Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Урок-аукцион (ботаника, 7 класс)




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема:"Многообразие и значение сельскохозяйствен­ных растений".

Задачи: познакомить учащихся с многообразием и осо­бенностями культурных растений, с условиями их выращи­вания, практическим значением; закрепить и обобщить знания о морфологических признаках изученных свойств.

Оборудование: учебные таблицы по теме, гербарии растений, живые растения, плоды культурных растений, карта происхождения культурных растений.

План:

1. Признаки семейства.

2. История появления растений в России. 3: Агротехника выращивания.

 

4. Районированные сорта.

5. Значение растения. Ход урока:

Сегодня мы с вами проводим биологический аукцион. Познакомьтесь с правилами. Плоды, которые вы пригото­вили, будут все выставлены на аукционе.

Класс разделен на следующие группы:

1 группа - "Крестоцветные"

2 группа - " Бобовые".

3 группа - "Розовоцветные".

4 группа - "Пасленовые"

5 группа - "Сложноцветные"

6 группа - "Злаковые".

Очередность на аукционе определим с помощью волчка.

Чтобы приобрести то или иное блюдо, вам необходимо рассказать о растении, из которого приготовлено блюдо или о растении, чьи плоды выставлены на аукцион. Отве­чает тот, кто первым поднял карточку, остальные слушают ответ и могут дополнять или исправлять, поднимая сиг­нальную карточку. Ответы каждого из вас оцениваются де­нежной единицей "знайкой". В конце каждая группа подсчи­тывает количество "знаек" и та группа, которая предложит самую большую цену (количество заработанных "знаек"), приобретает выставленный на аукционе предмет. Наде­юсь, что на аукционе вы проявите не только свои знания по данной теме, но и покажете свою смекалку и находчивость.



Аукцион.

- Для того чтобы вам узнать, какое растение первым выставлено на аукцион, вы должны отгадать загадку: " Одноусый дед в соломинку одет". Что это? Каравай из пше­ницы. Проводится аукцион.

- Для того чтобы салат из капусты был допущен на аукцион, вы должны отгадать кроссворд.

По горизонтали:

1.Капуста с утолщенным шаровидным стеблем.

По вертикали:

1.Наиболее распостраненная в нашей стране капуста.

2. Капуста с множеством маленьких кочанчиков.

3. Капуста, у которой листья окрашены в фиолетовый цвет.

Проводится аукцион.

4. Сейчас на аукцион выставлено сразу два блюда. Чтобы узнать из каких растений они были приготовлены, вам также необходимо отгадать загадки.

Ягода - красна,

Ягода - вкусна,

Режь, да соли

Ешь, да хвали! (Томат).

Цветок напрасный,

Плод - опасный,

А поле все засажено. (Картофель).

Проводится аукцион.

Чтобы узнать, что выставлено на четвертый лот, вам необходимо отгадать слово из восьми букв. Это название сорта плодового дерева из семейства розовоцветных. (Джонатан).

И еще одна загадка:

Цветок-крылатка,

А плод - лопатка,

Плод зелен и молод,

Но сладок, как солод! (Горох).

А теперь ответьте на вопрос: "Какое растение называ­ют "цветком солнца"? (Подсолнечник). Проводится аукцион.

Вам предлагается заполнить таблицу: "Сельскохозяйственные растения" (ее можно заполнять и по ходу проведения аукциона).

 

название растения  
семейство  
родина растения  
агротехника выращивания  
районированные сорта  
значение  
Контроль  

Тестовые задания по теме: "Сельскохозяйственные растения"

Подведение итогов.

Оценки выставляются с учетом "знаек", заработанных каждым учеником и выполнением тестового задания.

2. УРОК-ЯРМАРКА

Рекомендуется как повторительно-обобщающий. Глав­ное на уроке - торг и товар. Товар - знания, которые надо выгодно «продать». Команда, лучше всех продавшая свои знания - победитель.

Ученики становятся представителями различных госу­дарств. Готовят информацию о нем с использованием ма­териалов периодической печати и дополнительной лите­ратуры.

Ход урока.

Рассказ о государстве: демонстрация символики, на­циональных костюмов, знакомство с творчеством писате­лей, поэтов, композиторов, достижениями и т.д. (с учетом изучаемого предмета, межпредметных связей и т. д.). .

3. УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ

Цель:Активизация познавательной активности уча­щихся; формирование у них умений самостоятельно при­обретать знания, работать с литературой.

Конференция может быть итогом по крупному разделу курса. Используется преимущественно в старших классах.

Подготовительный этап:

- сообщается тема конференции и вопросы для подго­товки сообщений;

- учащимся предлагается план проведения конферен­ции, оформляется стенд со списком литературы;

- класс делится на группы;

- работа по подготовке конференции;

- оформление собранных материалов.

Ход урока.

Пример:Урок по теме: "Лекарственные растения в жизни человека". Задачи урока:

- Углубить и расширить знания учащихся о ценности лекарственных растений.

- Продолжить работу по формированию у учащихся бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.

- Дать понятие о рациональном использовании при­родных ресурсов.

Оборудование:таблица: "Лекарственные растения нашего края", таблица-календарь сбора лекарственных растений; гербарии на каждом столе, лекарственные пре­параты, газеты с полезными советами из рубрики "Лечение травами". На урок приглашается фармацевт.

Ход урока.

Учитель;Естественные запасы дикорастущих лекарст­венных растений - богатейшая кладовая нашей фарма­цевтической промышленности. Около 200 видов растений служат важнейшим сырьем для приготовления лекарст­венных препаратов. Около 70% заготавливаемого лекарст­венного сырья в нашей стране получают от сбора дикорас­тущих растений. Среди обычных растений, которые растут в лесах, на полях и лугах, по склонам гор, обочинам дорог, много лекарственных растений. В этой природной аптеке можно найти лекарства от простуды и кашля, от болезней почек и сердца; есть растения кровоостанавливающие, отхаркивающие, улучшающие аппетит, помогающие при заболеваниях желудка и печени.

Давайте послушаем некоторые любопытные истории.

Ученик:История использования лекарственных расте­ний уходит далеко в прошлое. Еще до нашей эры широко использовали лекарственные растения в Юго-Восточной Азии. В книге о травах, датированной 2600 годом до н. э., перечислены около 900 видов лекарственных растений с подробным описанием их применения.

В России лекарственные травы широко стали приме­няться с XVII века, когда царь Алексей Михайлович прика­зал снабжать ими не только царский двор, но и армию.

В 1654 году в Москве создана первая в России меди­цинская школа, где готовили лекарей.

Лекарственные .растения разводили в аптекарских ого­родах-садах. По приказу Петра Г такие "аптекарские огоро­ды" появились во всех крупных городах при военных госпи­талях. Большой "аптекарский огород" был создан в 1714 году в Санкт-Петербурге. В 1823 году он преобразован в императорский ботанический сад. В 1930 году сад был пе­редан Академии наук СССР (ныне РАН)_- центру биологи­ческой науки в нашей стране.

Для изучения лекарственных растений в нашей стране создан специальный институт ВИЛР. В его ботаническом саду свыше 1500 растений и коллекция постоянно попол­няется.

У всех народов сведения о способности вылечивать разные болезни хранятся, передаваясь из поколения в по­коление. Эти сведения очень интересуют специалистов. В лабораториях ученые очень тщательно изучают химиче­ский состав и лекарственные свойства растений. Химиче­ские свойства, которые обуславливают их целебные свой­ства, очень разнообразные по своему составу. Например, тысячелистник, валериана, сосна и другие ароматические растения выделяют различные ароматические вещества. Часто - это эфирные масла. Одни из них убивают болез­нетворные бактерии, другие обладают болеутоляющим или отхаркивающим свойством.

В некоторых растениях (белена, дурман) содержатся вещества, называемые алкалоидами, в других (например, наперстянке, ландыше) - гликозиды. В больших дозах эти веществ, как правило, ядовиты, а в малых они используют­ся для лечения болезней сердца, нервной системы. При желудочно-кишечных заболеваниях, ожогах, применяют растения, которые вырабатывают вяжущие, дубильные вещества. Их много в коре, листьях скумнии кожевенной, плодах черники, граната. Растения, которые содержат го­речи (полынь, корень одуванчика), помогают больным, страдающим отсутствием аппетита. Итак, во всех лекарст­венных растениях есть химические вещества, обладающие особым действием. Накапливаются эти вещества в разных органах растения: у подорожника - в листьях, семенах, у валерианы - в корнях, у ромашки - в цветках, у шиповника -в плодах, у сосны - в хвое и т.д.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарствен­ными растениями, узнаем какими целебными свойствами они обладают, при каких заболеваниях ими пользуются, где они растут, как правильно их собирать и хранить.

Ученик:Я расскажу о ромашке аптечной из семейства сложноцветных. Растет она на лугах, в степях, по полям, сорным местам, в огородах. Ее корзинки сидят одиночно на длинных цветоножках на верхушках ветвей. Ложе кор-. зинки выпуклое, внутри полое. Краевые цветки белые, язычковые, срединные - желтые, трубчатые. К концу цве­тения язычковые цветки отгибаются вниз. От ромашки ап­течной легко отличить ромашку пахучую. У этого вида бе­лых язычковых цветков нет. Ромашка пахучая была заве­зена из Америки и благодаря способности образовывать большое количество семян широко распостранилось по территории нашей страны.

Врач:Ромашка и ромашка пахучая содержат эфирные масла, обладающие противовоспалительным действием. Собирают корзинки ромашки во время цветения. Отвар из них употребляют как средство от простуды, кашля, для примочек, полоскания, промывания ран. Сухие корзинки ромашки заваривают кипятком, настаивают 15 минут и пьют этот чай с сахаром или медом на ночь, чтобы крепко и спокойно спать.

Ученик;По праву можно назвать другом путешествен­ников и туристов подорожник большой. Его можно встре­тить на обочинах полевых и луговых дорог. Листья подорожника - широкояйцевидные, до 20 см длины, 10 см ширины, собраны в прикорневую розетку. Соцветие - узкий густой колос.

Врач:часто эти растения безжалостно топчут и даже не подозревают о целебных свойствах. Если в походе вы натрете ногу или пораните ее, оберните больное место листом подорожника. Листья этого растения также прикла­дывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых, нарывах, фурункулах. Хорошим ранозаживляющим средством слу­жит свежий сок из листьев подорожника большого, который содержит дубильные вещества, гликозиды, витамин. На­стой из сушеных листьев применяют как отхаркивающее средство и при заболеваниях кишечника.

Ученик.Широко распространенный одуванчик лекарст­венный относится к семейству сложноцветных. Листья одуванчика в прикорневой розетке перистораздельные, 10-20 см длиной. Все части растения содержат млечный сок. Цветки у одуванчика язычковые, золотисто-желтые, со­цветие - одиночная корзинка, расположенная на верхушке безлистного полого стебля. В каждой корзинке образуется до 200 семян, снабженных летучками, благодаря которым семена одуванчика далеко разносятся ветром.

Врач.Одуванчик не зря называют лекарственным. В народной медицине его используют давно, считают "жиз­ненным элексиром", хорошо влияющим на пищеварение, помогающим от желтухи, от бессонницы. Заготавливают (осенью) корни одуванчика. Мелко нарезанные, высушен­ные корни заливают кипятком, настаивают 20 минут, охла­ждают, процеживают, пьют настой за полчаса до еды. Одуванчик обладает и жаропонижающим действием. Млечным соком смазывают мозоли, бородавки. Листья, которые содержат витамины, употребляют при малокро­вии, болезнях кожи.

Ученик.Это растение из семейства сложноцветных на­звали тысячелистником за его листья, рассеченные на многочисленные мелкие дольки. Известно несколько видов тысячелистников. Лекарственный - тысячелистник обыкновенный. Его мелкие цветки собраны в корзинки диаметром 3-4 мм. Корзиночки тысячелистника образуют соцветие - щиток. Тысячелистник можно встретить повсюду: в полях, на лугах, опушках лесов, на степных склонах, по оврагам, среди кустарников.

Врач.Сок тысячелистника применяли на Руси еще в XV в. как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство. Растение разминали между пальцами и накла­дывали на рану. В его цветках и листьях содержатся эфирные масла, которые губительно действуют на многие бактерии. Может быть, когда свойства этих масел будут изучены подробно, выработают новый препарат для борь­бы с инфекционными заболеваниями. Отваром травы ты­сячелистника можно опрыскивать растения, пораженные тлей.

Можно включить также рассказ о таких растениях, как мать-и-мачеха, полыни, спорыше, песчаном бессмертнике, зверобое, майском ландыше.

Учитель:Ребята, вы познакомились с некоторыми ле­карственными растениями, узнали, при каких заболеваниях их используют, но мало научиться узнавать лекарствен­ные растения, - надо искать Места, где они образуют за­росли. В природе все взаимосвязано, каждый вид растения живет в определенных условиях и, собирая лекарственные растения, нельзя нарушать эти условия, все должно быть тщательно продумано. Когда вы обнаружите заросли ле­карственных растений, необходимо сообщить об этом в местное аптекоуправление. Только по их заданию вы мо­жете принимать участие в сборе лекарственного сырья. При заготовке можно брать из зарослей только часть рас­тений, чтобы их запасы не истощались. Массовая заготов­ка лекарственных растений, особенно неправильная, при­водит к резкому сокращению численности растений.

Ученик.На территории нашей страны оказались на грани исчезновения такие ценные лекарственные расте­ния, как горицвет весенний, солодка голая, радиола розо­вая. Эти растения внесены в Красную книгу. На местах их произрастания создаются заказники, запрещается сбор растений частными лицами.

Учитель:Ребята! Очень важно узнать, какие органы растения собирать, в какое время это лучше делать, как сушить и хранить собранное сырье. Ведь в разное время растение может содержать различное количество лекарст­венных веществ.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (618)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7