Тема 17. Прикладная Социальная психология образования
Фундаментальная и прикладная наука в современном мире. Специфика прикладного исследования в социальной психологии в сфере образования. Этические требования к проведению практической социально-психологической работы. Проблема обеспечения эффективности прикладной работы в практике. Общая схема деятельности социального психолога-практика. Основные роли практика: эксперт, консультант, преподаватель. Основные направления прикладных исследований в сфере образования. Социальные нормы и нормативное поведение. Девиантное поведение. Причины девиантного поведения. Социальный контроль и психокоррекция детей и подростков с нарушениями поведения. Групповые методы обучения, управление педагогическим процессом, взаимодействие субъектов педагогического процесса, воспитание личности в коллективе. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Тема 1. Специфика научного познания. Соотношение понятий «методология», «наука», «философия» и «мировоззрение». Соотношение понятий «методология», «метод», «методика». Методологические, теоретические и методические проблемы психологии и педагогики. Понятие методологии: плюрализм толкований. Основные направления в современной методологии психолого-педагогических исследований. Проблема научного метода как привилегированного способа познания действительности / реальности. Понятие научной парадигмы. Проблема смены научных парадигм. Научная и наивная картина мира.
Тема 2. Типология методов научного исследования Классификация методов психологических исследований. С.Л. Рубинштейн о методах психологического исследования. Понятие научного наблюдения и его виды; ошибки наблюдения. Эмпирические методы исследования. Методы и способы обработки данных. Качественные методы в психологии. Количественные методы в психологии. Методика анкетирования. Метод контент-анализа в психологии. Кластерный анализ. Метод семантического шкалирования. Методики построения семантических пространств (В.Ф. Петренко). Сущность, достоинства и недостатки использования сравнительного метода в психологических исследованиях. Сущность, достоинства и недостатки использования лонгитюдного метода. Особенности использования комплексного подхода в психологических исследованиях. Характеристика интерпретационных методов в психологии и педагогике. Характерология экспериментальных методик психологического и педагогического исследования. Сопоставительный анализ метода наблюдения и эксперимента.
Тема 3. Методология современного психолого-педагогического исследования. Методологические положения и понятийный аппарат когнитивной психологии. Комплексный подход в психолого-педагогических исследованиях. Системный подход в психолого-педагогических исследованиях. Психоаналитическая традиция в зарубежной психологии. Бихевиоризм как исследовательская парадигма. Экзистенционально-феноменологическая традиция в психологии. Интеракционистская традиция в психологии. Гендерный подход в психологии. Этические вопросы научного исследования. Правовая база педагогического исследования. Тема 4. Организационные и методические основы исследования Психологическое и педагогическое исследование. Общее представление, виды. Категория деятельности в психологии и педагогике. Конкретно-научный уровень методологии психолого-педагогических исследований. Понятие деятельности в философии, психологии, методологии. Понятие научной деятельности. Методологические основания теоретико-познавательной и предметно-практической деятельности. Специфика предмета, объекта, эмпирического материала, средств, целей и задач научного исследования. Основные этапы педагогического эксперимента.
Тема 5. Подготовка научной публикации Основные этапы научного исследования. Стандартная структура научной статьи. Базовые требования к научному определению, научно-терминологическому аппарату, метаязыку и языку научного исследования. Категория и понятие. Категория личности в современной психологии и педагогике. Категория сознания в психологии. Категория общения в психологии. Специфика письменной научной коммуникации. Основные жанры письменной научной коммуникации. Основные правила подготовки и оформления научной публикации. Культура цитирования. Экспертиза качества научной публикации.
Тема 6. Подготовка устного выступления с научным сообщением/ докладом / презентацией. Базовая модель устной коммуникации. Жанры, язык, метаязык и стиль устного научного выступления. Максимы П. Грайса. Структура научного выступления и регламент. Ответы на вопросы. Обсуждение, диалог, диалог-спор, дискуссия, полемика, диспут. Распределение коммуникативных ролей в организации устной научной коммуникации. Типичные ошибки начинающих ораторов. Этическая компонента научного общения. Современные требования к подготовке презентаций. Список литературы 1. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности. М, 2007 2. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2008 3. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании :учеб. Пособие для студ.высших учеб. Заведений/ Д.А.Иванов – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336с. 4. Современные образовательные технологии : учебное пособие/ кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской .- М.: КНОРУС, 2010. – 432с. 5. Анисимов В.П. Психолого-педагогические механизмы и условия становления элитной личности. – В кн.: Элитное образование в России: исторический опыт и современность: монография / Анисимов В.П., Богуславский М.В., Лобзаров В.М., Корзин А.Б. – Тверь: ТК им. А.Н. Коняева. – 2008. – С. 188-257 (272 с.) 6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. - 365 с. 7. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании М.: ПЭР СЭ, 2008 8. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., Аспект Пресс, 2009.-318с. Гриф УМО. 9. Социальная психология: учебник для студентов вузов/Под ред. А.М. Столяренко –М.: ЮНИТИ –ДАНА,2009. Гриф Минобразования РФ. 10. Социальная психология: Практикум: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2009. - 480с. Гриф УМО. 11. Волынкин В.И., Методология и методы психолого-педагогических исследований., СПб, 2007. 12. Краевский В. В. Методология педагогики: Новый этап [текст]: учебное пособие для студентов вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М.: Академия ИЦ, 2006. – 394 с. 13. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (764)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |