Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Идентификация недостающих ресурсов




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ее можно считать законченной, когда для отсутст­вующего ресурса найдено определение: слово, образ или символ.

3. Получение доступа к другим аспектам опыта,
соответствующих данному ресурсу

Вопрос «Когда ты чувствовал, испытывал или ощу­щал этот ресурс?» позволяет достаточно быстро найти соответствующий опыт.

4. Выявление пригодных к использованию ресурсов
Здесь может быть использована любая мыслительная

конструкция или фантазия, а также «калькирование» с другого человека, обладающего данным ресурсом (приме­няется в том случае, когда у клиента отсутствует ресурс­ный опыт).

Активация ресурсов

В данном случае речь идет об интенсификации ресур­са за счет использования всех модальностей человека.

Пересылка» ресурсов

Подобную пересылку можно осуществить посредст­вом «внутренней телефонной линии», по воображаемым трубам (и вообще за счет любой метафоры переливания и перетекания), а также даже за счет «выстрела» из «заряженной» ресурсом пушки в проблему или проблем­ную часть.

7. Подтверждение получения
Визулизировавший проблему или проблемную часть

клиент практически всегда «видит» результат и послед­ствия изменения ресурса.



Получение ресурса

Полученный ресурс может быть также «почувство­ван», т.е. идентифицирован по кинестетическим измене­ниям в проблемном состоянии.

Тестирование ресурса

Для этого обычно применяется подстройка к буду­щему, когда клиенту предлагают представить контекст проблемы и описать свои мысли, чувства и действия по этому поводу.

Консолидация ресурса

Впринципе, это более похоже на технику «изменение личной истории», с которой вы познакомитесь далее.


Однако никто и ничто не мешает отыскать несколько прежних ситуаций, в которых клиенту был очень нужен ресурс, и ввести данный (соответствующий) ресурс во все эти ситуации, представляя перед каждой последующей ситуацией использование ресурса в ситуациях предшест­вующих.

11. Интеграция ресурсов в другие мыслительные
программы

Здесь просто предлагается во избежание внутренних конфликтов «договорится» со всеми возражающими час­тями (см. часть 5 данного пособия).

12. Тестирование конечного результата

Если после всех вышеописанных шагов результат все-таки представляется клиенту сомнительным, проце­дуру следует повторить, однако уже с ресурсом более вы­сокого уровня (см. часть 7 настоящегого учебника).

Психотехнологии переноса ресурсов

Помимо этого Л. Деркс и Я. Холландер предлагают еще несколько интересных психотехнологий переноса ресурсов — техники «машина времени», «тетя», «ду­хи предков», «психиатр» и «метафора Антонова» (По: Л. Деркс, Я. Холандер. «Сущность НЛП», с. 155-157).

«Машина времени»

Перенос ресурсов на протяжении жизненного пути может быть вполне эффективным. Метафора «машины времени» оказывает при этом стимулирующее действие. Идея путешествия с помощью машины времени автома­тически приводит к появлению у клиента игривой фан­тазии, которая часто делает возможным то, в чем суще­ствует необходимость. Например, взрослый клиент мо­жет в созидательной манере прийти на помощь самому себе в более юном возрасте. Машина времени функцио­нирует следующим образом.

1. Предложите клиенту с помощью машины време­ни совершить путешествие в тот период, когда у него были проблемные ситуации


Наиболее действенно это срабатывает в том случае, когда речь идет о так называемом «прологе», временном промежутке, который предшествовал проблемной ситуа­ции. Например: «Вечер накануне того дня, когда умер твой отец».

2. Попросите клиента визуально представить себя
в более юном возрасте

Можно также попросить его визуально представить себе других людей, с которыми связана проблемная си­туация. Например: «Мать в тот момент, когда она была беременна тобою», «Отец накануне того дня, когда он ушел из дома» и т.п.

3. Определите ресурсы, которых недоставало в
травмирующей ситуации

«Что ты в то время знал, чувствовал, думал, во что верил и т.д.? Если бы ты имел возможность сейчас по­мочь самому себе и дать самому себе совет, что бы ты, по-твоему, сделал или посоветовал? Представь себе, что ты имеешь возможность поговорить с самим собой в бо­лее юном возрасте (пролог). Чем ты привлечешь к себе внимание и что ты будешь рассказывать, дать почувст­вовать, позволишь увидеть?».

4. Как только ресурсы названы, осуществляется их
перенос

Для этого имеются различные метафорические спод­ручные средства, некоторых из них приводятся ниже.

Техника «тетя»

Весьма практичной метафорой для использования нынешних ресурсов применительно к себе самому в бо­лее юном возрасте является так называемая метафора «тетя» или «дядя». При этом ты нынешний выступаешь в роли некой тети в прошлом. Тетя может помогать, предоставлять ресурсы и давать уроки родителям, учи­телям, а также самому тебе в более юном возрасте.

Духи предков

Умершие родственники могут быть представлены как духи, обладающие ресурсами, которые до сих пор у них


отсутствовали. Это в очень сильной степени зависит от информационной рамки клиента. Может возникнуть не­обходимость в разъяснении того, что «дух» является соб­ственной проекцией внутреннего (пра)родителя и что клиент таким образом может обеспечить определенную часть себя необходимыми ресурсами.

Техника «психиатр»

Очень действенной метафорой для общения с внут­ренними агрессорами является техника «психиатр». Данная техника располагает метафорами агрессивной направленности и позволяет обеспечить внутренних аг­рессоров отсутствующими у них ресурсами. При этом может понадобиться воображаемый шприц, с помощью которого агрессору могут быть введены ресурсы. Клиент исполняет роль психиатра своего собственного внутрен­него агрессора и имеет цель вылечить этого агрессора, который болен психически.

Метафора Антонова

Если клиенту недостает ресурсов на протяжении це­лых эпизодов его жизни, в этом случае можно использо­вать следующий метод.

1. Активизируйте необходимые ресурсы и попроси­те клиента погрузить эти ресурсы в воображаемый гру­зовой самолет; лучше всего в виде цветной пудры, чтобы она могла просыпаться на все участки жизненного пути, когда возникала необходимость в ресурсах.

2. Попросите клиента мысленно взлететь на этом самолете над своим жизненным путем и разбросать эти ресурсы там, где они необходимы.

 

3. Как только весь жизненный путь будет обеспечен необходимыми ресурсами в виде цветной пудры, самолет может совершить посадку.

4. Попросите клиента посадить самолет прямо перед началом того периода, на который были сброшены ре­сурсы. Клиент покидает самолет.

5. Теперь клиент должен в ассоциированном состоя­нии пройти по тем участкам своего жизненного пути,


которые были обеспечены необходимыми ресурсами, и постараться при этом почувствовать изменения».

Упражнение 81.

-►Подумайте о какой-то своей проблеме психоло­гического плана, придумайте для ее решения необхо­димый ресурс и оцените его с точки зрения актуаль­ности, содержания и рамки.

-►Теперь проверьте этот ваш ресурс в плане того, является ли он заслуживающим доверия, новым, пе­реносимым в контекст проблемы и окончательным.

Упражнение 82.

-►Поищите для этой своей проблемы какой-то дру­гой ресурс, основываясь на улучшении восприятия проблемы, постановке ясной цели, определения сути проблемы и тестировании экологии.

Упражнение 83.

-►Взяв эту же или уже другую проблему, полно­стью проделайте для нее все варианты поиска ресурсов, описанные Л. Дерксом и Я. Холландером.

-►Осуществите для данной проблемы все двенад­цать шагов переноса ресурсов.

Упражнение 84.

-►Озаботившись своим прошлым, для всех давеш­них безресурсных ситуаций проделайте техники «ма­шина времени», «тетя», «духи предков» и «психиатр».

Упражнение 85.

-►Улучшите и себя, и свое прошлое с помощью техники «метафора Антонова», предварительно опре­делив, чего именно вам в этой прожитой жизни явст­венно не хватило.


Часть V. СПЕЦИАЛЬНЫЕ

И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

Техники, используемые в базовой НЛП-психокоррекции, а также в консультировании вовсе не обязательно укла­дываются в «прокрустово ложе» моделей «Мерседес». Так как существует еще целый ряд психотехнологий, которые ориентированы на решение вполне конкретных, но весьма специфических проблем, решение каковых, однако, должно быть по силам специалисту в Нейролин­гвистическом программировании. Именно поэтому в данной главе мы уделили отдельное и особое внимание специальным и специализированным психотехнологиям психокоррекции взаимоотношений, устранения наркоти­ческих (и аналогичных им) зависимостей и сопровожде­ния соматических исцелений.

Глава 1. Психокоррекция взаимоотношений

Психокоррекция взаимоотношений (с мужем, детьми, свекровью, тещей, начальником, коллегой, партнером или контрагентом) относится к числу весьма популяр­ных запросов как в консультировании, так и в психоте­рапии. Однако удовлетворяется он весьма слабо, пос­кольку в классических школах и направлениях «людо-ведения» и «человекоделания», полноценная работа по оптимизации даже диадных отношений требует обяза­тельного присутствия обоих членов пары. Подобные пси­хотехнологии мы здесь рассматривать не будем, а инте­ресующихся ими читателей просто отошлем к соответст­вующей литературе (см., например, Р. Шерман, Н. Фред-ман. «Структурированные техники семейной и супруже­ской психотерапии» или С. Минухин, Ч. Фишман «Тех­ники семейной психотерапии»). Опишем только то, что


есть исключительно в Нейролингвистическом програм­мировании, каковое почти единственное предлагает спе­циалистам психотехнологии, позволяющие осуществить коррекцию взаимоотношений БЕЗ ПРИСУТСТВИЯ дру­гой стороны.

Психотехнологии мета-зеркала

Основываются данные психотехнологии (имя им — легион, но все они, по сути, являются вариантами ниже­описанного мета-зеркала) на двух принципах. Уже знакомого вам множественного описания реальности (тех самых первой, второй, третьей, четвертой и пятой позиции восприятия), позволяющих (кстати, везде, а не только во взаимоотношениях) уйти от старых неудачных «карт» и прийти к новым удачным). И еще неизвестного вам принципа «коммуникация есть «парный танец», согласно которому если с тобой «танцуют» не то, что хо­чешь ты, то это только потому, что ты либо позволяешь, либо провоцируешь подобный танец, причем сам не за­мечаешь этого и чаще обвиняешь другого. Реализуются оба этих принципа в вышеупомянутой технике мета-зеркала, каковую мы сейчас и опишем (По: П. Янг. Ме­тафоры и модели изменения, с. 92-94). -

«1. Скажите своему «клиенту»: «Для начала пред­ставь себе две точки на полу, которые будут олице­творять ваши отношения: ты стоишь на одной точке и смотришь на человека, стоящего во второй.

Встань на точку это первая позиция и пос­мотри на этого человека. Обрати внимание на ощуще­ния, которые вызывают у тебя ваши отношения».

Наблюдая за «клиентом», вы увидите, насколько резко изменится его состояние взгляд, цвет лица, его выражение, поза, жесты и т.д.

«Теперь просто будь собой в этих отношениях и в нескольких словах опиши их, например: «я расстроен», «мне тесно» или «я беспомощен» как угодно».

«Клиент» описывает отношения, как может. По­старайтесь точно запомнить его слова.

«Спасибо, достаточно. Я не хочу, чтобы ты слиш­ком глубоко погружался в эти неприятные пережива-


ния, поэтому сойди с этой точки и сделай что-нибудь, чтобы отвлечься потряси руками, ногами, чтобы «стряхнуть» с себя эту ощущение». Это называется «выход из состояния».

2. «Теперь ты готов сделать то, что, скорее всего,
еще никогда не делал. Ты «влезешь в шкуру» этого че­
ловека и почувствуешь, каково ему приходится в от­
ношениях с тобой. Перейди ко второй точке, встань на
нее и стань этим человеком».

Это называется «вторая позиция».

«Чтобы тебе было легче стать им, постарайся при­нять его обычную позу, держи свою голову так же, как он, копируй его жесты и голос. Став этим человеком, посмотри на себя, стоящего на первой позиции, и при­слушайся к своим ощущениям. А теперь вкратце опиши это ощущение. Говори от первого лица, словно ты этот человек: «Я чувствую...» и так далее».

Запомните, какими словами клиент описывает свои ощущения.

«А теперь сойди с этой точки и постарайся выйти из этого состояния стряхни с себя ощущения, подви­гайся, сделай что-нибудь».

3. «Теперь я хочу, чтобы ты диссоциировался от
этих отношений и посмотрел на них со стороны.
Итак, переходи на третью позицию и рассмотри их в
перспективе».

Держитесь на расстоянии нескольких шагов позади клиента, чтобы он мог видеть первую позицию. Ука­жите ему на каждую из позиций. В точности повто­рите слова инструкции: «Теперь, когда ты занял тре­тью позицию (показываете одной рукой), посмотри на себя, стоящего на первой позиции (показываете другой рукой). Что ты чувствуешь по отношению к себе?»

Ваша речь должна быть нейтральна, чтобы не наво­дить на конкретные ответы. Человек может говорить все, что придет ему в голову. Он может сказать: «Мне Жаль его», или «Почему она не может просто взять и сделать с этим что-нибудь?!», или что-то покрепче.

Вам нужно добиться четкого разделения: нельзя по­зволять чувствам с первой позиции влиять на мысли с


третьей позиции. Вы должны увидеть явные изменения в физиологии: на третьей позиции будет больше «кон­троля». Если этого не происходит, вам стоит усилить разделение, отойдя пару шагов назад или предложив клиенту встать на стул. Высота дает лучшую пер­спективу.

4. Попросите клиента перейти с третьей на чет­
вертую позицию, выйти из системы этих отношений и
стать сторонним наблюдателем.

«Я хочу, чтобы ты, стоя на четвертой позиции, пе­ренес то, что есть на третьей позиции, на первую. Стоя рядом с ним, одной рукой укажите на первую, другой — на третью позицию, а потом продемонстри­руйте замену, скрестив протянутые руки так, словно вы меняете местами первую и третью позиции. Для большей наглядности вы можете сопроводить это ка­ким-нибудь звуком.

5. Попросите клиента перейти на первую позицию,
повернуться лицом к его собеседнику, стоящему на
второй позиции, и спросите: «Что произошло с этими
отношениями? »

Отношение должно измениться. Обычно перемены становятся заметны после шага 4. Вернувшись на пер­вую позицию, клиенты обычно становятся более под­тянутыми, более оживленными. Если этого не происхо­дит, вам нужно будет вернуться на несколько шагов назад, чтобы убедиться в том, что вам удалось дос­тичь разделения, и привлечь более эффективные ресур­сы. Сигналы тела и другие реакции помогут вам заме­тить изменения, когда они появятся.

6. Попросите клиента перейти на вторую позицию,
чтобы он понял, какую реакцию вызывает у него этот
обновленный человек в изменившихся отношениях.

«Теперь иди сюда и почувствуй, какие эмоции воз­никают в связи с самим собой обновленным».

Здесь также должны быть заметны разительные изменения в физиологии.

7. Последний шаг техники: переход на первую пози­
цию
клиент снова становится собой: «Ну что ж,
теперь тебе пора стать самим собой». И все.


Как и при проведении любой техники, вы должны «отслеживать» клиента, то есть подстраиваться под него, под его модель мира и систему убеждений».

Дополнения данной процедуры

Не скроем: вышеприведенное описание мета-зеркала является весьма упрощенным (хотя сама по себе эта про­цедура — другие, известные нам варианты — обладает ко­лоссальными возможностями и, например, может быть использована даже для возврата долгов). В частности, в ней слабо реализован принцип «коммуникация — это парный танец» и связанные с ним возможности управле­ния взаимоотношениями. Поэтому в нашем варианте дан­ной процедуры — технике активного мета-зеркала — мы обычно далее предлагаем клиенту следующее:

1. Определи из первой позиции, какие именно отно­шения ты хотел бы иметь (то есть как этот, теперь уже нейтрально оцениваемый тобой другой должен к тебе относиться: что делать и как поступать, чтобы тебе это нравилось).

2. Медленно и плавно перейди во вторую позицию (стань другим) и объясни самому себе, но «из шкуры другого», что ТЕБЕ надо делать, чтобы ДРУГОЙ захо­тел относиться к тебе так, как ты просишь.

2. Вернись в первую позицию, обдумай полученную информацию и приготовься к необходимой в связи с нею психокоррекции, каковую мы сейчас и осуществим.

Созависимость как психологический феномен

Другой крайне популярной (и опять-таки решаемой только методами НЛП) проблемой в психокоррекции взаимоотношений является созависимость: некая па­тология отношений, делающая человека весьма или абсо­лютно зависимым от объекта любви или ненависти (созависимости при равнодушии лично мы не встречали ни разу). А вообще-то этот печальный феномен ныне име­ет довольно много определений. М. Аткинсон (материалы семинара «Нейролингвистическое программирование в


работе с семьями» — ЦПП «Катарсис», с. 24) предлагает как бы на выбор восемь дефиниций данной формы ос­лабления личности (разных и не указываемых здесь на­ми авторов).

1. «...преувеличенный паттерн зависимости от за­ученного поведения, чувств и верований, которые делают жизнь болезненной. Это зависимость от людей и вещей вне себя на фоне отрицания себя вплоть до потери само­идентификации» .

2. «...чрезмерная озабоченность и зависимость (эмо­циональная, социальная и иногда физическая) от чело­века или объекта».

3. «...слабое здоровье, неадаптивное или проблемное поведение, ассоциируемое с жизнью, работой или близо­стью с человеком, страдающим алкоголизмом (либо дру­гими химическими зависимостями или другими хрони­ческими заболеваниями)».

4. «...эмоциональный, психологический и поведенче­ский паттерн копирования, который развивается как результат продолжительного взаимодействия индивида с набором подавляющих правил — правил, мешающих открытому выражению чувств, равно как и прямому об­суждению личностных и межличностных проблем».

5. «...состояние человека, который эмоционально за­висим от внешнего источника получения самооценки и который фокусируется на стимулах, чтобы не чувство­вать собственной боли».

6. «Созависимый человек — это тот, кто позволяет поведению другого человека влиять на себя и кто навяз­чиво пытается контролировать поведение этого человека».

7. «Созависимое поведение поражает конечную пози­тивную цель человека: принадлежать. Созависимый че­ловек — это человек, борющийся за выживание и всту­пающий, чтобы любой ценой достичь безопасности, в серию дисфункциональных отношений. Страх одиноче­ства и чзмерти — это сердцевина созависимости, обычно приобретаемой в детстве в семье алкоголиков или в иных неблагополучных семьях».

8. «...паттерн болезненной зависимости от навязчиво­го поведения и от одобрения со стороны других в попыт-


ке обрести безопасность, самоценность и личностное своеобразие. Выздоровление возможно».

Хотелось бы, чтобы вы сразу поняли, что мы привели эти определения не для того, чтобы блеснуть эрудицией (тем более, не своей, а М. Аткинсон), а дабы ваш клиент нашел здесь нечто свое, собственное, тщательно им хо­лимое и лелеемое, хотя и не принимаемое или одобряе­мое нарушение силы своей личности.

По все той же М. Аткинсон (здесь мы уже использу­ем не какие-то опубликованные материалы, а собствен­ный конспект ее лекций), созависимость возникает в моменты, когда человек чувствует, что с ним что-то не так и это нельзя изменить. Если эти моменты падают на безресурсное состояние, такие люди могут как бы «надеть» на себя чужое убеждение о себе и с ним иден­тифицироваться. Но буде это убеждение какого-то друго­го человека, получается, что далее только этот некий че­ловек из прошлого может все объяснить и направить вас к некоей «правильной» цели. В результате возникает отказ от собственных целей и миссии, поворот к про­шлому и жизнь, ориентированная только на выживание.

В принципе, созависимость может возникать в связи (или от) любым(ого) человека(ом) — например, с быв­шим супругом, хроническим недругом и т.д., и т.п. Са­мое интересное (и печальное) заключается в том, что эти люди вполне могли физически уйти из нашей жизни — но продолжают управлять ею, как бы живя в нашей же голове. Именно с ними мы сверяем свои поступки; по ним «делаем жизнь». И пусть даже здесь работает меха­низм «от противного» — то есть наоборот тому, на что эти люди нас программировали. Ведь главное то, что и в этом случае это будет не наша, а их жизнь. И что из то­го, что со знаком «минус», если мы все равно делаем не то, что хотите, а то, чего не хотели бы они...

Психотехнология устранения созависимости

Снятие созависимости и воссоединение с собственным «Я» делается следующим образом (по М. Аткинсон и ма­териалам семинара «Нейролингвистическое программи­рование в работе с семьями — ЦПП «Катарсис», с. 29).


«1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ДРУГОГО».

Подумайте о ком-либо, по отношению к кому вы, как вам кажется, проявляете созависимость. Для большинства людей это родитель или любимый человек. Процесс окажется благотворным для вас в любом слу­чае, будь то сильная или незначительная зависимость.

2. ОСОЗНАЙТЕ СВОЮ ЧРЕЗМЕРНУЮ СВЯЗЬ С
ЭТИМ «ДРУГИМ»

Представьте себе, что этот человек стоит в одной комнате с вами. Даже если вы не представляете внут­ренних образом, то простое ощущение или имитация следующих шагов окажутся одинаково удачными. Обой­дите вокруг «Другого». Отметьте, как он или она вы­глядит. Дотроньтесь до него, чтобы убедиться, каков этот «Другой» на ощупь, и прочувствуйте, что вы ощущаете, когда находитесь рядом с ним. Особенно об­ращайте внимание на свое ощущение полной связанно­сти с этим человеком. А теперь отметьте, что вы ис­пытываете, когда чувствуете эту тесную связь. Не кажется ли вам, что вы как будто физически прикреп­лены тем или иным способом? Это непосредственное соединение между вашим и его телом? Или существует какой-либо шнур или какое-нибудь другое средство свя­зи? Отметьте, как происходит соединение, в каком месте оно присоединяется к вашему телу, а в каком месте к телу «Другого»? Многие люди ощущают эту связь в животе, груди или в паховой области. Поста­райтесь как можно полнее представить качество этого соединения как оно выглядит и как ощущается.

3. ВРЕМЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ

Теперь постарайтесь на короткое время прервать эту связь только для того, чтобы заметить, как это получится. Это можно сделать, если представить, что ваша рука острый, как бритва, нож и что вы може­те перерезать шнур, или растворить его, или прекра­тить связь каким-либо иным способом... На этой ста­дии большинство людей ощущают дискомфорт от мысли о разрыве связи, и это является знаком того, что эта связь служила определенной важной Цели. Вам не следует рвать ее прямо сейчас, поскольку вы не


сможете сделать это спокойно до тех пор, пока не най­дете существенной замены.

4. НАЙДИТЕ ПОЗИТИВНУЮ ЦЕЛЬ

Теперь задайте себе вопрос: «Чего я в действитель­ности хочу от другого человека, что бы удовлетворило меня?..» Затем спросите: «А что полезного это бы мне дало?» Продолжайте, пока не получите действительно глубинного мотива, такого как безопасность, защи­щенность, любовь, собственная ценность.

5. СОЗДАЙТЕ СВОЕ ПРОДВИНУТОЕ «Я»
Повернитесь направо(некоторые люди предпочтут

повернуться налево) и создайте трехмерное представ­ление «себя», которое выходит за пределы ваших имею­щихся ресурсов. Это «я», которое ушло на несколько шагов вперед, которое уже разрешило ваши текущие проблемы, «я», которое любит, ценит и защищает вас. Это «я», которое научилось тому, чему вы хотели нау­читься в Шаге 4. Обратите внимание, как ваше новое «я» двигается, ходит, каковы его выражение лица и го­лос; прикоснитесь к этому новому «я». Если вам не удается «увидеть» это ресурсное «я», попытайтесь его «почувствовать». Некоторые люди чувствуют вокруг ресурсного «я» теплоту или свечение.

6. ПРЕОБРАЗУЙТЕ СВЯЗЬ С «ДРУГИМ» В СВЯЗЬ
С <<СОБОЙ»

Снова повернитесь к присоединенному «Другому». Постарайтесь увидеть и прочувствовать эту связь. Затем порвите эту связь с этим «другим человеком» и немедленно подсоединитесь к вашему «Продвинутому я» так же, как раньше были присоединены к «Другому». Насладитесь чувством взаимозависимости с тем, на кого можно положиться с самим собой. Поблагода­рите этого «себя» за сотрудничество. Почувствуйте, как приятно получать от этого нового «себя» то, что вы хотели получить от «Другого». Это «я», которое пойдет в ваше будущее, продолжит вам дорогу, будет вашим постоянным спутником и заступником.

7. УВАЖЕНИЕ К «ДРУГОМУ»

Посмотрите назад на «Другого» и на порванную связь. Убедитесь, что у другого человека осталась


возможность вновь присоединиться к самому себе. Вы можете представить, куда хотел бы присоеди­ниться «Другой». Если он оторвался от пупка, вы, быть может, увидите, что связь восстанавливается к сердцу. Если связи вообще не существовали, вы можете физически прочувствовать присоединение «Другого» к «Продвинутому я». Это чувство помо­жет вам убедиться, что «другому человеку» теперь станет легче от ощущения присоединенности. Об­ратите внимание, насколько проще вам быть вме­сте с этим человеком.

8. ДОПОЛНЕНИЕ К СВЯЗИ СО СВОИМ «Я»
Повернитесь к своему «продвинутому я», с которым

вы соединены. Войдите в это новое «я» и оттуда по­смотрите назад на себя. Почувствуйте, что значит быть в ресурсном состоянии и наполнять себя силами. Насладившись этим чувством, вступите назад в на­стоящего самого себя, принеся с собой новые ресурсы.

9. ПОДСТРОЙКА К БУДУЩЕМУ

Проверьте, насколько проще вам общаться с людь­ми, обладая этими новыми силами и ресурсами. Пред­ставьте, что вы отправляетесь в будущее в компании со своим «продвинутым я». Посмотрите, как легко ва­ше новое «я» управляется со сложностями».

Усиление «Я» клиента

После устранения созависимости обычно остается сде­лать совсем немного (но обязательное). Сформировать у клиента любовь к себе, которая способна стать надеж­ным заслоном от любых созависимостей. Усилить свое «Я», которое так долго пребывало под влиянием травми­рованного Внутреннего Ребенка.

Для того, чтобы сделать все это, вы можете использо­вать технику «взгляд на себя глазами влюбленного в вас человека» (мы используем другие, более сложные техники).

Приводим полный текст этой техники по материалам семинара М. Аткинсон «Работа с семьей и ребенком в кризисной ситуации — ЦПП «Катарсис» (с. 18).


«Сейчас вы станете писателем. Вы пишете книгу, в которой одним из героев, которые сформировали вашу ясизнъ такой как она есть, являетесь вы сами.

Вам надо решить, кто из людей, вам известных, любит вас. Не так важно, любите ли вы этих людей, но чрезвычайно важно знать, любят ли они вас. Когда вы определите такого человека, сделайте следующее.

Вы сидите за столом. Перед вами пишущая машин­ка, бумага, карандаш. Напротив окно, в которое вы время от времени заглядываете. Там, где-то за окном живет и что-то сейчас делает тот особый человек, ко­торый любит вас. Пришло время в вашей книге напи­сать и о нем. Вы откидываетесь на спинку стула, раз­мышляете о нем, думаете, как бы вы могли описать этого человека, выразить словами то, что делает его особенным. Вы подбираете такие слова, которые позво­ляют читателю увидеть этого человека таким, каким видите его вы. Поэтому вы описываете все его своеоб­разные привычки, выражения, манеру поведения, кото­рые отличают этого человека от других. Вы вспоми­наете и описываете словами его чувство юмора, страсть, ум, глупости, его слабости, сильные стороны, маленькое и большое, все то, что в сочетании создает уникальную личность. Вы прислушиваетесь к своему собственному описанию и стараетесь проанализиро­вать свои чувства по отношению к этому человеку, там, за окном. Ваше описание подходит к концу; вы стараетесь посмотреть на сделанное с другой позиции и точки зрения. Вы выплываете из своего кресла и вплываете в тело человека, которого только что опи­сывали. Вы становитесь человеком, который вас лю­бит. С этой новой позиции вы всматриваетесь в себя, который только что был так увлечен написанием сво­ей книги. Вы видите себя глазами человека, который вас любит. Вы видите свои собственные слова, жесты, манеры, описанные человеком, который вас любит. Вглядываясь в самого себя глазами человека, который вас любит, вы узнаете качества и свойства, которые вам были незнакомы или которые другие привыкли считать недостатками. Вы проглядываете мысли и


воспоминания человека, который вас любит, и пони­маете, что вас есть за что полюбить. Можно просто быть и, тем самым, делать жизнь другого человека полнее и значимее. Вы видите и слышите все то, что этот человек так ценит в вас. Хорошо запомнив все только что увиденное и услышанное, вы медленно на­чинаете возвращаться в самого себя, зная, кто вы есть для человека, который вас любит».

Как утверждает М. Аткинсон, данная психотехноло­гия является особой формой диссоциации, в которой мы «пользы для» выводим человека за пределы «самого се­бя», контролируя, однако, при этом его восприятие «себя». По ее мнению, «взгляд на себя глазами влюблен­ного в вас человека» обычно применяется для укрепления чувства собственного достоинства. Однако М. Аткинсон указывает на то, что эта психотехнология оказывается очень полезной и в случаях депрессии, одиночества, а также самоуничижения. Она также выступает сильнодей­ствующим средством для улучшения отношений супруже­ских пар, ибо позволяет каждому из супругов испытать изнутри любовь другого человека и снять необходимость внешней проверки этого чувства («выяснения отноше­ний»). И, конечно же, данная техника также очень полез­на для создания ощущения того, что вас стоит любить. Как следствие, человек сам генерирует больше любви и нежных чувств (к себе и к другим), укрепляя тем самым свои взаимоотношения (с собой и с другими).

В целях лучшей алгоритмизации, приведем пошаго­вое описание этой психотехнологии (по материалам того же семинара М. Аткинсон для случая работы с клиентом и с некоторыми изменениями).

Шаг1

Установите правила игры, введя клиента в роль «автора книги».

Шаг 2

Попросите клиента определить для себя того, кто его любит. Если такого человека нет в настоящем, по­могите отыскать его в прошлом. Если клиент заявля­ет, что такого человека никогда не было, создайте вы­мышленную ситуацию «как если бы вас любили» и убе-


снитесь, что клиент вообразил для себя персонаж, кото­рый мог бы любить его.

Шаг 3

Установите позицию клиента: он сидит в кресле и смотрит на любящего его человека за окном.

Шаг 4

Попросите клиента назвать различные качества (большие и маленькие), которые делают этого человека значимым в его жизни.

Шаг 5

Предложите клиенту как бы выплыть из своего те­ла и войти в тело человека, который его любит. Если поддерживать такую диссоциацию для клиента ока­жется трудно, установите якорь. Если же ему трудно будет увидеть себя со стороны, используйте «технику взаимного наложения» и поставьте якорь на этом со­стоянии (это те же шаги, что и при визуально-кинестетической диссоциации, только на этот раз клиент рассматривает себя через глаза любящего его человека, а не через свои глаза).

Шаг 6

Попросите клиента описать, что именно он любит в человеке, которого видит перед собой. Усиливайте эту позицию восприятия особыми языковыми выражениями типа «Вы видите себя глазами человека, который лю­бит вас». Направляйте сознание клиента на те каче­ства его «я», которые он вряд ли воспринимает своими глазами.

Шаг 7

Верните клиента из диссоциированного состояния в его тело, «забрав» по пути все ценное, что было найдено в процессе работы то есть ощущения того, что его любят и что он вполне достоин любви.

Упражнение 86.

-►Взяв за основу любые свои проблемные взаимо­отношения, проделайте краткую процедуру мета-зер­кала.


Упражнение 87.

-►На материале своих действительно сложных вза­имодействий осуществите полное мета-отзеркаливание отношений.

Упражнение 88.

-►Составьте, ориентируясь на приведенные в тек­сте описания, список своих основных созависимостей.

Упражнение 89.

-►Уберите эти созависимости.

Упражнение 90.

-►Усильте собственное «Я».

Глава 2. Устранение зависимостей

Наркотические зависимости (алкоголизм и наркомания), равно как и табакокурение вкупе с пресловутой игрома-нией, составляют достаточно значительную часть обра­щения клиентов за помощью. В связи с этим работа с ними просто обязана быть доступной любому специали­сту по НЛП-психокоррекции. Следует, конечно же, от­метить, что проблема излечения зависимостей, безуслов­но, решаемая методами Нейролингвистического програм­мирования, требует от консультанта и/или психотера­певта отдельной и 'довольно объемной дополнительной подготовки, поскольку исцеление здесь, как правило, осуществляется посредством специализированного поша­гового модуля, включающего систему специально ото­бранных психотехнологий (См., напр.: Ковалев С. В. «Семь шагов от пропасти»). Однако в не слишком слож­ных случаях данная психокоррекция может произво­диться за счет вышеописанных психотехнологий работы с окружением (провоцирующим зависимое поведение), состояниями (требующими для своего устранения или, наоборот, поддержания, объекта зависимости), поведени­ем (предполагающим осуществление зависимости), убеж-


дениями (поддерживающим или оправдывающими зави­симость) и образами Я (задействованными в зависимой жизнедеятельности), при условии знания (и применения) некоторых специфических принципов и психотехноло­гий, каковые мы сейчас и опишем.

Зависимость как диссоциированное расстройство




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.056 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7