Урок-аукцион (ботаника, 7 класс)
Тема:"Многообразие и значение сельскохозяйственных растений". Задачи: познакомить учащихся с многообразием и особенностями культурных растений, с условиями их выращивания, практическим значением; закрепить и обобщить знания о морфологических признаках изученных свойств. Оборудование: учебные таблицы по теме, гербарии растений, живые растения, плоды культурных растений, карта происхождения культурных растений. План: 1. Признаки семейства. 2. История появления растений в России. 3: Агротехника выращивания.
4. Районированные сорта. 5. Значение растения. Ход урока: Сегодня мы с вами проводим биологический аукцион. Познакомьтесь с правилами. Плоды, которые вы приготовили, будут все выставлены на аукционе. Класс разделен на следующие группы: 1 группа - "Крестоцветные" 2 группа - " Бобовые". 3 группа - "Розовоцветные". 4 группа - "Пасленовые" 5 группа - "Сложноцветные" 6 группа - "Злаковые". Очередность на аукционе определим с помощью волчка. Чтобы приобрести то или иное блюдо, вам необходимо рассказать о растении, из которого приготовлено блюдо или о растении, чьи плоды выставлены на аукцион. Отвечает тот, кто первым поднял карточку, остальные слушают ответ и могут дополнять или исправлять, поднимая сигнальную карточку. Ответы каждого из вас оцениваются денежной единицей "знайкой". В конце каждая группа подсчитывает количество "знаек" и та группа, которая предложит самую большую цену (количество заработанных "знаек"), приобретает выставленный на аукционе предмет. Надеюсь, что на аукционе вы проявите не только свои знания по данной теме, но и покажете свою смекалку и находчивость. Аукцион. - Для того чтобы вам узнать, какое растение первым выставлено на аукцион, вы должны отгадать загадку: " Одноусый дед в соломинку одет". Что это? Каравай из пшеницы. Проводится аукцион. - Для того чтобы салат из капусты был допущен на аукцион, вы должны отгадать кроссворд. По горизонтали: 1.Капуста с утолщенным шаровидным стеблем. По вертикали: 1.Наиболее распостраненная в нашей стране капуста. 2. Капуста с множеством маленьких кочанчиков. 3. Капуста, у которой листья окрашены в фиолетовый цвет. Проводится аукцион. 4. Сейчас на аукцион выставлено сразу два блюда. Чтобы узнать из каких растений они были приготовлены, вам также необходимо отгадать загадки. Ягода - красна, Ягода - вкусна, Режь, да соли Ешь, да хвали! (Томат). Цветок напрасный, Плод - опасный, А поле все засажено. (Картофель). Проводится аукцион. Чтобы узнать, что выставлено на четвертый лот, вам необходимо отгадать слово из восьми букв. Это название сорта плодового дерева из семейства розовоцветных. (Джонатан). И еще одна загадка: Цветок-крылатка, А плод - лопатка, Плод зелен и молод, Но сладок, как солод! (Горох). А теперь ответьте на вопрос: "Какое растение называют "цветком солнца"? (Подсолнечник). Проводится аукцион. Вам предлагается заполнить таблицу: "Сельскохозяйственные растения" (ее можно заполнять и по ходу проведения аукциона).
Тестовые задания по теме: "Сельскохозяйственные растения" Подведение итогов. Оценки выставляются с учетом "знаек", заработанных каждым учеником и выполнением тестового задания. 2. УРОК-ЯРМАРКА Рекомендуется как повторительно-обобщающий. Главное на уроке - торг и товар. Товар - знания, которые надо выгодно «продать». Команда, лучше всех продавшая свои знания - победитель. Ученики становятся представителями различных государств. Готовят информацию о нем с использованием материалов периодической печати и дополнительной литературы. Ход урока. Рассказ о государстве: демонстрация символики, национальных костюмов, знакомство с творчеством писателей, поэтов, композиторов, достижениями и т.д. (с учетом изучаемого предмета, межпредметных связей и т. д.). . 3. УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ Цель:Активизация познавательной активности учащихся; формирование у них умений самостоятельно приобретать знания, работать с литературой. Конференция может быть итогом по крупному разделу курса. Используется преимущественно в старших классах. Подготовительный этап: - сообщается тема конференции и вопросы для подготовки сообщений; - учащимся предлагается план проведения конференции, оформляется стенд со списком литературы; - класс делится на группы; - работа по подготовке конференции; - оформление собранных материалов. Ход урока. Пример:Урок по теме: "Лекарственные растения в жизни человека". Задачи урока: - Углубить и расширить знания учащихся о ценности лекарственных растений. - Продолжить работу по формированию у учащихся бережного отношения и любви к природе, экологической культуры. - Дать понятие о рациональном использовании природных ресурсов. Оборудование:таблица: "Лекарственные растения нашего края", таблица-календарь сбора лекарственных растений; гербарии на каждом столе, лекарственные препараты, газеты с полезными советами из рубрики "Лечение травами". На урок приглашается фармацевт. Ход урока. Учитель;Естественные запасы дикорастущих лекарственных растений - богатейшая кладовая нашей фармацевтической промышленности. Около 200 видов растений служат важнейшим сырьем для приготовления лекарственных препаратов. Около 70% заготавливаемого лекарственного сырья в нашей стране получают от сбора дикорастущих растений. Среди обычных растений, которые растут в лесах, на полях и лугах, по склонам гор, обочинам дорог, много лекарственных растений. В этой природной аптеке можно найти лекарства от простуды и кашля, от болезней почек и сердца; есть растения кровоостанавливающие, отхаркивающие, улучшающие аппетит, помогающие при заболеваниях желудка и печени. Давайте послушаем некоторые любопытные истории. Ученик:История использования лекарственных растений уходит далеко в прошлое. Еще до нашей эры широко использовали лекарственные растения в Юго-Восточной Азии. В книге о травах, датированной 2600 годом до н. э., перечислены около 900 видов лекарственных растений с подробным описанием их применения. В России лекарственные травы широко стали применяться с XVII века, когда царь Алексей Михайлович приказал снабжать ими не только царский двор, но и армию. В 1654 году в Москве создана первая в России медицинская школа, где готовили лекарей. Лекарственные .растения разводили в аптекарских огородах-садах. По приказу Петра Г такие "аптекарские огороды" появились во всех крупных городах при военных госпиталях. Большой "аптекарский огород" был создан в 1714 году в Санкт-Петербурге. В 1823 году он преобразован в императорский ботанический сад. В 1930 году сад был передан Академии наук СССР (ныне РАН)_- центру биологической науки в нашей стране. Для изучения лекарственных растений в нашей стране создан специальный институт ВИЛР. В его ботаническом саду свыше 1500 растений и коллекция постоянно пополняется. У всех народов сведения о способности вылечивать разные болезни хранятся, передаваясь из поколения в поколение. Эти сведения очень интересуют специалистов. В лабораториях ученые очень тщательно изучают химический состав и лекарственные свойства растений. Химические свойства, которые обуславливают их целебные свойства, очень разнообразные по своему составу. Например, тысячелистник, валериана, сосна и другие ароматические растения выделяют различные ароматические вещества. Часто - это эфирные масла. Одни из них убивают болезнетворные бактерии, другие обладают болеутоляющим или отхаркивающим свойством. В некоторых растениях (белена, дурман) содержатся вещества, называемые алкалоидами, в других (например, наперстянке, ландыше) - гликозиды. В больших дозах эти веществ, как правило, ядовиты, а в малых они используются для лечения болезней сердца, нервной системы. При желудочно-кишечных заболеваниях, ожогах, применяют растения, которые вырабатывают вяжущие, дубильные вещества. Их много в коре, листьях скумнии кожевенной, плодах черники, граната. Растения, которые содержат горечи (полынь, корень одуванчика), помогают больным, страдающим отсутствием аппетита. Итак, во всех лекарственных растениях есть химические вещества, обладающие особым действием. Накапливаются эти вещества в разных органах растения: у подорожника - в листьях, семенах, у валерианы - в корнях, у ромашки - в цветках, у шиповника -в плодах, у сосны - в хвое и т.д. Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, узнаем какими целебными свойствами они обладают, при каких заболеваниях ими пользуются, где они растут, как правильно их собирать и хранить. Ученик:Я расскажу о ромашке аптечной из семейства сложноцветных. Растет она на лугах, в степях, по полям, сорным местам, в огородах. Ее корзинки сидят одиночно на длинных цветоножках на верхушках ветвей. Ложе кор-. зинки выпуклое, внутри полое. Краевые цветки белые, язычковые, срединные - желтые, трубчатые. К концу цветения язычковые цветки отгибаются вниз. От ромашки аптечной легко отличить ромашку пахучую. У этого вида белых язычковых цветков нет. Ромашка пахучая была завезена из Америки и благодаря способности образовывать большое количество семян широко распостранилось по территории нашей страны. Врач:Ромашка и ромашка пахучая содержат эфирные масла, обладающие противовоспалительным действием. Собирают корзинки ромашки во время цветения. Отвар из них употребляют как средство от простуды, кашля, для примочек, полоскания, промывания ран. Сухие корзинки ромашки заваривают кипятком, настаивают 15 минут и пьют этот чай с сахаром или медом на ночь, чтобы крепко и спокойно спать. Ученик;По праву можно назвать другом путешественников и туристов подорожник большой. Его можно встретить на обочинах полевых и луговых дорог. Листья подорожника - широкояйцевидные, до 20 см длины, 10 см ширины, собраны в прикорневую розетку. Соцветие - узкий густой колос. Врач:часто эти растения безжалостно топчут и даже не подозревают о целебных свойствах. Если в походе вы натрете ногу или пораните ее, оберните больное место листом подорожника. Листья этого растения также прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых, нарывах, фурункулах. Хорошим ранозаживляющим средством служит свежий сок из листьев подорожника большого, который содержит дубильные вещества, гликозиды, витамин. Настой из сушеных листьев применяют как отхаркивающее средство и при заболеваниях кишечника. Ученик.Широко распространенный одуванчик лекарственный относится к семейству сложноцветных. Листья одуванчика в прикорневой розетке перистораздельные, 10-20 см длиной. Все части растения содержат млечный сок. Цветки у одуванчика язычковые, золотисто-желтые, соцветие - одиночная корзинка, расположенная на верхушке безлистного полого стебля. В каждой корзинке образуется до 200 семян, снабженных летучками, благодаря которым семена одуванчика далеко разносятся ветром. Врач.Одуванчик не зря называют лекарственным. В народной медицине его используют давно, считают "жизненным элексиром", хорошо влияющим на пищеварение, помогающим от желтухи, от бессонницы. Заготавливают (осенью) корни одуванчика. Мелко нарезанные, высушенные корни заливают кипятком, настаивают 20 минут, охлаждают, процеживают, пьют настой за полчаса до еды. Одуванчик обладает и жаропонижающим действием. Млечным соком смазывают мозоли, бородавки. Листья, которые содержат витамины, употребляют при малокровии, болезнях кожи. Ученик.Это растение из семейства сложноцветных назвали тысячелистником за его листья, рассеченные на многочисленные мелкие дольки. Известно несколько видов тысячелистников. Лекарственный - тысячелистник обыкновенный. Его мелкие цветки собраны в корзинки диаметром 3-4 мм. Корзиночки тысячелистника образуют соцветие - щиток. Тысячелистник можно встретить повсюду: в полях, на лугах, опушках лесов, на степных склонах, по оврагам, среди кустарников. Врач.Сок тысячелистника применяли на Руси еще в XV в. как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство. Растение разминали между пальцами и накладывали на рану. В его цветках и листьях содержатся эфирные масла, которые губительно действуют на многие бактерии. Может быть, когда свойства этих масел будут изучены подробно, выработают новый препарат для борьбы с инфекционными заболеваниями. Отваром травы тысячелистника можно опрыскивать растения, пораженные тлей. Можно включить также рассказ о таких растениях, как мать-и-мачеха, полыни, спорыше, песчаном бессмертнике, зверобое, майском ландыше. Учитель:Ребята, вы познакомились с некоторыми лекарственными растениями, узнали, при каких заболеваниях их используют, но мало научиться узнавать лекарственные растения, - надо искать Места, где они образуют заросли. В природе все взаимосвязано, каждый вид растения живет в определенных условиях и, собирая лекарственные растения, нельзя нарушать эти условия, все должно быть тщательно продумано. Когда вы обнаружите заросли лекарственных растений, необходимо сообщить об этом в местное аптекоуправление. Только по их заданию вы можете принимать участие в сборе лекарственного сырья. При заготовке можно брать из зарослей только часть растений, чтобы их запасы не истощались. Массовая заготовка лекарственных растений, особенно неправильная, приводит к резкому сокращению численности растений. Ученик.На территории нашей страны оказались на грани исчезновения такие ценные лекарственные растения, как горицвет весенний, солодка голая, радиола розовая. Эти растения внесены в Красную книгу. На местах их произрастания создаются заказники, запрещается сбор растений частными лицами. Учитель:Ребята! Очень важно узнать, какие органы растения собирать, в какое время это лучше делать, как сушить и хранить собранное сырье. Ведь в разное время растение может содержать различное количество лекарственных веществ.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (726)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |