Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полномочие Конституционного Суда. Право на обращение и допустимость запроса



2015-12-06 664 Обсуждений (0)
Полномочие Конституционного Суда. Право на обращение и допустимость запроса 0.00 из 5.00 0 оценок




Право на обращение и допустимость запроса.

Пределы проверки.

Заключение и его юридические последствия.

1. Полномочие Конституционного Суда

В соответствии со статьей 10 Федерального конституцион­ного закона "О референдуме Российской Федерации'4 референ­дум назначает Президент Российской Федерации. До принятия такого решения Президент Российской Федерации в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд Рос­сийской Федерации с соответствующим запросом. Конституци­онный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца на­правляет Президенту Российской Федерации соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3921.


2. Право на обращение и допустимость запроса

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации обладает лишь Президент Российской Федерации в случае, определенном статьей 10 Федерального конституцион­ного закона "О референдуме Российской федерации".

3. Пределы проверки

Федеральный конституционный закон "О референдуме Рос­сийской Федерации" определяет, что Конституционный Суд проверяет соблюдение требований относительно назначения ре­ферендума Российской Федерации, предусмотренных Конститу­цией Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим не­посредственным выражением власти народа является референ­дум и свободные выборы (статья 3, часть 3), граждане Россий­ской Федерации имеют право участвовать в референдуме (статья

32, часть 2).

Статья 84 (пункт "в") Конституции закрепляет за Президен­том Российской Федерации право назначать референдум в по­рядке, установленном федеральным конституционным законом. Конституция Российской Федерации специально оговаривает, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняю­щий обязанности Президента Российской Федерации (Председатель Правительства Российской Федерации) не имеет права назначать референдум.

На референдум Российской Федерации в обязательном по­рядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Рос­сийской Федерации, если Конституционное Собрание принима­ет решение о вынесении на всенародное голосование новой Конституции Российской Федерации.

Референдум Российской Федерации может быть проведен по инициативе Конституционного Собрания по проекту новой Конституции Российской Федерации в соответствии со статьей 135 (часть 3) Конституции Российской Федерации. На референ­дум Российской Федерации может быть вынесен проект новой Конституции Российской Федерации, принятый в порядке тре­бований ст. 135 Конституции Российской Федерации, а именно, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Кон-


ституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным консти­туционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизмен­ность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голо­сов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Решение об этом, как гласит статья 11 Федераль­ного конституционного закона "О референдуме Российской Фе­дерации". принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом о Кон­ституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Пре­зиденту Российской Федерации, а также для сведения — в пала­ты Федерального Собрания Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации проверяет не только соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, как сказано в статье 12 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федера­ции", но и соблюдение требований, предъявляемых к референ­думу и процедуре его подготовки (до назначения Президентом Российской Федерации), предусмотренных Федеральным кон­ституционным законом "О референдуме Российской Федера­ции". Поэтому статья 12 Закона о референдуме предписывает представлять Президенту Российской Федерации в Конституци­онный Суд соответствующие документы и материалы.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" на референдум Россий­ской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномо­чий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Фе­дерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Феде­рации, Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации или досрочного формирования Совета Федера­ции Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);


3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и со­боров, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум Российской Федерации не проводится в услови­ях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех ме­сяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Повторный референдум Российской Федерации не прово­дится в течение года после официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федера­ции с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

При подготовке и проведении референдума Российской Фе­дерации используется русский язык как государственный язык Российской Федерации и государственные языки республик в составе Российской Федерации, а также языки народов Россий­ской Федерации на территориях их компактного проживания.

Тексты законопроектов и проекты решений, выносимых на референдум Российской Федерации, бюллетени для голосова­ния, протоколы и данные о результатах референдума Россий­ской Федерации,. документы органов государственной власти, касающиеся проведения референдума Российской Федерации, составляются (публикуются) на русском языке и на государст­венных языках республик в составе Российской Федерации, а также в необходимых случаях — на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Федеральный конституционный закон "О референдуме Рос­сийской Федерации" устанавливает субъекты инициативы про­ведения общероссийского референдума, порядок реализации указанной инициативы.

Инициатива проведения референдума Российской Федера­ции принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федера­ции, имеющих право на участие в референдуме Российской Феде-


рации, при условии, что на территории одного субъекта Россий­ской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации.

В период между назначением референдума Российской Фе­дерации и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов управомоченные субъекты не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума Российской Федерации.

Каждый гражданин или группа граждан Российской Федера­ции, имеющие право на участие в референдуме Российской Феде­рации, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юсти­ции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициати­вы о проведении референдума Российской Федерации.

Если сбор подписей предполагается и среди граждан Россий­ской Федерации, проживающих за пределами территории Рос­сийской Федерации, в состав инициативной группы должны входить представители этих граждан.

Инициативная группа обращается в избирательную комис­сию соответствующего субъекта Российской Федерации, на тер­ритории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы указываются:

1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициатив­ной фуппой для вынесения на референдум Российской Федерации;

2) субъекты Российской Федерации, на территориях которых предполагается сбор подписей;

3) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющихих до­кументов членов инициативной группы, а также лиц, уполномо­ченных действовать от имени инициативной группы на террито­рии соответствующего субъекта Российской Федерации. В необходимых случаях в ходатайстве также указываются:

1) иностранные государства, на территориях которых пред­полагается сбор подписей проживающих там граждан Россий­ской Федерации;


2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их до­кументов членов инициативной группы, а также иных лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории соответствующего иностранного государства.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о вы­движении инициативы о проведении референдума Российской Федерации.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Закона о рефе­рендуме, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выда­ет ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Цен­тральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии тех субъектов Российской Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве, а в необхо­димых случаях — Министерство иностранных дел Российской Федерации.

В случае отказа в регистрации инициативной группе выдает­ся мотивированное постановление избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Отказ в регистрацииможетбыть обжалован в суд в порядке, предусмотренном Законом Рос­сийской Федерации "Об обжаловании в суд действий и реше­ний, нарушающих права и свободы граждан" или в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только "нарушение инициативной группой положе­ний Конституции Российской Федерации и Федерального кон­ституционного закона "О референдуме Российской Федерации".

С момента получения регистрационного свидетельства ини­циативная группа вправе добровольно и самостоятельно соби­рать подписи в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации. При этом ранее собранные подписи не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное ини­циативной группе по форме, утвержденной Центральной изби­рательной комиссией Российской Федерации, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициа­тивная группа.

Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на ре-


ферендум Российской Федерации. В случае вынесения на рефе­рендум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину Российской Федерации по первому его требованию текст этого законопроекта.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан Рос­сийской Федерации по каждому субъекту Российской Федера­ции, на территории которого проводился сбор подписей, и чис­ло собранных подписей граждан Российской Федерации, про­живающих за пределами территории Российской Федерации, а также общее число собранных подписей граждан Российской Федерации, о чем составляется итоговый протокол инициатив­ной группы.

Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и экземпляр итогового протокола инициативной группы переда­ются уполномоченными инициативной группы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории ко­торого собирались подписи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет соблюдение требований Зако­на при сборе подписей, принимает по результатам проверки по­становление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Копия постановления избирательной комиссии субъекта Российской Федерации направляются также инициативной группе.

Подписные листы с подписями граждан Российской Федера­ции, проживающих за пределами территории Российской Феде­рации, пронумерованные и сброшюрованные по каждому ино­странному государству, удостоверяются соответствующим кон­сульским учреждением Российской Федерации и вместе с эк­земпляром итогового протокола инициативной группы переда­ются уполномоченным инициативной группы непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требова­ниям Закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Прези­денту Российской Федерации, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу. Если же в результате будет установлено,


что число действительных подписей не отвечает требованиям пункта 1 части первой статьи 8 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", выносится по­становление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе в проведении референдума Российской федерации, копия указанного постановления направляется ини­циативной группе и данная инициативная группа не может вы­ступать повторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации.

В случае, если избирательная комиссия субъекта Российской Федерации или Центральная избирательная комиссия Россий­ской Федерации обнаружит нарушения, связанные с оформле­нием документов, документы возвращаются инициативной груп­пе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

4. Заключение

и его юридические последствия

В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации соблюдения требований, предусмотренных Консти­туцией Российской Федерации, Президент Российской Федера­ции обязан назначить референдум Российской Федерации не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конститу­ционного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации издает указ о назначении референдума Российской Федерации, в котором определяет дату его. проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Проведение выборов Президента Россий­ской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органов местного самоуправления одновременно с прове­дением референдума Российской Федерации не допускается.

В случае отрицательного решения Конституционного Суда Российской Федерации все процедуры, предусмотренные Феде­ральным конституционным законом "О референдуме Россий­ской Федерации", прекращаются.


Сотрудничество конституционных судов в общеевропейском и мировом пространстве



2015-12-06 664 Обсуждений (0)
Полномочие Конституционного Суда. Право на обращение и допустимость запроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полномочие Конституционного Суда. Право на обращение и допустимость запроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)