Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Определение понятия Внимания




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внимание (Немов) – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.

Внимание (Ярошевский) – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком – либо реальном или идеальном объекте.

Внимание (Гамезо) – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Внимание (Ушинский) – это дверь, через которую в душу проходят события.

Все процессы познания—будь то восприятие или мышление—на­правлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем дли воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек—воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каж­дом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение—каж­дый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприя­тие—единство процесса восприятия—воспринимания—и восприя­тия как образа предмета и явления действительности; мышле­ние — единство мышления как деятельности и мысли, как содер­жания—понятия, общего представления, суждения. Внимание свое­го особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприя­тия, мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов соз­нания, и притом та их сторона, в которой они выступают как дея­тельность, направленная на объект.



Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена актив­ность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание—это в первую оче­редь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она, как в фо­кусе, сосредоточена. Внимание—это избирательная направлен­ность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углуб­ленность в направленную на объект познавательную деятельность.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности, они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во вни­мании—в изменении образа этого объекта, в его данности созна­нию: он становится более ясным и отчетливым, как бы более вы­пуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выяв­ляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетли­вости содержания, на котором сосредоточена познавательная дея­тельность.

Во внимании находит себе заостренное выражение связь созна­ния с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем от­четливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в созна­нии объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание—прояв­ление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается.

Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направ­ляется на объект, с другой—объект привлекает внимание. Причи­ны внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в объекте, и даже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе,— они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту. Генезис внимания связан с развитием достаточно совер­шенной тонической рефлекторной иннервации. В развитии внима­ния развитие тонической деятельности играет существенную роль: она обеспечивает способность быстро переходить в состояние ак­тивного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом.

Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях филогенетического развития, оно непосредственно включено в практическую деятельность, в по­ведение. Внимание сначала возникает как настороженность, бди­тельность, готовность к действию по первому сигналу, как мобили­зованность на восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

По мере того как у человека из практической деятельности вы­деляется и приобретает относительную самостоятельность деятель­ность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выра­жается в заторможенности посторонней внешней деятельности и со­средоточенности на созерцании объекта, углубленности и собран­ности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с дейст­вием, является устремленный вовне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, свя­занном с внутренней деятельностью, внешним выражением внима­ния служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечаю­щий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятель­ность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание—это внутрен­няя деятельность под покровом внешнего покоя.

Внимание к объекту, будучи предпосылкой для направленности на него действия, является вместе с тем и результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно какую-нибудь деятель­ность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточен­ность на нем своего внимания. Внимание—это связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятель­ности она и крепится.

Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно толь­ко применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыс­лей регулируется направленностью его деятельности, и оба направ­ления, таким образом, совпадают.

Это положение оправдывается в самых различных областях деятельности. Его подтверждает ниже приводимое наблюдение Гельмгольца (см. дальше). На сценическом опыте это правильно подметил Станиславский. «Внимание к объекту,—пишет он,—вызывает естественную по­требность что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредо­точивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объ­ектом...».

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7