Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 7. Психотерапевтические аспекты клинической психологии



2015-12-06 611 Обсуждений (0)
Раздел 7. Психотерапевтические аспекты клинической психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Медицинская и психологическая модели психотерапии. Проблема научного статуса психологической (не-медицинской) психотерапии, междисциплинарность её предмета. Психотерапия в системе видов психологической помощи – консультирования, коррекции, сопровождения, супервизии: критерии сравнения: показания и ограничения, цели, форматы, теоретические основы. Проблемы деонтологии в психотерапии, профессиональный этический кодекс; ошибки и злоупотребления в области психотерапии.

Современное пространство терапевтического опыта: основные направления психотерапии – психоаналитическое, когнитивное, гуманистическое, бихевиоральное и их современные варианты. Проблема интеграции различных психотерапевтических подходов– основания, возможности и границы. Структура научного знания в психотерапии: теоретическая модель человека, теория развития и психопатологии, теория терапевтического процесса и эффективности психотерапии.

 

Тема 2. Психотерапия как предмет исследования: проблема адекватности традиционной научной методологии; значение методов гуманитарных наук о человеке (семиотики, герменевтики) для развития исследований в области психотерапии. Общие и специфические факторы эффективности психотерапии, «парадокс эквивалентности» эффективности различных терапевтических систем. Исследование основных «переменных» психотерапии в рамках Меннингерского проекта: роль терапевтических отношений, терапевтических и этических установок терапевта; мотивация пациента и фактор веры; плацебо-эффект, роль уровня патологии личности. Исследование психотерапии как процесса, его разных фаз, динамики терапевтических отношений и изменений личности пациента на разных фазах терапевтического процесса. Факторы преждевременного прерывания психотерапии. Методы оценки «пригодности» к психотерапии, предикторы её эффективности, методы оценки эффективности.

 

Тема 3. Концепции традиционной и модифицированной психоаналитической психотерапии. Основные понятия психоаналитической психотерапии: сеттинг, терапевтический альянс, перенос, контрперенос, сопротивление. История и логика развития этих понятий. Основные методы психоаналитической психотерапии и их модификация с учетом уровня патологии пациента. Теории объектных отношений и селф-психология: модели развития, психопатологии, психотерапии (М.Кляйн, М.Малер, Х.Кохут, О.Кернберг). «Экспрессивная психотерапия» Кернберга и «восстановительная психотерапия» Кохута в применении к пациентам с личностными расстройствами.

Тема 4. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия ‑ основные понятия и методы. Когнитивная модель порождения дисфункциональных поведенческих нарушений и патологических состояний при депрессиях и тревожно- фобических расстройствах.

Проблема интеграции когнитивной терапии с другими направлениями психотерапии -с психодинамическими моделями, системной семейной психотерапией.

 

Тема 5. Гуманистическое и экзистенциальное направление психотерапии. Основные понятия и методы: условия эффективности человеко-центрированной терапии К. Роджерса – аутентичность терапевта, безоценочное приятие, эмпатическое слушание, конгруэнтность актуальному («здесь и сейчас») психотелесному опыту. Основные понятия и методы гештальттерапии. Супрессивные и экспрессивные методы содействия личностному росту.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М. УМК «Психология», 2003, 320 с.

2. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М., МГУ, 2001.

3.Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория и практика применения к исследованию личности ребенка. М., Ин-т общегум. Исслед.. 2001.

4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 тт. М.: Педагогика, 1982-1984, т. 5.

6. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2000 или М., 1986.

7.Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. С-Пб., 1996.

8. Каплан и Сэдок

8. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. СПб, 2002.

9.Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. М., 2000.

10.Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина. 1985.

11. Кок Е.П. Зрительные агнозии. Л., Медицина, 1967.

12. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. М., Рос.пед.агенство, 1997.-124 с.; Издание второе, дополненное.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 160 с.

13. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., МГУ, 1988.

14. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познания. М., 1991.

15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Академия, 2002.

16. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.

17. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. М., МГУ, 1969 или М., Академический проект, 2000.

18. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973 или М., Академия, 2002.

19. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. М. «Класс». 1998.

20. Нейропсихологическая диагностика. Под ред. Е.Д. Хомской. Ч. 1,2. М., МГУ, 1994.

21. Поляков Ю.Ф.

22. Пере Бауман Клиническая психология

21. Руководство по психиатрии (Под ред. А.В.Снежневского) в 2 т. М., 1983.

22.Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998.

23. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

24. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика, М, Academia, 2002.

25. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., Аргус, 1995.

26. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., «Эксмо-Пресс», 2000.

27. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.

28. 30. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987 или 2002.

29. Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред. Е.Д. Хомской. М., РПО, 1999.

30. Хрестоматия по психологии аномального развития в 2-х тт. М.: изд-во ЧеРо, изд-во Моск.ун-та, 2002.

31. Цветкова Л.С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1972.

32. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., МГУ, 1985.

 

1. Перечень теорий, которые должен знать студент:

 

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского

Теория деятельности А.Н.Леонтьева

Нейропсихология: школа А.Р.Лурия

Патопсихология: школа Б.В.Зейгарник

Дизонтогенез ( школа В.В.Лебединского)

Теория о построении движений Н.А.Бернштейна

Психоанализ (З.Фрейд, Ференци, Фенихель, А.Фрейд, Адлер, Юнг

Теория объектных отношений (М.Кляйн, Винникот, Кернберг,

Когнитивная теория психических расстройств (А.Бек

Бихевиоральная теория психических расстройств

Школа Курта Левина

Школа Ж.Пиаже

Школа А.Валлона

Школа детской психиатрии Г.Е.Сухаревой

Клиническая психиатрия (Снежневский, Тиганов, Морозов)

Основные международные системы классификации болезней (МКБ-10; DSM-4)

 

2. Основные феномены психических расстройств, которые должен знать студент:

1) нарушения памяти (виды амнезий, дисмнезии, конфабуляции, контаминации, гипермнезии, интерференция, эйдетические образы)

2) нарушения восприятия (галлюцинации, парастезии, анозогнозия, аутотопогнозия, зрительная агнозия, астереогнозия, прозопогнозия, истерическая анестезия, макропсия, микропсия, деперсонализация, дереализация, реакция бегства, расщепление личности, иллюзии)

3) нарушения сознания (дезориентировка, помрачение сознания, ступор, делирий, кома, бодрствуящая кома, сумеречное сознание, просоночное состояние, сомнолентность),

4) нарушения мышления (умственная недостаточность, невроз, психоз, нарушение формального мышления, нелогическое мышление, фантазирование, аутическое мышление, магическое мышление, конкретное мышление, абстрактное мышление, неологизм, словесная окрошка, обстоятельность, тангенциальность, инкогерентное мышление, персеверации, конденсация, иррелевантные ответы, избыточность ассоциаций, разорванное мышление, полет мыслей, блокирование, глоссололия, сверхценные идеи, бред, одержимость какой-то идеей, эгомания, мономания, ипохондрия, навязчивости, компульсивность, фобии, бред мессианства, бред мистический),

5) нарушения внимания (отвлекаемость, селективное невнимание),

6) нарушения эмоций (неадекватный аффект, значительное претупление аффекта, менее сильное претупление аффекта, аффективная тупость, лабильность аффекта, тревога, генерализованная тревога, страх, ажитация, напряженное состояние, паника, апатия, амбивалентность),

7) нарушение настроения (дисфорическое настроение, эутимное настроение, экспансивное настроение, раздражительное настроение, колебания настроения, приподнятое настроение, эйфория, экстаз, депрессия, ангедония, ощущение горя и печали, алекситимия, анорексия, бессонница, сниженное либидо, запор)

8) нарушения общения (эхолалия, эхопраксия, вербигерация, кататония, каталепсия – каталепсия, возбуждение, ступор, ригидность, «позирование», восковая гибкость, негативизм; каталепсия стереотипия, манерность, автоматизм, императивный автоматизм, мутизм, гиперактивность- психомоторная ажитация, гиперкинез, тик, снохождение, компульсивность; гипоактивность, мимикрия, агрессия)

9) нарушения речи (речь с нажимом, логорея, олигофазическая речь, скудность смыслового содержания речи, диспросодия, дизартрия; афазии: моторная, сенсорная, номинальная, синтаксическая, глобальная, жаргонофазия, афазия при сохранности речи)

10) нарушения, связанные с органическим поражением головного мозга

11) нарушения, связанные с конверсией и диссоциативными феноменами

12) нарушения критичности

13) нарушения личности

14) пограничные личностные расстройства

 

3. Принципы, содержание которых должен раскрыть экзаменуемый:

1. Принцип синдромного анализа

2. Принцип развития

3. Принцип иерархической структуры дефекта

4. Принцип соотношения развития и распада

5. Принцип учета личностного и мотивационного факторов в организации дефекта

6. Принцип активности субъекта

7. Принципы восстановительного обучения

8. Принципы измерения и оценки в клинической психологии

 

4. Методы, которые должен знать и ими владеть экзаменуемый:

 

1. Клинико-психологическая беседа (интервью)

2. Опросники

3. Анкеты

4. Патопсихологический эксперимент

5. Метод нейропсихологического синдромного анализа

6. Метод синдромного анализа

7. Проективные методы

8. Метод структурного интервью О.Кернберга

9. Метод свободных ассоциаций

10. Метод анализа истории болезни

11. Метод наблюдения

12. Метод восстановительного обучения

13. Методы коррекционно-развивающего обучения

 



2015-12-06 611 Обсуждений (0)
Раздел 7. Психотерапевтические аспекты клинической психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 7. Психотерапевтические аспекты клинической психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)