Урок памяти по творчеству Б. Пастернака
"Я молча узнавал России неповторимые черты" Оформление: портрет Б. Пастернака. Чтение стихотворения "Рождественская звезда". Ход урока. 1-я группа учащихся работают с прозой Пастернака - с романом "Доктор Живаго". Вопрос: Д.С. Лихачев писал: "Доктор Живаго - род автобиографии, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора". Докажите это. 2-я группа учащихся работает с поэзией Пастернака. Обсуждается проблема: как подтверждаются в стихах Пастернака его же слова: "Я всегда стремился к простоте, и никогда к ней стремиться не перестану?" 3-я группа учащихся работает с автобиографическим очерком "Люди и положения". Обсуждается проблема: каковы нравственные заповеди, по мнению Бориса Пастернака? Заключительная часть - "Уроки Пастернака". Ученики читают любимые стихи Б. Пастернака. Учитель проводит итоговую беседу. УРОК ОТКРЫТЫХ МЫСЛЕЙ Уроки открытых мыслей подсказаны экспериментальной практикой. Большой резерв свободного времени, образующийся в результате ускоренного прохождения программы, позволяет использовать на уроках самую разнообразную научно-популярную литературу. Систематическое чтение на уроках отдельных глав из книг, журнальных статей и газетных сообщений незамедлительно вызывает ответную реакцию учеников: они сами приносят в школу брошюры, газеты, а иной раз и просто краткие записи теле и радиопередач. И тогда слово предоставляется самим учащимся на специально отведенных для этого уроках. Тема урока может определяться учителем совместно с учащимися заранее, а может быть сформулирована и по ходу урока. УРОК «ЛИНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ» Может быть рекомендован как заключительный урок по произведению. Ход урока: Подготовительный этап. Домашнее задание (составить схему, графический образ и т. д.) Ход урока. Отчет о выполнении домашнего задания. Обсуждение. Подведение итогов. Заключительный урок по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети".Литература. 10 класс. Перед уроком выполнялось домашнее задание "Базаровское дерево" (Составить схему, графический образ отношений Базарова с другими героями романа). На уроке все ребята по очереди предъявляют свои схемы, образы, ассоциации и обосновывают наиболее значимые, с их точки зрения, связи и отношения Базарова. Учитель своими вопросами обостряет стремление ребят высказать и доказать свой взгляд на Базарова. В конце урока школьники отвечают на два вопроса: Чьи выступления показались тебе наиболее интересными? Что в твоем выступлении было наиболее важно, ценно для тебя лично? УРОК «МОЙ ПОЭТ» Подготовительный этап. -Домашнее задание «Мой поэт». (Выбрать «своего» поэта, обосновать выбор, продумать построение ответа иподготовить выступление, ориентируясь на заданный временной регламент). Ход урока. Выступление учащихся с домашними заготовками, обсуждение вопросов. Учитель выступает как регулятор дискуссии. Подведение итогов обсуждения. Оценки не выставляются. Пример:Урок "Мой поэт". Литература. 10 класс. Домашнее задание "Мой поэт". (Выбрать "своего" поэта XX века, обосновать выбор, продумать построение ответа и подготовить выступление, ориентируясь на заданный временной регламент). На уроке ребята по очереди выступают с домашними заготовками, обсуждают друг с другом вопросы: - сумел ли выступающий обосновать свой личный выбор поэта; - какие идеи хотел выразить выступающий; - удачно ли построение ответа; - адекватно ли подобраны стихи заявленным идеям; - манера и стиль ответа. Учитель выступает не более как регулятор дискуссий. Оценки не ставятся. УРОК ОСМЫСЛЕНИЯ ЖАНРА ЭССЕ Эссе в переводе с французского - опыт, набросок, который сочетает в себе подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением материала. Он может проводиться, как набросок на предстоящую тему с целью смоделировать основные понятия, знания по теме, в результате жизненных ситуаций, предложенных учителем. По ходу составляется конспект в виде таблицы, который будет заполняться на нескольких последующих уроках.
Урок эссе, как правило, предупреждает типичные ошибки и позволяет видеть тему в перспективе. Цель:Попытка дать учащимся представление об особенностях незнакомого им жанра. Выработка у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышление, сопереживание, сопряжение своего и авторского «я». Подготовительный этап. Оформление класса и оборудование: книжная выставка, материал для словарной работы. Подготовка раздаточного материала (памятки, тексты и т. д.). Ход урока. Прослушивание предложенных отрывков, определение жанров каждого. Обозначение темы урока. Работа с раздаточным материалом. Лекция учителя. Запись учениками данного материала в форме тезисов. Лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста. Подготовка к творческой работе - эссе. Домашнее задание (Сочинение - эссе). Пример:Урок осмысления жанра эссе Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собствен-ного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжение своего и авторского "я". Данный урок- это попытка дать учащимся представление об особенностях незнакомого им жанра. План урока.Что такое "авторская проза?" Оформление класса и оборудование: книжная выставка "мысли о вечном и прекрасном" (образцы философской, философско-религиозной, искусствоведческой и публици стической эссеистике); видеомагнитофон; на доске ( на подвижных частях) - материал для словарной работы: Синонимы: Однокоренные слова: авторская проза, эссе, раздумья эссе, эссеистика, наброски, записки, очерк, зарисовка эссеист, эссеизация. Раздаточный материал: Что такое эссе? (Определение жанра в различных справочных пособиях); текст (отрывок из статьи В.В. Розанова "Возврат к Пушкину"); текст (отрывок из главы "Пушкин" из книги "Силуэты русских писателей" Ю. Айхенвальда); памятка для лабораторной работы с элементами стилистического анализа текста. Эпиграф к уроку: "Эссе - способ рассказать о мире через себя и осебе с помощью мира" (А. Эльяшевис). Ход урока. 1. Прослушав предложенные отрывки, попытайтесь определить жанр каждого. Чтение отрывка (Осоргин М. Земля. С того берега - М., 1992.- Т.2); Проповедь (любое издание); чтение отрывка (Ильин И. Шмелев. Одинокий художник-М.,1992). В ходе обсуждения приходим к выводу, что первый отрывок - скорее рассказ, второй - проповедь, третий - литературно-критическая статья. Что сближает их? Попытка осмысления важнейших проблем жизни и творчества, ярко выраженное личностное начало роднит эти, казалось бы, разножанровые явления. 2. Обозначение темы урока. Слово учителя: Среди жанров прозы есть жанр, который вбирает в себя воспоминания, дневники, письма, исповедь, проповедь, даже своеобразный очерк, рассказ (как мы только что видели на примере произведения М. Осоргина "Земля"). Четкого определения у этого жанра нет. Одни склонны видеть в нем мемуары особого рода, другие применяют к нему название "записки", третьи осторожно употребляют иностранное слово "эссе". А Наталья Ивановна в своей книге "Точка зрения" окрестила его "авторской прозой", прозой "прямого непосредственного действия", в которой автор выступает одновременно и рассказчиком, и героем. "Стремление обнажить самого себя, понять себя и свое время, напряженный диалог с самим собой..." - вот основа прозы "авторской", - утверждает один критик. Познание действительности через самопознание - формула подобных произведений, - утверждает другой. Итак, что такое авторская проза? Обратимся к определениям этого жанра, данным в разных литературных справочниках. 3. Работа с раздаточным материалом. Задание: прочтите определения, выделите ключевые слова в них. Какие особенности жанра обозначены в данных определениях? Особенности жанра эссе (запись в тетради после обсуждения). 1. Обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам (внимание на книжную выставку, в ней - широкий диапазон проблем, поднятых в эссеистике). 2. Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произведений. 3. Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения. 4. Сравнительно небольшой объем. 4. Лекция учителя. (Задание: запишите данный материал в форме тезисов). История жанра. Родоначальником жанра эссе был французский писатель-гуманист М. Леонтель, написавший в 1580 году произведение, где изложил мысли о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения М. Леонтеля переведено как "опыты". В 1697 году Ф. Бэкон продолжил данную работу, а затем к эссе обратились Д. Локк, Д. Ад-дисон, Г. Филдинг.О. Голдсмит. У них жанр трансформировался - его стали понимать как опыт автора в разработке определенной проблемы. В нашем веке к эссе обращались такие крупные художники, как Б. Шоу, Дж. Голсуори, А. Франс, Р. Ролан и другие. Термин "эссе" широко распространен на Западе, особенно в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин "скитце" - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ, возникший в результате переноса импрессионизма на почву литературы. (Учащиеся знакомились с этим термином при изучении произведений А. Фета, И. Бунина и других писателей). Русская эссеистика. Как заметил критик А. Эльяшевич, "еще со времен "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева и "Путешествия в Арзрум" Пушкина складывается свой собственный вариант эссеистического мышления". Радищев был ближе к публицистическому высказыванию, Пушкин - к путевому очерку. Уникальным явлением в этом жанре стал роман А.И. Герцена "Былое и думы", который назван критиком А. Эльяшевичем "эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма", в котором воспоминания соседствуют с публицистикой, историческая хроника с очерком, исповедь с раздумьями социолога. К этому жанру можно отнести и "выбранные места из переписки с друзьями" Н.В. Гоголя, и "Исповедь" Л.Н. Толстого. В истории эссеистики последних десятилетий необходимо указать имена М.Кольцова, М. Пришвина, В.Некрасова, Ю.Нагибина, В. Солоухина, А. Адамовича и . такие произведения, как "Гамбурский счет" В. Шкловского, "Ни дня без строчки" Ю.Олеши, "Золотая роза" К. Паустовского, "Перечитывая Чехова", "Уроки Стендаля" И. Оренбурга, "Трава забвения" и "Святой колодец" В. Катаева, путевые очерки Д. Гранина, В. Некрасова, "Люди или нелюди" В. Тендрякова. Единой модели, единого образца эссе не было и не будет: жанр обновляется и развивается согласно велениям времени. Жанр эссе в последние годы. Бывают времена, когда открытый, "начистоту" разговор художника с читателем становится насущно необходимым. Может быть, поэтому последние годы отмечены яркой вспышкой заложенной в эссе духовной энергии. Интерес к этому жанру заметно вырос. В эпоху крутых общечеловеческих переломов "авторская" проза, как никакая другая, аккумулирует в себе острейшее социальное содержание. В наши дни повысился читательский интерес к личности писателя. Необычайно популярны мемуары, воспоминания о писателях, переписка, дневники. Огромную аудиторию собирают встречи с писателями в телевизионной студии "Останкино". Это свидетельство повышенного спроса на личность, которую олицетворяет в глазах публики писатель, всегда бывший в России больше, чем поэтом. Отсюда и новое явление в литературном процессе последнего времени - эссеизация жанров повести и романа. "Печальный детектив" В. Астафьева, "Все течет", "Жизнь и • ; судьба" В. Гроссмана, "Пушкинский дом" А. Битова, "Все впереди" В. Белова, "Факультет ненужных вещей" Ю. Дом-бровского, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Мужики и бабы" Б.Можаева, "Ягодные места" Е. Евтушенко... В них ткань художественного повествования пронизана токами публицистики, а в хоре голосов персонажей отчетливо звучит -порой даже солирует - авторский голос. Законом жанра является предельная открытость автора, его позиции, его мыслей. Это очень похоже на театр одного актера, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть. 6. Работа с текстами В. Розанова и Ю. Айхенвальда (раздаточный материал). Вопросы к классу: Есть ли что-то общее в оценках? Что дорого авторам в Пушкине? Подтвердите свои ответы текстом. Докажите принадлежность произведений В. Розанова и Ю. Айхенвальда к жанру эссе, выделяя особенности, отмеченные сегодня на уроке. 7. Лабораторная работа с элементами лингвистического анализа текста. Задание: используя памятку, найдите в данных отрывках характерные для жанра эссе особенности стиля. 8. Подготовка к творческой работе - эссе. Как вы понимаете пушкинские слова о " тайной свободе"? Каковы последствия несвободы "тайной" и явной? Домашнее задание: сочинение-эссе "Талант и свобода". Материалы к уроку, Что такое эссе? 1. Эссе- жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятое™ вопроса (Словарь литературоведческих терминов.- М., 1984). 2. Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций (Краткий словарь литературоведческих терминов.- М., 1987).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (634)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |