Итоговое решение и его юридические последствия
1. Полномочие Конституционного Суда В соответствии со статьей 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. По сравнению с ранее действовавшим законом о Конституционном Суде Российской Федерации новым в содержании данного полномочия Конституционного Суда является исключение из числа актов, подлежащих проверке, индивидуальных правоприменительных актов и ограничение круга проверяемых нормативных актов федеральных органов государственной власти уровнем не ниже Правительства. Проверка нормативных актов федеральных министерств и ведомств к ведению Конституционного Суда не относится (они могут быть предметом рассмотрения в судах общей юрисдикции); б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Из числа законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. проверяемых на соответствие Конституции Российской Федерации, исключены акты, которые приняты по вопросам, относящимся к исключительному ведению субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. С принятием в 1993 году Конституции Российской федерации получила распространение практика заключения конституционно-правовых договоров по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что соответствует положению статьи 11 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Имеет место и практика заключения договоров между субъектами Российской Федерации по вопросам сотрудничества в различных областях общественных отношений. Можно прогнозировать дальнейшее развитие такой практики. Конституционный контроль в данном случае является последующим, т. е. все указанные нормативные акты и договоры должны вступить в силу и только после этого они могут быть объектом абстрактного конституционного контроля в Конституционном Суде. 2. Право на обращение Круг субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке консти-луционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Рос-зсийской Федерации нормативных актов органов государственной гвдасти и договоров между ними, одинаков. Таким правом обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Госу-дщэственная Дума (палаты Федерального Собрания Российской Федерации), одна пятая часть членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Феде-грации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбит-^jexHbrii Суд Российской Федерации, органы законодательной и Исполнительной власти субъектов Российской Федерации. й Запросы этих субъектов в Конституционный Суд должны быть ^оформлены соответствующим образом: распоряжением Президента, постановлениями коллегиальных органов. Текст запроса может со-Цержаггься в самом распоряжении (постановлении) либо — что быва- ет чаще — прилагаться к нему. В последнем случае дополнительного решения об утверждении текста запроса не требуется. Запросы одной пятой членов Совета Федерации (не менее 36) и депутатов Государственной Думы (не менее 90) подписываются всеми парламентариями, обращающимися в Конституционный Суд, с указанием фамилии, имени, отчества и избирательного округа или избирательного блока. Подписи парламентариев заверяются в установленном Советом Федерации и Государственной Думой порядке. 3. Допустимость запроса Конституционный Суд самостоятельно решает вопрос о допустимости запроса, прежде всего, с позиций общих принципов конституционного судопроизводства, природы и предназначения Конституционного Суда. Так, Конституционный Суд не решает политических вопросов и должен воздерживаться от участия в текущих политических процессах. Характерным в этом отношении является определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 1995 года, которым он отказал в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы и запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Суд пришел к выводу, что рассмотрение этих запросов фактически превратило бы его в участника развернувшейся избирательной кампании, что противоречит его предназначению и принципам деятельности'. Запрос может содержать требование о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти в целом либо отдельных их положений. Статья 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает два специальных требования к таким запросам в Конституционный Суд: 1. Запрос допустим, если федеральный закон или другой нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской ' См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 6. С 22-25. Федерации. Это требование в равной мере относится и к внутригосударственным договорам. 2. Запрос допустим, если заявитель считает нормативный акт или договор либо отдельные их положения не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащим действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации. Запрос в Конституционный Суд должен быть аргументирован. Заявитель обязан изложить свою правовую позицию, дать ей обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. 4. Пределы проверки По каким направлениям и в каких пределах Конституционный Суд проверяет конституционность нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними? На этот вопрос отвечает статья 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Она предусматривает, что Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними: 1) по содержанию норм; 2) по форме нормативного акта или договора; 3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; 4) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 5) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; 6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Конституционность нормативного акта или договора должна быть проверена Конституционным Судом прежде всего с пози- ций принципа разделения властей, с точки зрения разграничения компетенции, предметов ведения и полномочий между различными органами государственной власти, а затем уже по содержанию норм (материальный контроль) и по форме нормативного акта или договора, по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие (формальный контроль). Проверяя конституционность нормативного акта или договора по всем указанным параметрам. Конституционный Суд оценивает как буквальный смысл рассматриваемого акта или договора, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов (часть вторая статьи 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Несоответствие нормативного акта или договора хотя бы одному из перечисленных в части первой статьи 86 Закона параметру налагает на Конституционный Суд обязанность признать нормативный акт или договор неконституционным. Статья 86 Закона специально оговаривает, что проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу ныне действующей Конституции Российской Федерации, производится Конституционным Судом Российской Федерации только по содержанию норм. 5. Итоговое решение и его юридические последствия Согласно статье 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федераций" по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между ними Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих решений: 1) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации; 2) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации. Итоговое решение по данной категории дел именуется постановлением и выносится именем Российской Федерации (независимо от того, принято оно пленумом Конституционного Суда или его палатой). Оно излагается в письменной форме в виде отдельного документа и должно обязательно содержать мотивировку, т. е. конституционно-правовое обоснование вынесенного решения. В мотивировочную часть могут включаться концептуальные положения, которые имеют нормативно-правовое значение. К примеру, постановлением Конституционного Суда от 31 июля 1995 года по "чеченскому делу" на основе толкования содержания статьи 80 (часть 2) и ряда других статей Конституции Российской Федерации признан институт так называемых "скрытых (подразумеваемых)" полномочий Президента Российской Федерации как главы государства'. Признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации подтверждает их действие, обязательность и исключает повторную их проверку на конституционность. В том случае, если конституционность акта подтверждена Конституционным Судом вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять его как не соответствующий Конституции Российской Федерации, такое официально принятое решение утрачивает силу. При этом не требуется отмена такого официального решения принявшим его органом или должностным лицом. Оно утрачивает силу в результате самого факта принятия Конституционным Судом соответствующего постановления. Если нормативный акт или договор либо отдельные их положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, то согласно статье 125 (часть 6) Конституции и части третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" они утрачивают силу. Согласно части второй статьи 87 Закона признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других 'Нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. В силу этого законодательные и другие органы ' По данному вопросу ряд судей не согласились с большинством Конституционного Суда и заявили по делу особые мнения (См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 5. С. 10, 25—26, 46-47, 59—60). государственной власти обязаны отменить акты или отдельные их положения, воспроизводящие или содержащие положения, которые были признаны неконституционными. Положения неконституционных нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Правоприменительные акты, включая решения судов и иных органов, основанные на нормативных актах или договорах либо их отдельных положениях, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (часть третья статьи 79 Закона). Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта (часть вторая статьи 79 Закона), так как постановления Конституционного Суда разделяют судьбу Конституции. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации Л. Полномочие Конституционного Суда. Право на обращение. Допустимость запроса. Пределы проверки.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1515)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |