Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Урок памяти по творчеству Б. Пастернака




"Я молча узнавал России неповторимые черты" Оформление: портрет Б. Пастернака. Чтение стихотво­рения "Рождественская звезда".

Ход урока.

1-я группа учащихся работают с прозой Пастернака - с романом "Доктор Живаго".

Вопрос: Д.С. Лихачев писал: "Доктор Живаго - род ав­тобиографии, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью ав­тора". Докажите это.

2-я группа учащихся работает с поэзией Пастернака.

Обсуждается проблема: как подтверждаются в стихах Пастернака его же слова: "Я всегда стремился к простоте, и никогда к ней стремиться не перестану?"

3-я группа учащихся работает с автобиографическим очерком "Люди и положения". Обсуждается проблема: ка­ковы нравственные заповеди, по мнению Бориса Пастер­нака?

Заключительная часть - "Уроки Пастернака". Ученики читают любимые стихи Б. Пастернака. Учитель проводит итоговую беседу.

УРОК ОТКРЫТЫХ МЫСЛЕЙ

Уроки открытых мыслей подсказаны эксперименталь­ной практикой. Большой резерв свободного времени, обра­зующийся в результате ускоренного прохождения про­граммы, позволяет использовать на уроках самую разно­образную научно-популярную литературу. Систематиче­ское чтение на уроках отдельных глав из книг, журнальных статей и газетных сообщений незамедлительно вызывает ответную реакцию учеников: они сами приносят в школу брошюры, газеты, а иной раз и просто краткие записи теле и радиопередач. И тогда слово предоставляется самим учащимся на специально отведенных для этого уроках. Тема урока может определяться учителем совместно с учащимися заранее, а может быть сформулирована и по ходу урока.



УРОК «ЛИНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ»

Может быть рекомендован как заключительный урок по произведению.

Ход урока:

Подготовительный этап.

Домашнее задание (составить схему, графический об­раз и т. д.)

Ход урока.

Отчет о выполнении домашнего задания.

Обсуждение.

Подведение итогов.

Заключительный урок по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети".Литература. 10 класс.

Перед уроком выполнялось домашнее задание "Базаровское дерево" (Составить схему, графический образ от­ношений Базарова с другими героями романа).

На уроке все ребята по очереди предъявляют свои схемы, образы, ассоциации и обосновывают наиболее значимые, с их точки зрения, связи и отношения Базарова. Учитель своими вопросами обостряет стремление ребят высказать и доказать свой взгляд на Базарова.

В конце урока школьники отвечают на два вопроса:

Чьи выступления показались тебе наиболее интерес­ными?

Что в твоем выступлении было наиболее важно, ценно для тебя лично?

УРОК «МОЙ ПОЭТ»

Подготовительный этап.

-Домашнее задание «Мой поэт». (Выбрать «своего» по­эта, обосновать выбор, продумать построение ответа иподготовить выступление, ориентируясь на заданный вре­менной регламент).

Ход урока.

Выступление учащихся с домашними заготовками, об­суждение вопросов.

Учитель выступает как регулятор дискуссии.

Подведение итогов обсуждения. Оценки не выставля­ются.

Пример:Урок "Мой поэт". Литература. 10 класс.

Домашнее задание "Мой поэт". (Выбрать "своего" по­эта XX века, обосновать выбор, продумать построение от­вета и подготовить выступление, ориентируясь на задан­ный временной регламент).

На уроке ребята по очереди выступают с домашними заготовками, обсуждают друг с другом вопросы:

- сумел ли выступающий обосновать свой личный вы­бор поэта;

- какие идеи хотел выразить выступающий;

- удачно ли построение ответа;

- адекватно ли подобраны стихи заявленным идеям;

- манера и стиль ответа.

Учитель выступает не более как регулятор дискуссий. Оценки не ставятся.

УРОК ОСМЫСЛЕНИЯ ЖАНРА ЭССЕ

Эссе в переводе с французского - опыт, набросок, ко­торый сочетает в себе подчеркнуто индивидуальную пози­цию автора с непринужденным, часто парадоксальным из­ложением материала.

Он может проводиться, как набросок на предстоящую тему с целью смоделировать основные понятия, знания по теме, в результате жизненных ситуаций, предложенных учителем.

По ходу составляется конспект в виде таблицы, кото­рый будет заполняться на нескольких последующих уро­ках.

 

Деятельность учителя   Деятельность учащихся   На что обратить внимание  

Урок эссе, как правило, предупреждает типичные ошиб­ки и позволяет видеть тему в перспективе.

Цель:Попытка дать учащимся представление об осо­бенностях незнакомого им жанра.

Выработка у учащихся собственной позиции, собствен­ного отношения к прочитанному: соразмышление, сопере­живание, сопряжение своего и авторского «я».

Подготовительный этап.

Оформление класса и оборудование: книжная выстав­ка, материал для словарной работы. Подготовка раздаточ­ного материала (памятки, тексты и т. д.).

Ход урока.

Прослушивание предложенных отрывков, определение жанров каждого.

Обозначение темы урока.

Работа с раздаточным материалом.

Лекция учителя. Запись учениками данного материала в форме тезисов.

Лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста.

Подготовка к творческой работе - эссе.

Домашнее задание (Сочинение - эссе).

Пример:Урок осмысления жанра эссе

Современный подход к изучению литературы предпо­лагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собствен-ного отношения к прочитанному: соразмышления, сопере­живания, сопряжение своего и авторского "я".

Данный урок- это попытка дать учащимся представле­ние об особенностях незнакомого им жанра.

План урока.Что такое "авторская проза?"

Оформление класса и оборудование: книжная выставка "мысли о вечном и прекрасном" (образцы философской, философско-религиозной, искусствоведческой и публици­ стической эссеистике); видеомагнитофон; на доске ( на подвижных частях) - материал для словарной работы: Синонимы: Однокоренные слова: авторская проза, эссе, раздумья эссе, эссеистика, наброски, записки, очерк, зарисовка эссеист, эссеизация.

Раздаточный материал: Что такое эссе? (Определе­ние жанра в различных справочных пособиях); текст (от­рывок из статьи В.В. Розанова "Возврат к Пушкину"); текст (отрывок из главы "Пушкин" из книги "Силуэты русских пи­сателей" Ю. Айхенвальда); памятка для лабораторной ра­боты с элементами стилистического анализа текста.

Эпиграф к уроку: "Эссе - способ рассказать о мире че­рез себя и осебе с помощью мира" (А. Эльяшевис). Ход урока.

1. Прослушав предложенные отрывки, попытайтесь оп­ределить жанр каждого.

Чтение отрывка (Осоргин М. Земля. С того берега - М., 1992.- Т.2); Проповедь (любое издание); чтение отрывка (Ильин И. Шмелев. Одинокий художник-М.,1992).

В ходе обсуждения приходим к выводу, что первый от­рывок - скорее рассказ, второй - проповедь, третий - ли­тературно-критическая статья. Что сближает их? Попытка осмысления важнейших проблем жизни и творчества, ярко выраженное личностное начало роднит эти, казалось бы, разножанровые явления.

2. Обозначение темы урока.

Слово учителя: Среди жанров прозы есть жанр, кото­рый вбирает в себя воспоминания, дневники, письма, ис­поведь, проповедь, даже своеобразный очерк, рассказ (как мы только что видели на примере произведения М. Осоргина "Земля"). Четкого определения у этого жанра нет. Од­ни склонны видеть в нем мемуары особого рода, другие применяют к нему название "записки", третьи осторожно употребляют иностранное слово "эссе". А Наталья Иванов­на в своей книге "Точка зрения" окрестила его "авторской прозой", прозой "прямого непосредственного действия", в которой автор выступает одновременно и рассказчиком, и героем. "Стремление обнажить самого себя, понять себя и свое время, напряженный диалог с самим собой..." - вот основа прозы "авторской", - утверждает один критик. По­знание действительности через самопознание - формула подобных произведений, - утверждает другой.

Итак, что такое авторская проза?

Обратимся к определениям этого жанра, данным в раз­ных литературных справочниках.

3. Работа с раздаточным материалом.

Задание: прочтите определения, выделите ключевые слова в них.

Какие особенности жанра обозначены в данных опре­делениях?

Особенности жанра эссе (запись в тетради после об­суждения).

1. Обращение к значительным философским, истори­ческим, искусствоведческим, литературным проблемам (внимание на книжную выставку, в ней - широкий диапазон проблем, поднятых в эссеистике).

2. Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произведений.

3. Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения.

4. Сравнительно небольшой объем.

4. Лекция учителя. (Задание: запишите данный мате­риал в форме тезисов).

История жанра.

Родоначальником жанра эссе был французский писа­тель-гуманист М. Леонтель, написавший в 1580 году про­изведение, где изложил мысли о судьбе общества и чело­века. На русский язык название произведения М. Леонтеля переведено как "опыты". В 1697 году Ф. Бэкон продолжил данную работу, а затем к эссе обратились Д. Локк, Д. Ад-дисон, Г. Филдинг.О. Голдсмит. У них жанр трансформиро­вался - его стали понимать как опыт автора в разработке определенной проблемы.

В нашем веке к эссе обращались такие крупные худож­ники, как Б. Шоу, Дж. Голсуори, А. Франс, Р. Ролан и дру­гие.

Термин "эссе" широко распространен на Западе, осо­бенно в Англии, Франции, Польше. В Германии употреб­ляют термин "скитце" - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ, возникший в результате переноса импрессионизма на почву литературы. (Учащиеся знако­мились с этим термином при изучении произведений А. Фета, И. Бунина и других писателей).

Русская эссеистика.

Как заметил критик А. Эльяшевич, "еще со времен "Пу­тешествия из Петербурга в Москву" Радищева и "Путеше­ствия в Арзрум" Пушкина складывается свой собственный вариант эссеистического мышления". Радищев был ближе к публицистическому высказыванию, Пушкин - к путевому очерку. Уникальным явлением в этом жанре стал роман А.И. Герцена "Былое и думы", который назван критиком А. Эльяшевичем "эссеистическим романом, эпопеей, эн­циклопедией эссеизма", в котором воспоминания соседст­вуют с публицистикой, историческая хроника с очерком, ис­поведь с раздумьями социолога. К этому жанру можно отне­сти и "выбранные места из переписки с друзьями" Н.В. Гого­ля, и "Исповедь" Л.Н. Толстого.

В истории эссеистики последних десятилетий необхо­димо указать имена М.Кольцова, М. Пришвина, В.Некрасова, Ю.Нагибина, В. Солоухина, А. Адамовича и . такие произведения, как "Гамбурский счет" В. Шкловского, "Ни дня без строчки" Ю.Олеши, "Золотая роза" К. Паустов­ского, "Перечитывая Чехова", "Уроки Стендаля" И. Орен­бурга, "Трава забвения" и "Святой колодец" В. Катаева, путевые очерки Д. Гранина, В. Некрасова, "Люди или не­люди" В. Тендрякова.

Единой модели, единого образца эссе не было и не бу­дет: жанр обновляется и развивается согласно велениям времени.

Жанр эссе в последние годы.

Бывают времена, когда открытый, "начистоту" разговор художника с читателем становится насущно необходимым. Может быть, поэтому последние годы отмечены яркой вспышкой заложенной в эссе духовной энергии. Интерес к этому жанру заметно вырос. В эпоху крутых общечелове­ческих переломов "авторская" проза, как никакая другая, аккумулирует в себе острейшее социальное содержание.

В наши дни повысился читательский интерес к лично­сти писателя. Необычайно популярны мемуары, воспоми­нания о писателях, переписка, дневники. Огромную ауди­торию собирают встречи с писателями в телевизионной студии "Останкино". Это свидетельство повышенного спро­са на личность, которую олицетворяет в глазах публики писатель, всегда бывший в России больше, чем поэтом.

Отсюда и новое явление в литературном процессе по­следнего времени - эссеизация жанров повести и романа. "Печальный детектив" В. Астафьева, "Все течет", "Жизнь и • ; судьба" В. Гроссмана, "Пушкинский дом" А. Битова, "Все впереди" В. Белова, "Факультет ненужных вещей" Ю. Дом-бровского, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Мужики и бабы" Б.Можаева, "Ягодные места" Е. Евтушенко... В них ткань художественного повествования пронизана токами публи­цистики, а в хоре голосов персонажей отчетливо звучит -порой даже солирует - авторский голос.

Законом жанра является предельная открытость авто­ра, его позиции, его мыслей. Это очень похоже на театр одного актера, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, бес­пощадно высвечивая самую суть.

6. Работа с текстами В. Розанова и Ю. Айхенвальда (раздаточный материал).

Вопросы к классу: Есть ли что-то общее в оценках? Что дорого авторам в Пушкине? Подтвердите свои ответы тек­стом. Докажите принадлежность произведений В. Розанова и Ю. Айхенвальда к жанру эссе, выделяя особенности, от­меченные сегодня на уроке.

7. Лабораторная работа с элементами лингвистиче­ского анализа текста.

Задание: используя памятку, найдите в данных отрыв­ках характерные для жанра эссе особенности стиля.

8. Подготовка к творческой работе - эссе.

Как вы понимаете пушкинские слова о " тайной свобо­де"? Каковы последствия несвободы "тайной" и явной? Домашнее задание: сочинение-эссе "Талант и свобода". Материалы к уроку, Что такое эссе?

1. Эссе- жанр критики, литературоведения, характери­зующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литератур­ную, эстетическую, философскую), не заботясь о система­тичности изложения, аргументированности выводов, об­щепринятое™ вопроса (Словарь литературоведческих терминов.- М., 1984).

2. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций (Краткий словарь ли­тературоведческих терминов.- М., 1987).




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)