Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Классификации внимания




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Можно указать следую­щие виды внимания (Джемс): оно относится

а) или к восприятиям (внимание чувственное),

б) или к воспроизведенным представлениям (внимание интел­лектуальное) .

Затем внимание может быть:

в) непосредственным или

г) опосредствованным; непосредственным—в том случае, ко­гда объект внимания интересен сам по себе без всякого отноше­ния к чему-нибудь постороннему; опосредствованным — когда объект моего внимания лишь путем ассоциации связан с непо­средственным вниманием, носит название апперцептивного вни­мания.

Наконец, внимание может быть или

д) пассивным, рефлекторным, непроизвольным, не сопряжен­ным ни с каким усилием, или

е) активным, произвольным.

Виды внимания (по Ланге). Смотря по тому, какой характер имеет гос­подствующее впечатление, можно различать чувственное и интел­лектуальное внимание, далее непосредственное и посредственное. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-нибудь чувственное впечатление, например цвет, запах, звук и т. п., в интеллектуальном — какое-нибудь отвлеченное представление или мысль. При непосредственном внимании роль впечатления в сознании определяется его собственными особенностями, напри­мер силой впечатления (громкий звук, яркий блеск); посредственным же вниманием называют те случаи, когда господствую­щая роль впечатления зависит не от того, что в нем содержится, но от того смысла или значения, которое оно для нас имеет: тихо, шепотом произнесенное слово может по своему смыслу поразить нас, сделать совсем нечувствительными к посторонним, хотя и громким звукам. Это внимание тесно связано с так называемой апперцепцией. Первоначальными формами внимания надо счи­тать внимание чувственное и непосредственное, интеллектуальное же и посредственное развиваются позднее, то же, конечно, было и в общей теории эволюции человечества. Умственное развитие в значительной степени состоит именно во все большем развитии этих последних форм внимания.



Активное и пассивное внимание. Активным вни­манием называются иногда случаи внимания посредственного, т.е. апперцептивного, в котором значение и роль впечатления зависят от того смысла, который мы сами в него влагаем. Но лучше на­зывать активным вниманием лишь те случаи, в которых внимание обусловлено особым чувством нашего усилия, пассивным же — когда это усилие не наблюдается. Активное внимание всегда дей­ствует непродолжительно, усилие производит моментальное усиле­ние для нас данного впечатления, но этот результат очень быстро исчезает, и требуется затем новый акт усилия. О том, в чем со­стоит, в сущности, это усилие и почему и как оно может изменять значение или силу для нас впечатления, разные психологические теории судят разно.

Сравнительная характеристика непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания.

 

О произвольном внимании можно говорить, если есть волевые усилия. Волевые усилия есть там и тогда, когда есть вероятность выбора.

Произвольное внимание всегда бывает апперцептивным. Мы делаем сознательные усилия для направления нашего внимания на известный объект только в том случае, если он связан лишь косвенно с каким-нибудь интересом. Но первый и второй виды внимания оба могут быть и непроизвольным, и произвольным.

Д-р Карпентер говорит о сосредоточении внимания в известном направлении путем созна­тельных усилий. Этими усилиями и характеризуется то, что мы назвали активным, или произвольным, вниманием. Всякий знает, что это такое, но в то же время почти всякий согласится, что это—нечто не поддающееся описанию. В области наших внешних чувств мы прибегаем к произвольному вниманию, когда нам нуж­но уловить какой-нибудь едва уловимый оттенок в зрительном, слуховом, вкусовом, обонятельном или осязательном ощущении, а также когда мы хотим выделить какое-нибудь ощущение из массы подобных других или когда мы стараемся сосредоточиться на предмете, обыкновенно имеющем для нас мало привлекательности, и при этом противодействуем влечениям в направлении более сильных стимулов. В области умственной мы применяем произ­вольное внимание в совершенно аналогичных случаях.

Произвольное внимание продолжается не долее нескольких се­кунд подряд. То, что называется «поддержкой» произвольного внимания, в сущности есть повторение последовательных усилий сосредоточить внимание на известном предмете.

Непроизвольное внимание – это ярко выраженный ориентировочный, наследственный рефлекс; эта реакция выполняется автоматически, без каких –либо усилий.

Выготский выделяет 2 группы факторов, определяющих непроизвольное внимание: 1) определенное внутреннее состояние человека; и 2) особенности внешних раздражителей.

Особенности внешних раздражителей:

· Сила раздражителя (высокая интенсивность и сигнал);

· Внезапность (неожиданное событие);

· Новизна явления или предмета, что –то специфическое, незнакомое;

· Контрастность стимула;

· Характер, степень организованности объектов восприятия.

Особенности состояний человека:

· Актуальные потребности человека;

· Интересы человека;

· Физическое состояние человека (степень энергичности, активности);

· Опыт и знания (мы обращаем внимание только на то, что знаем).

Непроизвольное внимание при восприятии бывает апперцеп­тивным в том случае, если внешнее впечатление, не будучи само по себе сильным или инстинктивно привлекательным по природе, связано с такими впечатлениями, предшествующим опытом и вос­питанием. Такие предметы могут быть названы мотивами внима­ния. Впечатление черпает в них интерес или даже, быть может, сливается с ними в один сложный объект, результатом чего яв­ляется то, что они попадают в фокус внимания.

Непроизвольное внимание, направленное на воспроизведение представления, непосредственно, если мы следим мыслью за рядом образов, которые сами по себе привлекательны и интересны; оно апперцептивно, когда объекты интересуют нас как средства для осуществления более отдаленной цели или просто в силу ассоциации их с каким-нибудь предметом, который придает ему цен­ность.

Послепроизвольное внимание – оно начинается с волевых усилий, а характер протекания как у непроизвольного.

 

Виды внима­ния Условия возник­новения Основные харак­теристики Механизмы воз­никновения
Непроизволь­ное Под действием внешних раздра­жителей с осо­бенными призна­ками Отсутствие воле­вых усилий; лег­кость возникно­вения; переклю­чение Ориентировочный рефлекс; доми­нанта
Произвольное Когда есть поста­новка и принятие задачи Направленность в соответствии с задачей; наличие волевых усилий В основном бази­руется на 2 –ой сигнальной сис­теме
Послепроиз­воль­ное Наличие задачи, появление инте­реса, вы­сокая мо­тивация, ее изме­нение Сохраняется це­ленаправленность на за­дачу, но сни­мается на­пряже­ние Доминанта

 

Свойства внимания.

 

Поскольку наличие внимания означает связь сознания с опре­деленным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания.

Концентрированность внимания—в противоположность его рас­пыленности — означает наличие связи с определенным объектом или стороной действительности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация—это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность вни­мания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

Наряду с этим пониманием концентрации внимания под кон­центрированным вниманием часто в психологической литературе понимают внимание интенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двух признаков — интенсивности и узости внимания.

Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из той предпосылки, что интенсивность внима­ния и его объем обратно пропорциональны друг другу. Эта пред­посылка, в общем, правильна, лишь когда поле внимания состоит из элементов, друг с другом не связанных. Но когда в него вклю­чаются смысловые связи, объединяющие различные элементы меж­ду собой, расширение поля внимания дополнительным содержанием может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее. Мы потому определяем концентрацию внимания толь­ко интенсивностью сосредоточения и не включаем в нее узости внимания. Вопрос об объеме внимания, т. е. количестве однород­ных предметов, которые охватывает внимание,—особый вопрос.

Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время выставлялись подлежащие на­блюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фигуры.

Согласно ряду исследований, обнаруживших при этом сущест­вование довольно значительных индивидуальных различий в объеме внимания, объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно 4—5, максимум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2—3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от друга независимых, несвязанных между собой объектов (чисел, букв и т. п.). Количество находящихся в поле нашего внимания свя­занных между собой элементов, объединенных в осмысленное це­лое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано меж­ду собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. При чтении осмысленного текста объем внимания может оказаться существенно отличным от того, который дает его измерение при концентрации на отдельных осмысленно между собой не связанных элементах. Поэтому результаты тахистоскопического изучения вни­мания на отдельные цифры, буквы, фигуры не могут быть перене­сены на объем внимания в естественных условиях восприятия свя­занного осмысленного материала. В практике, в частности педаго­гической, школьной, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимся объем внимания, не создавая в этом отношении непо­сильной перегрузки, расширять объем внимания, систематизируя предъявляемый материал, вскрывая его взаимосвязи, внутренние отношения.

С объемом внимания тесно связана и распределяемость внима­ния. Говоря об объеме, можно, с одной стороны, подчеркивать огра­ничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, по­скольку оно не абсолютно, является распределение внимания меж­ду тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности не одного, а много, по крайней мере двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверж­дают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответствен­ных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным при­знаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщи­ков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение внимания очень важно и для педагога, которому нужно держать в поле своего зрения всех учеников в классе.

Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем зна­чительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания весьма упраж­няема. При определении концентрированности и объема внимания необ­ходимо учитывать не только количественные условия. Из качест­венных моментов, в частности, один играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания. Внимание—как и па­мять—подчиняется различным законам в зависимости от того, на каком материале оно осуществляется. Очень рельефно это сказы­вается на устойчивости внимания.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т. е. его временной экстенсивностью. Экспериментальное исследование показало, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания по данным ряда преж­них исследований, в частности Н. Ланге, равны обычно 2—3 сек., доходя максимум до 12 сек. К колебаниям внимания относились, во-первых, колебания сенсорной ясности. Так, часы, которые дер­жат неподвижно на одном и том же расстоянии от испытуемого, кажутся ему, если он их не видит, то приближающимися, то уда­ляющимися в силу того, что он то более, то менее явственно слы­шит их биение.

Эти и подобные им случаи колебания сенсорной ясности, оче­видно, непосредственно связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Иной характер носят колебания, сказывающиеся при наблюдении многозначных фигур; в них попеременно то одна, то другая часть выступает как фигура: глаз соскальзывает с одного поля на другое. Такой же эффект дает изображение усеченной пи­рамиды, стоит более длительное время на нее посмотреть, чтобы убедиться в том, что усеченное основание то выступает вперед, то отступает назад.

Однако традиционная трактовка проблемы устойчивости внима­ния, связанная с установлением периодических его колебаний, тре­бует некоторой ревизии.

Положение с этой проблемой аналогично тому, какое создалось в психологии памяти в связи с установленной Эббингаузом и его последователями кривой забывания. Учебная работа была бы бес­плодным, сизифовым трудом, если бы кривая Эббингауза отража­ла общие закономерности забывания всякого материала. Учебная и производственная работа была бы вообще невозможна, если бы пределы устойчивости внимания определялись периодами, установ­ленными в опытах с элементарными сенсорными раздражителями. 'Но в действительности такие малые периоды колебания внимания, очевидно, ни в коем случае не составляют всеобщую закономер­ность. Об этом свидетельствуют наблюдения на каждом шагу. Очевидно, проблема устойчивости внимания должна быть постав­лена и разработана заново. При этом существенно не столько экспериментально установить собственно очевидный факт значи­тельно большей устойчивости внимания, сколько вскрыть конкрет­ные условия, которыми объясняются частые периодические колеба­ния в одних случаях, значительная устойчивость—в других.

Наша гипотеза заключается в следующем: наиболее существен­ным условием устойчивости внимания является возможность рас­крывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые сто­роны и связи. Там, где в связи с поставленной перед собой задачей мы, сосредоточиваясь на каком-нибудь предмете, можем развер­нуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, вни­мание может очень длительное время оставаться устойчивым. Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное содержание, не открывающее возможности для дальнейшего разви­тия, движения, перехода к другим его сторонам, углубления в него, там создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбеж­но наступают колебания внимания.

Подтверждение этого положения имеется в наблюдении Гельмгольца. Изучая борьбу двух полей зрения, Гельмгольц отметил за­мечательный факт, в котором заключается ключ для объяснения устойчивости внимания, несмотря на периодические колебания сен­сорных установок. «Я чувствую,—пишет Гельмгольц,—что могу направлять внимание произвольно то на одну, то на другую систе­му линий и что в таком случае некоторое время только одна эта система сознается мною, между тем как другая совершенно усколь­зает от моего внимания. Это бывает, например, в том случае, если я попытаюсь сосчитать число линий в той или другой системе. Крайне трудно бывает надолго приковать внимание к одной какой-нибудь системе линий, если только мы не связываем предмета нашего внимания с какими-нибудь особенными целями, которые постоянно обновляли бы активность нашего внимания. Так посту­паем мы, задаваясь целью сосчитать линии, сравнить их размеры и т. д. Внимание, предоставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного нового впечатления к другому; как только его объект теряет свой интерес, не до­ставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит на что-нибудь другое. Если мы хотим сосредото­чить наше внимание на определенном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны, в особенно­сти когда какой-нибудь посторонний импульс отвлекает нас в сто­рону». Эти наблюдения, Гельмгольца вскры­вают самые существенные условия устойчивости внимания. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных за­дач, в интеллектуальных операциях раскрываем новое содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Сосредоточение внимания—это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамиче­ским процессом. Предмет должен на наших глазах развивать­ся, обнаруживать перед нами все новое содержание. Лишь изме­няющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать внимание. Однообразие притупляет внимание, монтонность уга­шает его.

На вопрос о том, благодаря чему ему удалось прийти к откры­тию законов тяготения, Ньютон ответил: «Благодаря тому, что я непрестанно думал об этом вопросе». Ссылаясь на эти слова Нью­тона, Кювье определяет гений как неустанное внимание. Основание гениальности Ньютона он видит в устойчивости его внимания. Но обратная зависимость более существенна. Богатство и содержа­тельность его ума, открывавшего в предмете его мысли все новые стороны и зависимости, были, очевидно, существенными условиями устойчивости его внимания. Если бы мысль Ньютона при размыш­лении о тяготении уперлась в одну неподвижную точку, будучи не в силах развернуть этот вопрос, раскрывая в нем новые перспективы, его внимание быстро иссякло бы.

Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы скорее говорить о рассеянности, чем о со­средоточенности внимания. Для наличия устойчивого внимания необходимо, очевидно, чтобы изменяющееся содержание было объ­единено совокупностью отношений в одно единство. Тогда, пере­ходя от одного содержания к другому, оно остается сосредоточен­ным на одном предмете. Единство предметной отнесенности соеди­няется с многообразием предметного содержания. Устойчивое внимание—это форма предметного сознания. Оно предполагает един­ство предметной отнесенности многообразного содержания. Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, со­средоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному пред­мету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.

Если бы внимание при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие имеют место, когда нам даны разрозненные и скудные по содержанию чувственные данные, никакая эффектив­ная умственная работа не была бы возможна. Но оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в пред­метах новые стороны и связи, изменяет закономерности этого про­цесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельно­сти, является в известной мере и ее следствием.

Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредст­вом анализа и синтеза систематизацию материала и т. д., внут­ренние связи четко расчлененного содержания существенно содей­ствуют высшим проявлениям внимания.

Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от цело­го ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношения к нему со стороны субъекта—степени его интереса к данному материалу, и, наконец, индивидуальные особенности личности. Среди послед­них существенна прежде всего способность посредством сознатель­ного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохра­нение его в центре внимания сопряжено с определенными трудно­стями.

Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемость внимания за­ключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания—весь­ма важное и часто очень нужное качество.

Переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не являются какой-то самодовлеющей функ­цией. Она—сторона сложной и многообразно обусловленной созна­тельной деятельности в отличие от рассеяния или блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустой­чивого, попросту неспособного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком слу­чае очевидно, что Переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изме­няющуюся значимость различных в нее включающихся элементов.

Легкость переключения у разных людей различна: одни—с лег­кой переключаемостью—легко и быстро переходят от одной рабо­ты к другой; у других «вхождение» в новую работу является труд­ной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий. Легкая или затруднительная Переключае­мость зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соот­ношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них; чем интерес­нее предшествующая и менее 'интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выра­женное обратное соотношение между ними. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные . особенности субъекта, в частности его темперамент. Переключаемость внима­ния принадлежит к числу свойств, допускающих значительное раз­витие в результате упражнения. Рассеянность в житейском смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью. Имеет­ся бесчисленное множество более или менее достоверных анекдо­тов о рассеянности ученых. Тип рассеянного профессора не сходит со страниц юмористических журналов. Однако, вопреки прочно укоренившемуся в обывательском понимании представлению, «рас­сеянность» ученых является, наоборот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но только сосредоточены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении с ря­дом житейских мелочей они могут оказаться в том смешном поло­жении, которое живописуют анекдоты. Для того чтобы уяснить себе наличие сосредоточенности у «рассеянного» ученого, достаточно сравнить его внимание с вниманием ребенка, который выпускает из рук только что привлекшую его игрушку, когда ему показы­вают другую; каждое новое впечатление отвлекает его внимание от предыдущего; удержать в поле своего сознания оба он не в со­стоянии. Здесь отсутствует и концентрированность и распределяе-мость внимания. В поведении рассеянного ученого также обнару­живается дефект внимания, но он заключается, очевидно, не в лег­кой отвлекаемости, так как его внимание, наоборот, очень сосре­доточено, а в слабой переключаемости. Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами—силь­ной отвлекаемостью и слабой переключаемостью.

Различные свойства внимания—его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость—в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельст­вует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой пере­ключаемостью.

Мы охарактеризовали внимание как проявление избирательной направленности психической деятельности, как выражение избира­тельного характера процессов сознания. Можно было бы к этому прибавить, что внимание выражает не только как бы объем созна­ния, поскольку в нем проявляется избирательный характер созна­ния, но и его уровень—в смысле степени интенсивности, яркости.

Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно поэто­му, естественно, связано со всеми сторонами сознания. Действи­тельно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов, особенно в отношении объема внимания и его устойчивости, было уже отмечено. Роль воли нахо­дит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

 

1. Объем внимания это количество простых изолированных, четко воспринимаемых элементов, которые могут войти в поле внимания и быть удержанными.

Впервые это свойство определил Вундт, экспериментально подтвердил Кеттелл. Он предложил методику с использованием тахистоскопа: на определенное время задается определенный зрительный стимул. Количество объектов варьируется; сколько испытуемый увидит объектов, таков и объем. Стирающие образы даются для того, чтобы исключить влияние памяти.

Объем зрительного внимания – 7 -+ 2; объем слухового внимания –4-+2; объем осязательного внимания – 6-8 объектов.

Объем внимания зависит от:

· Степени связанности объектов между собой;

· Степени знакомства с объектами (знакомое нам видится как более дифференциальное);

· Расположения в поле восприятия (центр или периферия);

· Внутренней установки.

2.Концентрация внимания – степень интенсивности сосредоточения, отвлеченности от других раздражителей.

Нужно различать узость внимания и его концентрацию. Концентрация – это сужение границ. Явление, противоположное концентрации, - рассредоточение.

Физиологические механизмы концентрации – это сильное возбуждение в определенных участках коры и сильное торможение в других.

Страхов выделяет разные уровни концентрации внимания:

1. слабая концентрация (сильные колебания);

2. поверхностная (есть колебания с малой амплитудой);

3. рабочая (колебания преодолеваются усилием воли);

4. полная поглощенность в объекте (колебания отсутствуют).

2. Устойчивость внимания – длительность сохранения интенсивного восприятия объекта, удержание высокой интенсивности длительное время. Это временной показатель.

Устойчивость внимания зависит от:

· Особенностей объектов внимания (изменчивость, яркость, подвижность);

· Активности личности (внешняя активность способствует концентрации на тех объектах, которые необходимы, внутренняя - решение мыслительных задач);

· Особенностей личности (свойства НС, уровень мотивации, состояние организма в целом).

Физиологическими механизмами внимания является работоспособность нервных клеток в определенных участках коры.

3. Колебания внимания – периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности восприятия. Механизм колебания сводят к механизму самонастройки сенсорных систем.

Без всяких причин колебания происходят каждые 1,5 минуты. В зависимости от различных факторов эти колебания могут быть отодвинуты до 5 – 10 минут. Внимание аудитории может держаться 20 минут.

4. Переключение внимания – сознательное, преднамеренное перенесение внимания с одного объекта на другой.

Показатели внимания – время, потраченное на переход от одной деятельности к другой; продуктивность работы в одной деятельности и в другой.

Факторы, влияющие на скорость переключения:

· Особенности предыдущей и последующей деятельности;

· Отношение к прежней и новой деятельности;

· Степень завершенности предыдущей деятельности;

· Индивидуальные особенности личности (свойства НС).

5. Распределение внимания – одновременное успешное выполнение двух и более различных видов деятельности. На распределение внимания влияет степень автоматизированности действий.

Страхов выделяет 3 уровня распределения внимания:

1. распределение внимания легкое, когда деятельность полностью автоматизирована (например, езда на велосипеде).

2. 2 вида автоматизированного умственного труда (конспектирование).

3. Между 2 новыми мыслительными задачами, которые требуют максимальной включенности всех психических процессов.

Факторы, влияющие на распределение внимания:

· Свойства НС, сила НС;

· Состояние человека (уровень переживаний, аффекты, стрессы, утомляемость).

 

Психодиагностика свойств внимания.

 

Методы исследования внимания:

1. наблюдение (внешне заданное явление),

2. интроспекция.

3. эксперимент.

4. психодиагностические методы, тесты.

Психодиагностические исследования внимания :

1.Корректурная проба (Б. Бурдон). Исследование степени концентрации и устойчивости внимания, можно получить данные о переключаемости.

Дается бланк с цифрами или знаками. Испытуемый должен отобрать определенный набор знаков. Фиксируется количество пропущенных знаков, время выполнения задания, характер темпа; объем просмотренных знаков дает возможность выявить динамику.

Концентрация вычисляется по индексу точности:

K= S/ n, где S – число проработанных строк, n – количество ошибок.

 

Показатель темпа : А= S/ t, где S – количество знаков в проработанной части; t – время.

Показатель переключмости (когда разбиваются четные и нечетные строки и

 

выделяют разные знаки): С= So/S, где So – количество ошибочно обработанных строк, S – общее количество строк в проработанной части.

Корректурную пробу используют для оценки работоспособности, темпа психомоторной деятельности, степени устойчивости в монотонной деятельности. Существуют модификации корректурных проб: вводятся различные символы и знаки. Наиболее известная модификация - Кольца Ландольта.

2.Таблиы Шульте применяются для исследования объема и устойчивости внимания (существует 5 вариантов). В каждой такой таблице разбросаны цифры от 1 до 25. Испытуемый должен искать цифры в определенном порядке. Основной показатель – время выполнения задания. Затем строится кривая истощаемости. Существуют различные модификации (н-р, от 1 до 100).

3.Красно – черные таблицы Горобова – Шульте исследуют переключение и распределение внимания. Задание похоже на предыдущее, но еще добавляется поиск по цвету.

4.Пробы Крепелина замеряют свойства внимания при патологии. Изучаются переключение, работоспособность – утомляемость, уровень концентрации. Даются строки цифр, 1) складываются, 2) вычитаются, 3) вычитаются 2 цифры (сложение и вычитание одновременно), 4) выстраиваются ряды цифр.

5.Методика «Перепутанные линии» исследует степень концентрации внимания. Фиксируется время выполнения задания и количество ошибок.

6.Тест Мюнстенберга – исследуется избирательность внимания или способность выбирать из фона объекты.

7.Тест Торндайка: раздается стимульный материал – 100 3 –хзначных чисел; нужно найти0 10 заданных чисел. Стратегия поиска избирается испытуемым, по ней судят о мышлении и внимании. Фиксируется время и количество ошибок.

8.Тест Кюсси – исследуется избирательность внимания. Используются фигуры различной формы. Испытуемый должен найти простую фигуру на фоне сложной. Основной показатель – время, количество ошибок.

9.Методика тахитоскопа ориетирована на изучение объема внимания.

 

 

Литература к программе.




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (709)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.038 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7