Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Структура периодической печати Российской Федерации




Перемены, происшедшие в общественно-политической и экономической жизни страны, привели к заметным изменениям в структуре периодической печати РФ. Выход новых изданий, рассчитанных на удовлетворение интересов различной аудитории, способствовал становлению информационного рынка, учитывающего многообразие источников информации и ее распространение в различного типа периодических изданиях.

Читательские интересы, демографические, социальные факторы способствовали формированию новой структуры печати. В нее вошла периодика, предназначенная широкому кругу читателей и различающаяся по тематике и адресности: общественно-политические издания, издания универсального содержания, молодежные издания и издания для детей, женские издания, рекламно-информационные.

Особое место в структуре периодической печати занимает деловая и аграрная пресса, предназначенная для людей, занятых в сферах экономики, сельскохозяйственного производства, фермерства, бизнеса, финансов, бухгалтерского учета.

Кроме того, в структуре периодики утвердились:

— международные общественно-политические и социально-экономические издания;



— издания национальных групп, землячеств;

— административных регионов;

— религиозные издания;

— издания для семьи; отдыха;

— издания для интеллигенции;

— издания политических партий и объединений;

— издания для безработных;

— посвященные фантастике, мистике, астрологии;

— эротические издания.

Каждое структурное звено системы периодической печати имеет свои особенности, свои цели и задачи.

Деловая пресса России. В газетно-журнальном мире России деловая пресса представлена разветвленной сетью изданий различных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной ориентации, способу финансирования. В структуру деловой прессы входят газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения. От всех других типов изданий они отличаются преимущественной ориентацией на освещение деловой жизни, мира бизнеса, а также характером финансирования издания.

Всего в России в конце 1993 г. было зарегистрировано свыше 200 различного типа деловых газет, журналов, бюллетеней. В последующие годы возникали новые издания, некоторые прекращали существование. Центров выхода информационно-коммерческих изданий в стране не так уж много.

Типологически деловая пресса неоднородна. И все же если ее систематизировать, то можно выделить несколько групп. Это, во-первых, массовые издания: "Деловой мир", "Экономика и жизнь", "Коммерсантъ-Дейли" (Москва), "Российская экономическая газета" (Петербург). Отражая все сферы общественной жизни, они вместе с тем содержат наиболее важную деловую информацию. Вторую группу составляют издания, посвященные конкретной сфере деловой жизни. В их числе: "Акционер", "Меди­цина для Вас", "Рынок" и т. п. Их можно отнести к массовым специализированным изданиям с узким диапазоном информации. Третья группа — специализированные издания: "Финансовая газета", "Биржевые ведомости" (Москва), "Петербургский финансовый вестник", "Биржа" (Нижний Новгород), "Банков­ский вестник" (Уфа) и др. Они предназначены для аудитории, интересующейся конкретной сферой бизнеса.

Заметное место в деловой прессе занимают рекламно-справочные издания ("Экстра-М", "Рекламный вестник") и газеты бесплатных объявлений ("Все для Вас", "Из рук в руки", "Удача"). Главные тематические направления деловой прессы связаны со всесторонней характеристикой важнейших событий в стране и их влияния на деловую жизнь, анализом социальных проблем, вызванных изменениями в сфере экономики. Материалы информационных блоков и подборок обеспечивают читателей оперативной коммерческой информацией, расширяют деловой кругозор. Иную нагрузку несут аналитические жанры. Они обеспечивают нормативной информацией, способствуют распростране­нию делового опыта, формированию положительного образа предпринимателя и идеологии бизнеса.

В системе деловой прессы Российской Федерации в 1995 г. было всего две ежедневные газеты: "Деловой мир", выходивший тиражом в 105 тыс. экз., и "Коммерсантъ-Дейли", тираж которого составлял 200 тыс. экз. Все остальные издания для делового мира выходили раз в неделю.

Деловая пресса Российской Федерации строилась и утверждалась в условиях перехода к рыночным отношениям, в условиях интенсивного воздействия на журналистику социально-экономических преобразований, возникших в обществе в постперестроечные годы. В силу новых тенденций любая информация, и в том числе финансово-экономическая, стала предметом целе­направленного спроса. К середине 90-х гг. сложилась система деловой прессы, в структурные звенья которой вошли кроме периодических изданий информационные агентства, специально занимающиеся сбором и распространением экономической ин­формации: межреспубликанское информационное агентство, агентство экономических новостей, "ПАЛ-информ — Москва", региональные и межрегиональные агентства.

Важнейшим звеном в структурах, распространявших деловую информацию, стало телевидение. Появились не только новые программы, но и телеканалы. Первым из них стал московский коммерческий канал 2x2. Регулярными стали и специальные программы на радио, адресованные представителям делового мира.

Структурные звенья деловой журналистики действуют самостоятельно. Они никем не координируются, не взаимодействуют друг с другом непосредственно. Однако при всей их внешней разобщенности они преследуют общие цели — способствовать формированию нового экономического мышления в различных слоях общества.

Женская пресса. Новые тенденции в общественно-политической жизни страны во второй половине 80-х гг. заметно изменили положение женщины, способствовали проявлению ее скры­тых творческих и деловых возможностей. В дифференцирован­ной структуре советской журналистики издания, предназначенные для женщин, занимали довольно скромное место. В стране с трехсотмиллионным населением в конце 80-х гг. выходило всего немногим более 20 изданий для женщин — 3 центральных, 17 республиканских и 2 в других регионах страны. Среди них особо выделялись журналы "Работница" и "Крестьянка", тираж каждого из которых превышал в ту пору 20 млн. экз. Но ни их популярность, ни стремление редакций общественно-по­литических газет периодически обращаться к женской теме не могли ответить даже на часть волновавших женщин вопросов. Односторонняя, предельно идеологизированная, ограниченная в диапазоне выражения чувств и сложных женских коллизий про­блематика вошла в резкое противоречие с восприятием той жизни, которая открывалась перед всем советским обществом в период начавшейся перестройки. Рушилось старое, стандартное мышление, в том числе в женской среде. Удовлетворение читательских интересов женщин настоятельно требовало ломки психологических барьеров, открытого разговора об отношении об­щества к женщине.

В новых условиях началась переориентация большинства периодических изданий с учетом требований времени и интересов читательской аудитории. Одними из первых это признали женские издания. Они, отражая растущую активность женского дви­жения, расширение права на информацию и учитывая открыв­шиеся возможности выпуска независимых изданий, заявили о необходимости изменения положения и содержания женских изданий и увеличения их числа.

Духовная и экономическая самостоятельность, тесно связанная с социальной защитой женщины, ее моральной и психологической поддержкой резко изменили характер женской периодики, сделали ее разнообразной по типу и характеру.

Большинство новых изданий — в основном газетного типа — появилось в начале 90-х гг. Они сразу же обратили на себя внимание необычностью названий: "Сударушка", "Натали", "Дочки-матери", "Деловая женщина", "Женское счастье" и многие др. Непривычными были их содержание, формат, оформление.

Различная направленность женских изданий, значительно от­личающиеся производственные и творческие возможности опре­делили и многообразие их целей и задач. В 1994 г. отметил свое 80-летие журнал "Работница". Реагируя на запросы сегодняшне­го дня, он стремится сохранить традиции, складывавшиеся деся­тилетиями. Иной путь избрала "Крестьянка". В 1994 г. изме­нился ее внешний облик, была реорганизована внутренняя структура, содержание приобрело новую направленность.

В начале 1994 г. в системе женской периодики появилось еще одно издание. Им стал журнал "Космополитен" на русском языке, представляю­щий собой московский вариант американского журнала под этим же названием.

По своей структуре женская пресса сложилась в систему, включающую в себя издания всероссийские, республиканские, региональные, а также международные. В середине 90-х гг. в Российской Федерации выходило свыше ста женских изданий, учрежденных коллективами редакций, различными структурами и фондами.

Проблематика женских изданий в подавляющем большинстве случаев отражает их содержание и структуру. При том, что это часто массовые популярные издания, их можно разделить на несколько групп: издания социальной направленности, издания внеполитические, познавательно-информационные, проблемно-информационные, коммерческого характера, газеты и журналы гуманитарно-образовательного направления; издания по проблемам семьи и школы, литературно-художественные, журналы мод и др. При всей разнохарактерности этих изданий большинство из них предназначено для семейного чтения.

Молодежная пресса. В середине 90-х гг. молодежная пресса России структурировалась в различного типа издания, предназначенные для детей, подростков, юношества. И хотя каждое из них отличалось своими особенностями, связующими оставались общие цели. Дифференцированная для каждой возрастной группы, молодежная журналистика помогает читателям самоопределиться, найти свое место в обществе, пройти различные процессы социализации, обрести для себя определенные ориентиры в жизни.

Типологическая и структурная перестройка детской и юно­шеской печати коснулась и выходившей десятилетиями газеты "Пионерская правда". Она стала выходить раз в неделю на восьми полосах. Почти третью часть газетной площади занимают красочные иллюстрации. Изменился и издатель "Пионерской правды". Теперь это акционерное общество "Молодая гвардия".

И все же интересы широких молодежных масс выходят далеко за пределы политических пристрастий. Возможность выбора изданий, появившихся в условиях рынка и конкурирующих между собой, потребовала расширения информационного поля. Молодежную проблематику сделали для себя обязательной мно­гие газеты. Они посвящают ей регулярно выходящие "Странич­ки", специальные полосы, подборки. "Новая ежедневная газета" выпускает для студенчества еженедельную газету в газете "Латинский квартал", в "Аргументах и фактах" стало регулярным специальное приложение "Я молодой!". В "Московском комсомольце" и "Московской правде" часто появляется газета "Глагол", в "Курантах" - "POP - OK" и т. д.

Печать политических партий и объединений.Развитие гласности, официальное признание в государстве многопартийности изме­нили общественно-политическую жизнь страны, сделали реаль­ностью функционирование новых политических партий и их прессы. Указ Президента РСФСР "О мерах по защите свободы печати в РСФСР оказал заметное воздействие на развитие многопартийной журналистики в Российской Федерации. Указ предоставил права и дал гарантии беспрепятственному выпуску и распространению по стране изданий, выражавших взгляды различных политических направлений, не противоречащих конституционным нормам.

В начале 90-х гг. в России появилось около 1200 газет, журналов, бюллетеней различных политических направлений.

К середине 90-х гг. разветвленную сеть изданий политических партий и движений представляли общероссийские, республиканские, областные, краевые, районные, городские газеты. Все они идеологически целенаправленны, большинству свойственна тяга к вековым ценностям консерватизма: историческая государственность, патриотизм, традиции народа.

Среди изданий, откровенно выражавших свою политическую приверженность, стали "Правда России" — газета Коммунисти­ческой партии Российской Федерации, "Правда Жириновско­го", "Сокол" — газеты либерально-демократической партии России, "Срочно в номер" — орган Партии экономической свободы и другие.

Ценностные ориентации, политические взгляды определяют возможность выбора политических изданий: среди них придерживающиеся объективистско-аналитического подхода — "Мос­ковские новости", "Новая ежедневная газета", "Сегодня", либерально-демократические "Известия", "Аргументы и факты".

Заметно вмешивается в политику капитал. Он начинает контролировать прессу и влиять таким образом на формирование экономики. Банк "Столичный", например, обладал большим процентом акций в издательском Доме "Коммерсантъ", значительные субсидии вложены банком "Мост" в газеты "Труд", "Куранты", "Экономика и жизнь". Фирма "Олби" оказывает финансовую поддержку "Известиям".

Журнальная периодика. В начале 90-х гг. в журнальной периодике России, как и во всей системе средств массовой информации, происходили заметные перемены.

Стремление деполитизировать издание, отказаться от прежних идеологических ориентиров, искать новые творческие решения привели в ряде случаев к расколу в редакционных кол­лективах. Часть сотрудников "Комсомольской правды", выйдя из ее редакции, создала "Новую ежедневную газету", группа сотрудников "Независимой газеты" основала газету "Сегодня". Вышедшие из состава редакции журнала "Юность" сотрудники стали выпускать журнал "Новая юность".

Отказ от сложившихся идеологических задач, серьезные сомнения в обоснованности и целесообразности идеи революционного коммунистического переустройства жизни дали новый импульс развитию философской мысли. О своем отмежевании от прежних идеологических ориентиров заявили новые философские журналы "Человек", "Логос" и др.

Все большее распространение получают журналы религиозной философии. Среди изданий Православной церкви появляются новые издания для детей и взрослых. Свои журналы появляются и у других конфессий: мусульман, буддистов, старообрядцев, баптистов, пятидесятников, еврейских общин, "американских христиан".

В 90-е гг. среди периодики особое место заняли "журналы для всех". Рассчитанные на самую различную аудиторию, они стремились вовлечь в сферу своего влияния семью, тех, кого ин­тересовали вопросы устройства быта, проблемы экологии, обще­гуманитарные вопросы и т. п. При самом широком диапазоне журнала "для всех" он все же имел определенную тематическую, социальную, возрастную, территориальную ориентацию. Среди подобных изданий особенно выделился городской журнал, в поле зрения которого попадали разные социальные и возрастные категории жителей города.

В журнальной периодике Российской Федерации середины 90-х гг. широко были представлены ежемесячные общественно-политические издания. Наиболее влиятельными среди них считались "Международная жизнь", "Век XX и мир", "Профсоюзы", "Полис" ("Политические исследования"), "Посев", "Ди­алог", "Актуальная политика".

В первой половине 90-х гг. через серьезные трудности прошли литературно-художественные журналы "Новый мир", "Москва", "Знамя", "Звезда", "Россия молодая" и др. Колоссальный взлет их тиражей в конце 80-х гг. сменился несколько позже резким спадом, а тяжелое финансовое положение вообще угрожало их существованию. Затем начался процесс постепенного преодоления кризиса, относительного роста тиражей.

Ситуация, в которой оказались "толстые" журналы, имевшие в недалеком прошлом огромные тиражи, явилась результатом не только сложных экономических условий, но и тех процессов, которые возникли в журналистике в связи с переходом к рыноч­ным отношениям, с новыми издательскими возможностями, позволившими обеспечить самый широкий круг читателей журналами, отвечавшими их интересам — увлечениям, развлечени­ям, культурным и иным запросам. Так в структуре журнальной периодики появились издания для семьи, семейного чтения: "Семейный журнал", "Очаг", "Журнал для домашнего чтения", "Домовой", "Панна" и другие, а также многочисленные рекреативные, эротические издания — "Андрей", "ПФ-измерение", "СПИД, секс, здоровье", "Про любовь и не только" и др.

Журнальная периодика многообразна, она находится в постоянном движении. Одни издания возникают, другие по различным причинам прекращают выход. Но любое издание заявляет о периодичности своего выхода: еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, один раз в два месяца, ежеквартально. Например, к общественно-политическим, популярным, иллюстрированным еженедельникам принадлежат "Новое время", "Эхо планеты", "Родина", "Огонек", "Столица", "Студенческий меридиан".

В системе журнальной периодики в середине 90-х гг. насчитывалось более 20 типов изданий: общественно-политические, массовые, научно-популярные, историко-краеведческие и литературные, литературные и художественные, общественно-политические и религиозные, философско-литературные, деловые, женские, элитарные, культурно-просветительские, детские, конфессиональные, культурологические, клубные, рекреативные и др.

Типологическое многообразие журнальной периодики также явилось следствием тех новых тенденций, которые проявились во всех сферах жизни Российской Федерации с начала 90-х гг.

 

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)