Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Фазы формирования мыслительног процесса




Мышление это процесс познавательной деятельности человека, проявляющийся обобщенным отражением внешнего мира и свих внутренних переживаний.

Первый этап формирования мышления происходит у детей до двух лет, он заключается в построении сенсомоторных схем. Это создание программы последовательности действий в процессе определенного поведения, в частности создается сенсомоторная схема ходьбы, речи. В результате построения сесомоторной схемы в ЦНС образуется связь между сенсорной информации и моторными действиями. Основная роль в образовании сенсомоторных схем играют талламокортикальные системы мозга.

С 2-7 лет формируется первая фаза человеческого мышления она выражается способностью мысленно приводить в действие, имеющиеся сенсомоторные схемы, не совершая при этом внешних действий. В этот период ребенок уже способен предсказывать результат действия, не производя его. Он хорошо понимает результат при его определенных поступках, однако действие еще остается основным элементом мышления. Формирование первой фазы мышления тесно связано с речью, который базируется на сенсомоторной схеме "слушаю-повторяю". Вэтом возрасте наиболее быстро развиваются височные и моторные области коры.



В возрасте 7-10 лет формируется вторая фаза мышления. Возникает способность к логическому рассуждению, появляется возможность использовать конкретные понятия для описания реальных событий. Ребенок может мысленно построить достаточно сложное умозаключение. В этот период идет интенсивное образование межнейронных ассоциативных связей между различными отделами коры.

В 11-15 лет развивается третья фаза мышления. Мозг ребенка приобретает способность к абстракциям, оцекни отвлеченных гипотез и другим мыслительным операциям. Завершается образование связей между лобными долями и другими отделами коры.

Механизмы организации мышления.

Основнаясущьность мышления человека заключается в мысленом моделировании событий, причем, последовательность моделируемых событий может измениться и в прямом и обратном направлении.

Мышление имеет как минимум 2 аспекта:

- распознавние или принятии решении;

- устойчивое сохранение режима поиска, т.е. стратегия решения поставленной задачи.

В принятии решения основная роль принадлежит височным и лобным областям коры. Стратегия решения задачи формируется теменно- затылочными, височными, лобными областями коры.

Мышление в основном связано с функций ассоциативных зон коры. В отличие от зон, гда проецируются конкретные сенсорные сигналы. В ассоциативных зонах происходит объдинение информации из различных сенсорных зон, а также поключение информации извлекаемой из памяти. Например в теменных зонах интегрируется информация поступающая от вестибулярных рецепторов, рецепторов мышц и сухожилий, слуховых и зрительных...

В результате взаимодействия этих сигналов с информацией поступающей через гиппокамп из памяти происходит оценка и прогнозирование положения тела.

В планировании и решение поставленых задач главная роль принадлежит ассоциативным нейронам лобных областей коры..

Большое значение в организации мышления принадлежит функциональной ассиметрии мозга. Каждое полушарие обладает собственными ощущениями, восприятиями, мыслями, идеями. У каждого полушария своя эмоциональная оценка одинаковых событий. У них имеется собственная цепь воспоминаний и собственые знания, которые не доступны противоположному полушарию, т.е. в определенном смысле каждое полушарие имеет собственое мышление.

Левое полушарие обрабатывает информацию аналитически и последоваптельно. Правое одновременно и целостно. Левое полушарие отвечает за речь, правое - управляет пониманием и навыками, связаными с пространственным и зрительным восприятием. Правое полушарие способно понимать речь, но не способно ее программировать. Оба полушария в одинаковой степени способны распознавть стимулы окружающей среды, но при этом они используют разные способы решения задач и имеют разные возможности для выражения результатов решения этих задач. Левое полушарие выражает результат в языковой форме, правое в пространственно-зрительной. Между полушариями имеются не только функциональные, но и структурные отличия. Наример участок коры височной области левого полушария, примыкающей к зоне Вернике (сенсорный центр речи) значительно больше чем в правом.

В норме процесс мышления осуществляется согласованно обоими полушариями, потому что они связаны между собой мощными пучками нервных волокон идущих через мозолистое тело, поэтому ассиметрия полушарий проявляется только при рассечении проводящих путей соединяющих их.

Нарушения мышления.

Три подхода к нарушениям мышления:

1. Нарушение операциональной стороны мышления;

2. Нарушение динамической стороны мышления;

3. Нарушение личностного (мотивационного) компонента.

1. Снижение процесса обобщения и синтеза. При некоторых заболеваниях умение выделить общие признаки нарушается - это в основном при органических поражениях головного мозга(атероскалероз, поражение сосудов). Нарушение или снижения процесса обобщения тесно связано с уровнем развития понятий. У уственноотсталых также снижен уровень обобщения.

Искажение процесса обобщения под этим термином понимаются неадкватные, латентные связи, которые больной устанавливает между педметами. Ярко проявляется в изображении пиктограмм. Часто у больных шизофренией.

Разноплановость (форма нарушения мышления) - предполагает рассмотрение предмета с различных сторон. Например, стакан нужен для употребления жидкости, с другой стороны- он изготавливается из стекла. Учитывая это, больной может объединить все предметы которые сделаны из одного материала, а не по функциональному признаку. Очень часто проявляется эмоциональное отношение. Например, выкидивает карточку с черным зонтиком, т.к. больной не любит черный цвет.

2.Нарушение динамики мышления. Это тесно связано с работоспособностью и вниманием. Нарушение мышления вторично, первично нарушение внимание. Это при органических поражениях мозга. Это может происходить из-за инертности больного - у эпилепсиков (застревание на предыдущем задании, вязкость, тугоподвижность мышления).

3. Личностный аспект мышления. Нарушение мышления вторично, первично нарушение мотивационной сферы

 

 

ПАМЯТЬ

Понятие о памяти




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)