Первобытное общество: власть и управление
Долгое время общ-во сущ-ло в догос. состоянии. Общая собств-сть на продукты произв-ва и соц. единство родовой общины порождали и соотв-ные им формы орг-ции обществ. власти и упр-ния делами общины. В осущ-нии обществ. власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общ-ва в целом. Эту обществ. власть принято называть потестарной, это была еще не полит. власть. Власть понимается как основанное на действующих соц нормах и принуждении упр-ние отд лицами, их коллективами и общ-вом в целом, осущ-мое для достижения соц-но-полезных рез-тов . Соц власть сущ-ет на 3 уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Соц власть родовой орг-ции имеет ряд особенностей, связанных с ее потестарным, обществ. характером и неразделенностью уровней семьи, коллектива и общества. Структуру органов власти родовой организации можно представить след образом: 1. Общее собрание рода; 2. Совет старейшин (старейшина); 3. Вождь (военачальник, предводитель). Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей, к-рые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. Черты власти родовой организации следующие: 1. Власть носила обществ. Хар-р, исходила от всего общ-ва в целом; 2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения; 3. Не сущ-ло особого аппарата упр-ния и принуждения (властные ф-ии выполнялись в кач-ве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производит-го труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производств. ф-ии, властные стр-ры не были отделены от общ-ва); 4. На занятие каких-либо должностей не влияли ни соц, ни эконом положение претендента, их власть базировалась исключит-но на личных кач-вах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников; 5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий; 6. Соц регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм. В родовой орг-ции сущ-ло принуждение. Но оно носило обществ. характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие. Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобыт-ную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-полит. форм. Соц нормы в родовой орг-ции были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религ нормами, мифами, к-рые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения соц норм родовой организации используется термин "мононормы". "Моно" единый. Обычаи носили синкретический (нерасчлененный) хар-р первоначальных императивов. Соц нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религ, обычные и т. д., как это делается в соврем. общ-ве. Эта слитность, монолитность соц норм и позволяет именовать их мононормами, т. е. императивами, в к-рых были слиты воедино зачатки всех форм соц регуляции. Осн. формой сущ-ния соц норм родовой орг-ции являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего хар-ра, к-рое вошло в привычку людей в рез-те многократного повторения. Соц нормы первобытного общества складывались естественно историческим пу-тем, без целенаправленного нормотворчества ч-ка. К их отличит признакам относится отсутствие письм. форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации. Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой орг-ции не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Сущ-щие правила были единственно возможными вариантами поведения, к-рые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица. Еще одним отличит признаком соц норм первобытного общ-ва яв-ся то, что они обеспечивались силой привычки, а также обществ мнением и в крайних случаях обществ принуждением. Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. Этим соц нормы родовой орг-ции отличаются от правовых норм, признаком к-рых яв-ся принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер гос. принуждения. 5. Основные закономерности происхождения Г-ва. Процесс возникновения Г-ва выражается в переходе человеческого общ-ва от первобытной стадии к цивилизации. Формирование Г-ва – длительный процесс, к-рый у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен внутр развитием общ-ва, его различными соц-эконом, культурно-историч, этническими, психологич и др обстоятельствами. Предпосылки возникновения Г-ва: · - разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли); · - полит. предпосылки: от врагов защищаться легче вместе; · - психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а др – руководить, · - идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу. Закономерности появления Г-ва: · 1) Необходимость совершенствования управления Г-вом, связанная с его усложнением; · 2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей; · 3) Необх-ть подавления сопротивления эксплуатируемых масс; · 4) Необходимость ведения войн. Любое Г-во характеризуется признаками: · - Публичная власть отделена от народа, т.е упр-ем занимается определенная группа людей; · - Население прикрепляется к определенной территории; · - Наличие территории; · - Налоги, на которые существовало Г-во. Г-во – это особая орг-ция власти и управления, располагающая спец аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны. Выделяют два способа возникновения Г-ва: Европейский путь происхождения и Восточный путь.
6.Характеристика основных теорий происхождения и сущности Г-ва. Исторические концепции происхождения Г-ва (теологическая, патриархальная, договорная, психологическая, насилия и др.) 1. Теологическая теория – утверждает, что процесс возникновения и развития Г-ва и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Ее основателем обычно считается Фома Аквинский. Г-во - продукт божественной воли, в силу чего гос власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религ организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. 2. Патриархальная теория Г-во происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. 3. Договорная – рассматривает Г-во как результат объединения людей на добровольной основе. 4. Теория насилия - Причину происхождения государственности они видели не в эконом отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-полит. факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало Г-во. В рез-те войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, Г-во - не итог внутр развития общества, а навязанная ему извне сила. 5. Психологическая – вязывают появление государственности с особыми св-вами человеческой психики: потребностью людей во власти над др. людьми, стремлением подчиняться, подражать. Вместе с тем всегда сущ-ли и сущ-ют люди, к-рые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в "узде" подобных психич качеств личности и возникает Г-во. 6. Материалистическая - Г-во возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения сущ-ния и функц-ния общества как целостного организма.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |