Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Временные ряды и требования, предъявляемые к ним




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификация экономических прогнозов. Основные этапы построения моделей прогнозирования.

Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний (либо как о том и другом). Настоящее и будущее зависит от многих факторов, в том числе и случайных, сложное переплетение и сочетание которых учесть практически невозможно. Поэтому, все прогнозы имеют вероятностный характер.

В зависимости от целей исследования прогнозы делятся на поисковые и нормативные. Поисковый прогноз– это прогноз, который отвечает на вопрос: «что вероятнее всего ожидать в будущем?». Нормативный прогноз – это прогноз, который предназначен для указания возможных путей и сроков достижения заданного, желаемого состояния прогнозируемого явления, т.е. разрабатывается на базе заранее определенных целей и задач.

В зависимости от объекта прогнозирования прогнозы делятся на экономические, социальные, демографические, научно - технические, военно – политические и т.д.

В зависимости от масштабности объекта исследования экономические прогнозы бывают: глобальные; макроэкономические; региональные; отраслевые; структурные (межотраслевые и межрегиональные); микроэкономические.



По времени упреждения (это отрезок времени от момента, для которого имеются последние статистические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз), как правило, выделяются следующие прогнозы социально-экономических явлений: оперативные (с периодом упреждения до одного месяца); краткосрочные (до одного - двух лет); среднесрочные (от трех до пяти лет); долгосрочные (от пяти до десяти лет); дальнесрочные (период упреждения свыше 10 лет).

Чем меньше период упреждения и длиннее информационная база (т.е. период наблюдений), тем меньше ошибка статистического прогноза. Поэтому при прогнозировании следует руководствоваться таким правилом: период упреждения не должен превышать 1/3 длины исходной базы.

Этапы

1. Постановка задачи. ( На данном этапе ставятся цели и определяются задачи прогнозирования. Выделяется объект прогнозирования, рассматривается его состояние, основные элементы, взаимосвязи и факторы, формирующие и оказывающие влияние на исследуемый объект; выявляются причинно-следственные связи как внутри явления, так и вне него, определяется их статистическое выражение).

2. Сбор и первичная обработка фактических данных по объекту прогнозирования и факторов, влияющих на него. Здесь определяется возможность получения необходимой и надежной информационной базы, которая может быть как количественной, так и качественной. Исходная информация должна быть как можно более полной. На этом этапе проверяется сопоставимость данных; выявляются аномальные значения («выбросы»); устраняются, если есть, ошибки регистрации; восполняются пропущенные значения.

3. Определяется круг возможных моделей прогнозирования и осуществляется оценка их параметров. На данном этапе исследуется качество выбранных моделей, проводится проверка на адекватность их реальному процессу. Производится выбор наилучшей из моделей.

4. Определяются точечные значения прогноза, и указывается доверительный интервал характеристики объекта прогнозирования.

5. Проводится проверка достоверности, точности прогноза на основе расчета и анализа абсолютных, относительных и средних показателей точности. Надежность прогноза определяется, как правило, величиной доверительных интервалов. Корректировка и уточнение прогноза проводится на основе его верификации и (или) по мере необходимости при поступлении новых данных об объекте прогнозирования и среды его функционирования.

 

 

Временные ряды и требования, предъявляемые к ним

Временным рядом называется ряд, расположенных в хронологической последовательности, значений статистического показателя, характеризующего изменение явления во времени. Всякий временной ряд включает конкретные значения показателя, которые называются уровнями ряда и обозначаются через yt. Характеристика t указывает период, за который или по состоянию на который приводятся числовые значения показателя.

1. В зависимости от способа выражения показателя временные ряды подразделяются на ряды абсолютных, относительных и средних величин.

2. В зависимости от характера изучаемых показателей временные ряды разделяют на интервальные и моментные. В интервальных временных рядах каждый уровень характеризует величину изучаемого явления за определенный интервал времени (за день, за месяц, за год и т.д.). В моментных временных рядах каждый уровень отражает величину изучаемого явления на определенный момент времени (например, стоимость основных фондов определяется на начало года или на начало каждого квартала

3. В зависимости от расстояния между уровнями временные ряды подразделяются на ряды с равностоящими и неравностоящими уровнями во времени. На практике, для анализа и дальнейшего прогнозирования социально - экономических явлений чаще всего приходится иметь дело с рядами с равностоящими друг от друга уровнями.

4. В зависимости от наличия тенденции в изучаемом явлении временные ряды подразделяют на стационарные и нестационарные.

Стационарные процессы протекают во времени приблизительно однородно и имеют вид непрерывных случайных колебаний вокруг некоторого среднего значения, причем ни характеристика этих колебаний, ни средняя амплитуда со временем существенно не изменяются. На любом временном интервале должны быть получены одни и те же вероятностные характеристики (т.е. математическое ожидание и дисперсия у стационарного процесса постоянны).

В экономической практике в большинстве случаев приходится иметь дело с процессами, имеющими вполне определенную тенденцию развития во времени. Такие процессы называются нестационарными, и временные ряды также называются нестационарными. Характеристики нестационарных процессов меняются во времени, т.е. зависят от начала отсчета.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7