Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специальность: реставратор живописи



2015-12-06 389 Обсуждений (0)
Специальность: реставратор живописи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час. В том числе, ак. час. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
  3 семестра         зачет
1. Введение: иконографический метод в науке о византийском и древнерусском искусстве.           Терминологический диктант
2. Иконография раннехристианско-го искусства            
3. Иконография «византийского антика» и ранневизантийского храма;           Контрольная работа
4. Иконография крестово-купольного храма          
5. Иконография высокого иконостаса          
6. Иконография православного храма;           Тестирование
7. Иконография Иисуса Христа          
8. Иконография Богоматери         Реферирование
9. Иконография Ангелов            
Иконография Святых (по чинам святости);            
11. Иконография искусства русского Средневековья              
12. Основные этапы богословия образа православной Церкви          
  Промежуточный контроль                
  Итоговый контроль:                
  Итого:              

 

 

 

Учебно-тематический план дисциплины

Очная форма обучения

Специальность: реставратор графики

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час. В том числе, ак. час. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
  3 семестра         экзамен
1. Введение: иконографический метод в науке о византийском и древнерусском искусстве.           Терминологический диктант
2. Иконография раннехристианско-го искусства            
3. Иконография «византийского антика» и ранневизантийского храма;            
4. Иконография крестово-купольного храма          
5. Иконография высокого иконостаса          
6. Иконография православного храма;           Тестирование
7. Иконография Иисуса Христа          
8. Иконография Богоматери         Реферирование
9. Иконография Ангелов            
Иконография Святых (по чинам святости);            
11. Иконография искусства русского Средневековья             Контрольная работа
12. Основные этапы богословия образа православной Церкви          
  Промежуточный контроль                
  Итоговый контроль:                
  Итого:              

Учебно-тематический план дисциплины

Очная форма обучения

Специальность: реставратор предметов декоративно-прикладного искусства

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час. В том числе, ак. час. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
  4 семестра         экзамен
1. Введение: иконографический метод в науке о византийском и древнерусском искусстве.           Терминологический диктант
2. Иконография раннехристианско-го искусства           Тестирование
3. Иконография «византийского антика» и ранневизантийского храма;            
4. Иконография крестово-купольного храма            
5. Иконография высокого иконостаса           Контрольная работа
6. Иконография православного храма;            
7. Иконография Иисуса Христа            
8. Иконография Богоматери           Реферирование
9. Иконография Ангелов            
Иконография Святых (по чинам святости);            
11. Иконография искусства русского Средневековья              
12. Основные этапы богословия образа православной Церкви            
  Промежуточный контроль                
  Итоговый контроль:                
  Итого:              

 

 

 

Очно/заочная форма обучения

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час. В том числе, ак. час. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
1.                  
2.                  
3.                  
  Промежуточный контроль                
  Итоговый контроль:                
  Итого:                

 

 

Учебно-тематический план дисциплины

Заочная форма обучения

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час. В том числе, ак. час. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
1.                  
2.                  
3.                  
  Промежуточный контроль                
  Итоговый контроль:                
  Итого:                

 

Содержание учебной дисциплины

 

4.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Содержание раздела (темы)
1. Введение: иконографический метод в науке о византийском и древнерусском искусстве. Иконографический метод в университетской науке Германии как классификационный меиод для систематизации археологического материала. Иконографический метод: его применение в церковной археологии. Иконографический метод в науке о византийском и древнерусском искусстве. Н.П.Кондаков – основоположник науки о византийском и древнерусском искусстве как отдельной дисциплины гуманитарного знания. Ф.И.Буслаев, Н.П.Лихачев, Д.В.Айналов,Н.В.Покровский как основоположники науки о византийском и древнерусском искусстве, иконографический метод в их трудах , в работах отечественных и зарубежных ученых. Архивы русских визвнтинистов. Историография иконографических исследований. Методологические основы иконографических исследований. Методика иконографических исследований. Средневековая эстетика и богословие иконы в их отношении к иконографии. Иконографический метод в искусствоведении и реставрации.Понятия: «образ», «знак», «аллегория», «символ», «литургический символ», «символический реализм».,«иконографический тип», «иконографический извод», «иконографический подлинник», «иконографический канон». Виды живописи; техника живописи в христианском искусстве. «Интериорная эстетика» христианского искусства и разработка интерьера в христианской архитектуре в их отношении к иконографии.
2. Иконография раннехристианско-го искусства Переодизация христианского искусства. Хронологические и топографические границы раннехристианского искусства. Историография раннехристианского искусства. Раннехристианские храмы. Катакомбы как памятники раннехристианского искусства. Памятники декоративно-прикладного искусства, нумизматика и сфрагистика как первоисточники раннехристианской иконографии. Древние литургии в аспекте их влияния на формирование раннехристианской иконографии. Влияние синагогального богослужения на ранние формы литургии и влияние синагогальной иконографии на раннехристианскую иконографию. Новый этап иконографических исследований в связи с открытиями рукописей Мертвого Моря. Иконография коптского искусства. Памятники Синая.
Иконография «византийского антика» и ранневизантийского храма и дороманского храма; «Христианская античность» и «византийский антик» в научной полемике о генезисе раннехристианского искусства. «Византийский антик» и александрийская экзегетическая традиция. Основные этапы становления иконографического канона. «Византийский антик» в его отношении к канону. Основные группы византийского антика. Влияние богослужения ранневизантийского периода на иконографию. Центрические и базиликальные храмы..Иконография ранневизантийского храма: основные принципы. Иконография дороманских храмов: основные принципы. Влияние космологии и апокалиптики на иконография. Влияние агиографии на иконографию». Шестоднев» Василия Великого и трактат свт.Григория Нисского «Об устроении человека в аспекте их влияния на иконографию.
  Иконография крестово-купольного храма Основные этапы становления канонических форм в архитектуре стран византийской ойкумены. Конструкция крестово-купольного храма. Раннехристианские центрические храмы и крестово-купольные храмы в аспекте символики архитектурных форм.Возникновение крестово-купольной архитектуры в искусстве Константинополя, Афона, Афин, Фессалоник.Крестово-купольные храмы в архитектуре стран византийской ойкумены, формирование школ. Тип миссионерского храма. Основные принципы формирования иконографии крестово-купольного храма. Влияние литургики и святоотеческого богословия на иконографию крестово-купольного храма. Влияние разделения церквей на иконографию. Иконографический канон и иконография крестово-купольного храма.
Иконография высокого иконостаса Формирование высокого иконостаса в период Палеологовского Ренессанса. Структура высокого иконостаса.Влияние богословия исихазма на формирование высокого иконостаса. Исихазм в трудах Иоанна Иейендорфа.Высокий иконостас в трудах Павла Флоренского. Современные исследования по проблеме высокого иконостаса.
Иконография православного храма; Символика храма в традиции литургических толкований. Отражение символики богослужения в символике храма. Иконография настенной живописи (мозаики, фрески), иконография высокого иконостаса, иконография настолпных и настенных икон, иконография икон-проскинез в составе иконографии православного храма. Основные этапы становления иконографии православного храма.
Иконография Иисуса Христа Писание и Предание как источники иконографии.Письменные первоисточники об облике Иисуса Христа. Туринская плащеница.Спас Нерукотворный в Предании Церкви, в Деяниях Седьмого Вселенского Собора и в иконографии.Иконография Иисуса Христа в раннехристианском искусстве (прямые («Поклонение волхвов», «Богоматери Великая Панагия», символико-аллегорические («Добрый Пастырь», «Пророк Иона», «Вознесение Пророка Илии»,, знаковые изображения (.Павлин, Пеликан, Феникс, Агнец, Виноград и др) . Христологический догмат и формирование иконографии Иисуса Христа. Каноническая конография Иисуса Христа (.Добрый Пастырь. Спас на убрусе, Спас на чрепие, «Плат Вероники», Пантократор (Вседержитель, Спас на престоле), Христос-Оратор,» Деисус (Царь Царем», «Предста Царица»(Сербский вариант иконографии с Христом-Архиереем)) Царь Царствующих – великий Архиерей,» Полемика о каноничности схем «Ветхий Деньми» и «Отечество», «Троица Ветхозаветная».»Спас-Благое молчание», «Не рыдай мене, Мати».,Христос-треумфатор, Христос-Эммануил, А.Грабар о формировании иконографии Иисуса Христа на основе имперской иконографии. Иконография Пантократора как наиболее важный в догматическом смысле иконографический тип. ее богословские основы. Детали изображения: нимб (глориола, ее разновидности вообще в христианском искусстве: нимб (квадратные , треугольные, шести- и восьмиугольные нимбы в христианском искусстве) , ореол, мандорла, тетраморф. Нимб Иисуса Христа в катакомбах Каликста (IIв.) как самое раннее изображение, появление крестчатого нимба в IV в. Контрактура и другие надписи (Аз есмь свет миру (Евангелие от Иоанна) , перстосложение двоеперстное и именословное, преобладание именословного с IX в.), облачение (хитон, гимаитий). Христологический цикл в иконографии храма.Изображение Иисуса Христа в Страстном цикле и в Евангельских сюжетах. Изображение Иисуса Христа в высоком иконостасе.
Иконография Богоматери Историография. Писание и Предание как первоисточники по иконографии Богоматери. Влияние Халкидонского и Эфесского соборов на становление иконографии Богоматери. Апокрифические источники по иконографии Богоматери.Иконография Богоматери в трудах Н.П.Кондакова и В.Н.Лазарева. Основные иконографические типы и изводы иконографии Богоматери: Одигитрия, Оранта,Элеуса, Галактофруса, Панахранта,Агиосортисса. Изводы основных иконографических типов Богоматери, и их бытование на Руси
Иконография Ангелов Ангелы в Ветхом и Новом Заветах. Учение Дионисия Ареопагита о Небесной Иерархии и иконография ангелов.
Иконография Святых (по чинам святости); Влияние агиографии на иконографию Святых. Иконография Праотцев, Пророков, Апостолов,Мучеников, Святителей, Преподобных, Блаженных, Праведников,, Страстотерпцев, Правоверных Князей, Новомученников.
Иконография искусства русского Средневековья Основные этапы формирования русской иконографии. Формирование Православной Иконографии. Особенности русской иконографии на примере иконографии Успения Богоматери, Покрова Богоматери, иконографии Софии Киевской, Дмитриевского собора во Владимире, церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, Благовещенского собора Московского Кремля, Храма Покрова на Рву, Исаакиевского собора, Троицкого собора Свято-Троицкой Приморской пустыни.
Основные этапы богословия образа православной Церкви Влияние Ветхого Завета на формирование богословия образа. в доиконоборческий период, Влияние философско-догматической системы Великих Каппадокийцев на богословие образа. Богословие образа Преподробных Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, Отцов Седьмого Вселенского Собора. Праздник Торжества Православия с точки зрения Богословия образа. Богословие образа в русской традиции: Стоглав, дело льяка Висковатого, полемика с протопопом Аввакумом, богословие образа в Синодальный период. Богословие образа в традиции русской религиозной философии.  

 

(может быть представлено не в табличном виде)

 

Планы семинарских занятий

Семинары 1-20.

Тема: Методика иконографических исследований.

Основные вопросы: Иконография Евангельских сюжетов

 

Основная литература:

Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: МИФРИЛ, - 1995.

Лихачева В.Д. Искусство Византии IV – XV вв. – Л.: Искусство,- 1981.

Покровский Н.В. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период. – Б.м., - 1894.

Искусство Византии в собраниях СССР: каталог выставки. / авт.-сост. А.В. Банк, М.А. Бессонова. – В 3 т. – М.: Советский художник, – 1977.

Покровский Н.В. Очерки памятников православной иконографии и искусства. – СПб., [б.и.], - 1894.

Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. – СПб., [б.и.], - 1900.

Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии искусства.

Феофилакт Блаженный, епископ Болгарский. Благовестник. Толкование на святое Евангелие от Луки. – Казань: Типо - литография Императорского Университета, – 1896.

Феофилакт, архиепископ Болгарский. Благовестник. Толкование на святые Евангелия. Толкование на Евангелие от Матфея. – СПб.: Сатисъ, - 1993.

Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. – М.: Планета, - 1996.

Христианство. Энциклопедический словарь. Тт. 1-3. М.:: Большая Российская энциклопедия, 1995.

 

 

Дополнительная литература:

Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. – СПб., [б.и.], - 1900.

Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии искусства.

 

 

Семинар11-25.

Тема:Элемент иконографии

Основные вопросы:

Сравнительный анализ изводов икон Богоматери «Владимирской», «Донской», «Иверской»,»Иерусалимской», «.Александрийской».

Жесты в «Успении Богоматери»

Жест в иконе «Пантократор»

Основная литература:

Клаутова О.Ю. Жест в древнерусской литературе и иконописи XI – XIII веков. К постановке вопроса. // Труды Отдела Древнерусской литературы. т. XLVI – СПб.: Дмитрий Буланин, – 1993.

 

Семинар 26-50.

Тема: Памятники живописи, декоративно-прикладного искусства, нумизматика и сфрагистика как первоисточники христианской иконографии

Основные вопросы:

Основные группы византийских памятников живописи

Основные группы византийских памятников декоративно-прикладного искусства

Произведения резной кости как памятники христианской иконографии

Серебряные сосуды как памятник христианской иколнографии

Коптские ткани как памятник христианской иконографии,

 

Основная литература:

Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX – XII: очерки. – М.: Наука, - 1978. -

Банк А.В. Искусство Византии / А.В. Банк, А.С. Гущин // История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение; ред. Ц.Г. Нессельштраус. – М.: Изобразительное искусство, – 1982.

Дополнительная литература: Банк А.В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрмитажа. – Л.: Аврора, 1960

 

Семинар 4.

Тема: Ф.И.Буслаев как историк византийского и древнерусского искусства

Основные вопросы: Ф.И.Буслаев о иконе

Основная литература:

Буслаев Ф.И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. – М.: Благовест, - 1997.

Дополнительная литература: Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. – СПб.: Лига Плюс, –2001.

 

Семинар 5.

Тема: Иконография памятников искусства Византии из российских собраниц

Основные вопросы:

иконография златодонных сосудов

Иконография скульптуры;

Иконография мозаик,

 

Основная литература: Византийское искусство в музеях Советского Союза: альбом / текст А.В. Банк. – Л.: Аврора, - 1985.

Византийское искусство и литургия. Новые открытия. Краткие тезисы научной конференции, посвященной А.В. Банк (11-12 апреля 1990 г.) Научн. ред. В.Н. Залесская, В.С. Шандровская. – Л., 1991.

Византия и Ближний Восток. Памяти А.В. Банк. Сборник научных трудов. Под ред. В.С.Шандровской. – СПб.: Государственный Эрмитаж. - 1994.

Византия и византийские традиции. К XIX Международному конгрессу византинистов. Копенгаген, 18 – 24 августа 1996 года. Под ред. В.Н.Залесской. – СПб.: Государственный Эрмитаж. – 1996.

 

Дополнительная литература: Византия и Русь. / ред. Г.К. Вагнер – М.: Наука, - 1989. - 336 с.

Византия. Русь. Западная Европа: искусство и культура. Тезисы докладов конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Н. Лазарева ( 1897 –1976)., Москва, 29 сентября – 2 октября 1997. – СПб.: Дмитрий Буланин. - 1997.

 

Семинар 51-75.

Тема: Памятники иконографии древнерусского искусства

Основные вопросы:

Основные группы древнерусских памятников живописи

Основные группы древнерусских памятников декоративно-прикладного искусства

Иконография миссионерского храма:

Иконография крестово-купольного храма;

Иконография алтарной преграды;

Иконография высокого иконостаса;

Иконография Иисуса Христа в древнеруссеком искусстве.

Иконография Богоматери в древнерусском искусстве;

Иконография Святых в древнерусском искусстве.

Основная литература:

Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: МИФРИЛ, - 1995. - 254 с.

Живов В.М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа. / В.М. Живов //Художественный язык средневековья: сб. науч. ст.; отв. ред. В.А. Карпушин. – М.: Наука, – 1982. - С. 108 – 127.

Феофилакт, архиепископ Болгарский. Благовестник. Толкование на святые Евангелия. Толкование на Евангелие от Матфея. – СПб.: Сатисъ, - 1993. - 180 с.

Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. – М.: Планета, - 1996. - 336 с.

 

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:



2015-12-06 389 Обсуждений (0)
Специальность: реставратор живописи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специальность: реставратор живописи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)