Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 17. Прикладная Социальная психология образования



2015-12-06 764 Обсуждений (0)
Тема 17. Прикладная Социальная психология образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Фундаментальная и прикладная наука в современном мире. Специфика прикладного исследования в социальной психологии в сфере образования. Этические требования к проведению практической социально-психологической работы. Проблема обеспечения эффективности прикладной работы в практике. Общая схема деятельности социального психолога-практика. Основные роли практика: эксперт, консультант, преподаватель.

Основные направления прикладных исследований в сфере образования. Социальные нормы и нормативное поведение. Девиантное поведение. Причины девиантного поведения. Социальный контроль и психокоррекция детей и подростков с нарушениями поведения.

Групповые методы обучения, управление педагогическим процессом, взаимодействие субъектов педагогического процесса, воспитание личности в коллективе.


МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема 1. Специфика научного познания.

Соотношение понятий «методология», «наука», «философия» и «мировоззрение». Соотношение понятий «методология», «метод», «методика».

Методологические, теоретические и методические проблемы психологии и педагогики.

Понятие методологии: плюрализм толкований. Основные направления в современной методологии психолого-педагогических исследований. Проблема научного метода как привилегированного способа познания действительности / реальности. Понятие научной парадигмы. Проблема смены научных парадигм. Научная и наивная картина мира.

 

Тема 2. Типология методов научного исследования

Классификация методов психологических исследований. С.Л. Рубинштейн о методах психологического исследования.

Понятие научного наблюдения и его виды; ошибки наблюдения.

Эмпирические методы исследования. Методы и способы обработки данных.

Качественные методы в психологии. Количественные методы в психологии.

Методика анкетирования.

Метод контент-анализа в психологии. Кластерный анализ. Метод семантического шкалирования. Методики построения семантических пространств (В.Ф. Петренко).

Сущность, достоинства и недостатки использования сравнительного метода в психологических исследованиях. Сущность, достоинства и недостатки использования лонгитюдного метода. Особенности использования комплексного подхода в психологических исследованиях.

Характеристика интерпретационных методов в психологии и педагогике.

Характерология экспериментальных методик психологического и педагогического исследования. Сопоставительный анализ метода наблюдения и эксперимента.

 

Тема 3. Методология современного психолого-педагогического исследования.

Методологические положения и понятийный аппарат когнитивной психологии.

Комплексный подход в психолого-педагогических исследованиях.

Системный подход в психолого-педагогических исследованиях.

Психоаналитическая традиция в зарубежной психологии. Бихевиоризм как исследовательская парадигма. Экзистенционально-феноменологическая традиция в психологии. Интеракционистская традиция в психологии.

Гендерный подход в психологии.

Этические вопросы научного исследования. Правовая база педагогического исследования.

Тема 4. Организационные и методические основы исследования

Психологическое и педагогическое исследование. Общее представление, виды.

Категория деятельности в психологии и педагогике. Конкретно-научный уровень методологии психолого-педагогических исследований.

Понятие деятельности в философии, психологии, методологии. Понятие научной деятельности. Методологические основания теоретико-познавательной и предметно-практической деятельности.

Специфика предмета, объекта, эмпирического материала, средств, целей и задач научного исследования.

Основные этапы педагогического эксперимента.

 

Тема 5. Подготовка научной публикации

Основные этапы научного исследования. Стандартная структура научной статьи. Базовые требования к научному определению, научно-терминологическому аппарату, метаязыку и языку научного исследования. Категория и понятие.

Категория личности в современной психологии и педагогике. Категория сознания в психологии. Категория общения в психологии. Специфика письменной научной коммуникации. Основные жанры письменной научной коммуникации. Основные правила подготовки и оформления научной публикации. Культура цитирования. Экспертиза качества научной публикации.

 

Тема 6. Подготовка устного выступления с научным сообщением/ докладом / презентацией.

Базовая модель устной коммуникации. Жанры, язык, метаязык и стиль устного научного выступления. Максимы П. Грайса. Структура научного выступления и регламент. Ответы на вопросы.

Обсуждение, диалог, диалог-спор, дискуссия, полемика, диспут. Распределение коммуникативных ролей в организации устной научной коммуникации. Типичные ошибки начинающих ораторов. Этическая компонента научного общения. Современные требования к подготовке презентаций.

Список литературы

1. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности. М, 2007

2. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2008

3. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании :учеб. Пособие для студ.высших учеб. Заведений/ Д.А.Иванов – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336с.

4. Современные образовательные технологии : учебное пособие/ кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской .- М.: КНОРУС, 2010. – 432с.

5. Анисимов В.П. Психолого-педагогические механизмы и условия становления элитной личности. – В кн.: Элитное образование в России: исторический опыт и современность: монография / Анисимов В.П., Богуславский М.В., Лобзаров В.М., Корзин А.Б. – Тверь: ТК им. А.Н. Коняева. – 2008. – С. 188-257 (272 с.)

6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. - 365 с.

7. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании М.: ПЭР СЭ, 2008

8. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., Аспект Пресс, 2009.-318с. Гриф УМО.

9. Социальная психология: учебник для студентов вузов/Под ред. А.М. Столяренко –М.: ЮНИТИ –ДАНА,2009. Гриф Минобразования РФ.

10. Социальная психология: Практикум: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2009. - 480с. Гриф УМО.

11. Волынкин В.И., Методология и методы психолого-педагогических исследований., СПб, 2007.

12. Краевский В. В. Методология педагогики: Новый этап [текст]: учебное пособие для студентов вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М.: Академия ИЦ, 2006. – 394 с.

13. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.



2015-12-06 764 Обсуждений (0)
Тема 17. Прикладная Социальная психология образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 17. Прикладная Социальная психология образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (764)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)