнанных целей и эффективным механизмом их реализации.



 

 

Ценности права.

Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, необходимых потребностей и интересов граждан, общества в целом. Право, прежде всего, обладает инструментальной ценностью, т.е. тем, что должно придавать действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивать их подконтрольность, делать отношения цивилизованными. Далее, оно способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, определяет границы, меру этой свободы. Наконец, ценность состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Оно пронизано гуманными началами. Формула Протагора: «Человек есть мера всех вещей» может быть отнесена и к праву, ибо оно является средством социальной защищенности личности. И самое последнее: как общечеловеческая ценность оно выступает фактором прогресса, источником обновления общества. Ценности в праве следует воспринимать как шкалу измерения самого права. Ценность в праве — это то сущностное, что позволяет праву оставаться самим собой. Можно выделить основные проявления ценности права: 1. Социальная ценность права состоит в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную волю (интерес) участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Оно вносит стабильность и порядок в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные и нравственные ценности. Обеспечивая простор для упорядоченной свободы и активности, право служит фактором социального прогресса. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, развития демократии. Социальная ценность права выражается в следующем:
Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.
Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.
В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.
В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.
В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства. 2. Инструментальная ценность права — одно из проявлений его общесоциальной ценности — состоит в том, что право является регулятором общественных отношений, инструментом для решения разнообразных задач, в том числе для обеспечения функционирования других социальных институтов (государства, социального управления, морали и др.) и иных социальных благ. Как инструмент, право используется различными субъектами социальной жизни — государством, церковью, общественными объединениями, коммерческими организациями, гражданами. В цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность и нормальную жизнедеятельность, социальный мир, согласие, снятие социальной напряженности. 3. Собственная ценность права как социального явления состоит в том, что право выступает как мера а) свободы и б) справедливости. В этом качестве право может предоставлять человеку, коммерческим и некоммерческим организациям простор для свободы, активной деятельности и в то же время исключать произвол и своеволие, то есть служить гарантом свободной достойной и безопасной жизни. Социальная свобода, не связанная правом, вне права, может перерасти в произвол, в несправедливость для большинства людей. Право выступает силой, способной противостоять беззаконию. Утверждая принципы свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится ценностью для отдельного человека, конкретной группы и общества в целом, открывает личности доступ к благам и выступает действенным способом ее социальной защищенности. Как писал украинский мыслитель Б. Кистяковский, «право только там, где есть свобода личности». В этом проявляется гуманистический характер права. Именно своей собственной ценностью право входит в арсенал общечеловеческих ценностей, которые вырабатываются поколениями людей на протяжении истории.




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (602)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7