Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Вопрос: Правовая культура: понятие, уровни, виды, функции




Под правовой культурой понимается обусловленное всем со­циальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового разви­тия субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Ка­ково «устройство» правовой культуры?

1. Первый элемент правовой культуры - это уровень развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиск компромиссов и т.д., насколько информирование в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отно­шение населения к закону, суду, различным правоохранитель­ным органам, юридическим средствам и процедурам, какова ус­тановка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых пред­писаний и т.д.



2. Вторым элементом структуры правовой культуры явля­ется уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность со­стоит из: 1) теоретической - деятельность ученых-юристов; 2) образо­вательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д.; 3) практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.

Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и мно­гих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и право­применение, т.е. властная деятельность государственных орга­нов, осуществляющих индивидуальное регулирование общест­венных отношений на основе закона с целью его реализации. Ка­чество правоприменительной деятельности зависит от многих фак­торов как институционального (структура государственного ап­парата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного ха­рактера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Правовая культура общест­ва во многом определяется реальным правовым поведением граж­дан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

3. Третьим элементом правовой культуры общества является уро­вень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов до­кументов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.

Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возмож­ности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опуб­ликованным в доступном для населения источнике и т.д.

Виды: Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру 1. населения в целом,2 групповую правовую культуру и 3. правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учи­тывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний.

ФУНКЦИИ:

1. Познавательно-преобразовательная функция призвана со­действовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить соци­альную справедливость, политическую свободу, возможность все­стороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный само­контроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода вы­бора.

2. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение ус­тойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функцио­нирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и об­щества в целом.

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, вза­имность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядо­ченности в эти отношения.

3. Ценностно-нормативная функция проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценнос­тях в праве и самом праве как ценности.

4. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Важнейшими элементами нравственно-правовой социали­зации наряду с деятельностной активностью личности признать воспитание ее правовой культуры и формиро­вание правосознания (важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности).

5. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она сущест­вует через это общение и влияет на него.

6. Прогностическая функция охватывает правотворчество и ре­ализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, харак­терных для всей правовой системы.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)