Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Журналистское творчество как профессиональная деятельность




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Точка зрения С.М. Виноградовой: журналистика – призвание, ремесло, профессия

Другая точка зрения: журналистика – ремесло или творчество (в учебнике Лазутиной)

Социальная суть творчества– это труд, направленный на создание существенно новогопродукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей. В развитом обществе творчество, как и всякий труд, институализируется и приобретает специализированный характер. У человека множество потребностей. Общество как организм, объединяющий людей, имеет этих потребностей еще больше. (Среди них и такие, например, как нужда в совершенствовании средств деятельности, средств труда.) Развитие системы потребностей, дифференциация их – непрерывны. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимы соответствующие области творчества. И они возникают, оформляясь в определенные социальные институты – организации, объединения, учреждения. Все эти области подчинены общим закономерностям творчества – и тем объединены. Но в каждой из них действуют и свои собственные законы – и это их разделяет, сообщает им специфику (правильнее сказать, составляет их специфику).



Противопоставлении: творчество или ремесло. По мнению Лазутиной, такое сравнение является некорректным. Понятие «ремесло» родилось в сфере материального производства, и прямой его смысл весьма конкретен: изготовление изделий ручным, кустарным способом, в большинстве случаев – индивидуально.

Такое изготовление вовсе не исключало творческих решений! С другой стороны, ремесленное производство предполагало знание дела,т. е. способность хорошо выполнять репродуктивные элементы деятельности, ориентированные на копирование уже существующих продуктов – в соответствии с социальным заказом на их тиражирование. И вот эта «другая сторона» дала путевку в жизнь переносному смыслу понятия «ремесло»: умение действовать на основе уже существующих решений – и не более того. Иначе говоря, слово «ремесло» фактически стало синонимом понятия «репродуктивная деятельность» (призвана вопросизводить, тиражировать однажды созданные реальности).

Любой вид творчества в той или иной степени включает в себя репродуктивное начало, «чистого творчества» практически не найти.

В развитом обществе все области творчества знают две формы организации: творчество любительское и творчество профессиональное. Рождается всякое творчество как любительское. Это первая фаза его развития, исходная форма организации. Она отмечена тем, что творческая деятельность осуществляется вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности за качество результата. Область ее выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности.

Творчество же профессиональное формируется на базе любительского в ходе процесса разделения труда. Оно характеризуется тем, что становится для человека основным родом занятий, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением соответствующих должностных обязанностей и с ответственностью за качество результата. И тут уж возникает нужда в специальной подготовке.

Чем по существуразличается творчество любительское и профессиональное? Только одним: первое представляет собой стихийноеследование закономерностям данного вида деятельности, а второе основывается на закрепившемся в профессиональной установке сознательном изученииэтих закономерностей и стремлении следовать им.

Любительское творчество существует параллельно – его продуцирует творческая природа человека. При этом нередки ситуации, когда из любителей вырастают классики, а иные профессионалы не выдерживают сравнения с любителями средней руки. Чем это объяснить?

Во-первых, конечно же, высокий уровень задатков личности, которые со временем развиваются в талант. Во-вторых, удивительная целеустремленность, позволившая ему достичь высокого уровня благоприобретенных качеств, необходимых для артиста, для режиссера. В-третьих, благоприятное окружение, творческая среда, в которой он получал импульсы для развития... Так вот: оказывается, если человек с хорошо обозначенными задатками попадает в благоприятные обстоятельства, в творческое окружение, он может стихийно и достаточно глубоко освоить способ того или иного вида творчества, сформировать себя как личность, пригодную к данной сфере деятельности. И тогда профессионалы охотно принимают его в свою среду. В то же время человек, выбравший то или иное дело своей профессиональной дорогой, может из-за разных причин не освоить профессионального способа деятельности, даже получив свидетельство об образовании. И это оборачивается драмой: профессиональная общность отторгает его, не принимает в коллеги.

Готовность к успешной деятельности определяется прежде всего такими моментами:

1.Степенью точности представлений об общественной роли профессии, об устойчивых характеристиках произведений данного вида творчества и его способе (ведь нет спору, что путь к созданию симфонии – не то же самое, что процесс подготовки оригинального инженерного проекта).

2.Мерой развитости способностей и личностных качеств, соответствующих данному виду творчества.

3.Наличием умений и навыков, потребных для решения основных и второстепенных творческих задач.

4.Богатством общего творческого потенциала личности, во многом зависящего от уровня ее социального, интеллектуального, нравственного развития.

5.Устойчивостью и качеством профессиональной мотивации деятельности – иначе говоря, преобладанием в ней профессионально значимых мотивов творческого поведения.

Есть три ступени профессионализма. Первая из них, исходная, – обученность.Это такой уровень освоения профессии, при котором процесс творческой деятельности идет успешно, когда надо решать принципиально знакомые задачи и потому можно обойтись в основном использованием уже известных приемов и средств.

1. суметь увидетьв предмете отображения то, что неповторимо, уникально и так дорого близким. 2. суметь передать это средствами, которыми овладел. 3. копировать – значит делать копию, точное воспроизведение чего-то. Натуру копировать невозможно: она всегда много богаче. Можно только схватить ее суть и рассказать о ней, но это всегда процесс творческий, даже если Вы стоите на первой ступеньке профессионализма.

Вторая ступень – умелость.Ее отличает способность решать новые творческие задачи на базе освоенных приемов и методов и нередко – в новых условиях. Здесь новизна продукта достигается уже не только за счет новизны предмета деятельности: в цели творческого акта отражаются и новые задачи, и новые условия, формируя ее новизну.

Третья ступень профессионализма – мастерство, высшее проявление профессионализма. Это свободное парение в профессии, когда специалист достигает максимума в развитии своих творческих потенций и оказывается готов к дальнейшему совершенствованию самого способа данного вида творчества. Ему по плечу любые творческие задачи, он способен обогащать средства деятельности, формировать новые методы. Естественно, что новизна результата творчества становится максимальной. При этом далеко не все, что предлагает Мастер, принимается современниками: порой его создания своим смыслом опережают время, и могут пройти десятилетия, пока их поймут и примут.

**** Публицистика как тип творчества

Информационная политика и составляющие её проблемно-тематические линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчества, выработанных человечеством, - научного, художественного, публицистического. Без обращения к ним невозможно полнокровное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения, мировоззрения, исторического сознания.

Однако при всей значимости научных и художественных произведений ведущее место в журналистике занимают произведения публицистического типа творчества. И это понятно: публицистика как тип творчества сформировалась для "обслуживания" общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является центральной задачей журналистики. Если также учесть, что публицистика в той или иной мере и форме несёт информацию, связанную с мировоззрением, миросозерцанием и историческим сознанием, то её роль для журналистики оказывается тем более значимой.

Публицистика (от лат. publicus - "общественный, народный, публичный") как тип творчества "сопровождает" всю историю человечества (беря начало в синкретизме мышления и форм словесного общения в первобытном обществе), хотя само слово "публицистика" вошло в употребление в первой половине XIX века в России. При этом понятие "публицистика" до сих пор разными учёными трактуется по-разному. Одни публицистикой считают все произведения общественно-политической тематики; другие - массово-политические тексты; третьи - полемически острые произведения; четвёртые - статейные жанры журналистики, исключая очерковые и репортажные произведения. Имеются и другие мнения.

Можно выделить ряд характерных черт публицистики как типа творчества:

Прежде всего, публицистика совокупностью своих произведений при нормальном функционировании СМИ воссоздаёт целостную панораму современности как "момента" перехода из прошлого в будущее. Текущая история может быть дана во всей полноте, если публицистика отображает действительность через посредство множества отдельных, наиболее характерных конкретных ситуаций. Панорама текущих событий в публицистике носит субъективно-личностный характер. Создаётся не только картина событий, но даётся и свои оценки.

В силу того что общественное мнение всегда судит о жизни целостно, публицистика также призвана целостно рассматривать явления действительности, то есть давать их характеристики на пересечении политического, экономического, правового, этического, эстетического, философского подходов к ситуациям жизни.

Важной чертой публицистики является также её синкретизм, то есть использование одновременно как научных, рационально-понятийных, так и художественных, эмоционально-образных средств.

Публицистическая картина жизни состоит их произведений разных жанровых форм: группы репортажных произведений (заметки, отчёты, интервью, репортажи), группы статейных жанров (корреспонденции, комментарии, статьи, обозрения), очерковые жанры (очерки, фельетоны, памфлеты).

Будучи центральным типом творчества в журналистике, публицистика неизбежно оказывает влияние на произведения других её типов...




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (888)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7