Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ТЕМА 24: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО




Вопросы:

1. Понятие, признаки и принципы правового государст­ва.

2. Гражданское общество - основа правового государства.

 

1 Вопрос: Понятие, признаки и принципы правового государст­ва.

Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего периода и современности. Предпринимались попытки ответить на вопросы: «Что означает правовое государство? Каковы его основные признаки, цель и назначение в обществе?»

Философы, юристы, историки, независимо от их взглядов и суждений, формировали представления о правовом государстве, определяли соответствующие прогнозы. Вопросы правового государства исследуются и обсуждаются в условиях нашей действительности. Такое внимание к правовому государству объясняется тем, что наше общество нуждается в более совершенной государственной организации. Вот почему и философы, и юристы, и историки обратились к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию.

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. В этой связи можно предложить следую­щее определение правового государства - это такая форма орга­низации и деятельности государственной власти, которой свой­ственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разде­ление властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирова­ние прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответствен­ность государства и личности.

Правовое государство, несмотря на особенности, остается го­сударством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публич­ной власти. Имеется в виду то, что такое государство, обладая пуб­личной властью, выступает как официальный представитель не только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев об­щества.

Правовое государство, как и любое иное, располагает специ­альным аппаратом управления и принуждения. Для его содержа­ния устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же, как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверен­ность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны и самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней политики, построение отношении с другими государствами).

Названные черты следует отнести к общим, поскольку они свойственны как правовым, так и неправовым государствам. Вмес­те с тем правовое государство отличают следующие специфические черты:

1) Демократизм, реальное осуществление народовластия.Термин «народовластие» - один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании.

В этой связи обратим внимание на следующие моменты.

Во-первых, народ является действительным источником всей той власти и политики, которая выражается и проводится пра­вовым государством. Народовластие характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в действующей Конституции, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы - акты высшей юридической силы.

Во-вторых, в условиях народовластия должен существовать механизм, позволяющий не только критиковать политику госу­дарства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средства­ми, предусмотренными законом (пикеты, митинги, демонстра­ции и т.д.).

2) Режим демократического конституционного правления.При таком режиме высшие органы государственной власти на ос­нове действующей Конституции имеют мандат народа, власть, реализуется в его интересах демократическими правовыми мето­дами. Здесь реально существуют политический и идеологический плюрализм, политические (в том числе оппозиционные) партии, реально осуществляются социально-экономические и политичес­кие права граждан, их организаций, обеспечивается выборность и сменяемость центральных и местных представительных (зако­нодательных) органов власти.

Следовательно, в условиях рассматриваемого режима есть ин­ституты представительной демократии (представительные орга­ны, избираемые непосредственно населением на основе демокра­тической избирательной процедуры) и институты непосредствен­ной демократии (референдум и т.д.).

3) Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. При характеристике правового государства недо­статочно указания на многообразие его органов, их перечис­ление.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффек­тивно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение труда: институты (органы) государства «выстраиваются» по-особому. Имеется в Виду то, что формируются самостоятельные ветви власти, каждая й3 которых осуществляет «свою» особую деятельность.

Таких ветвей власти, свидетельствующих о высокой разви­тости государства, три: законодательная, исполнительная, судебная. Соответственно различаются три вида государственных ор­ганов: законодательные, исполнительные, судебные.

Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. В США, например, в соот­ветствии с Конституцией 1789 г., законодательную власть пред­ставляет двухпалатный Конгресс, исполнительную - Президент, судебную - Верховный Суд.

Вместе с тем, есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, еди­ной, и, наряду с этим, разделенной. Именно поэтому наряду с названными тремя ветвями власти как бы обособляется в качестве особого самостоятельного института главы государства. В респуб­ликах - президент, в конституционных монархиях - монарх (король, император и т.д.). Вот почему в конституциях многих стран наряду с Президентом (главой государства) значительные политико-правовые, государственные задачи решает Премьер-министр (или Председатель Правительства) - глава исполни­тельной власти.

Принцип разделения властей способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авто­ритарную и тоталитарную власть.

Конституция Российской Федерации предусматривает: го­сударственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10). Законодательную власть осуществляет Федеральное Со­брание (Государственная Дума, Совет Федерации), исполнитель­ную - Правительство, судебную - органы правосудия, суды - Президент по Конституции «обеспечивает согласованное функ­ционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).

Итак, принцип разделения властей позволяет отметить, что все три ветви власти одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доми­нирования одной из властей, предотвращать возможные злоупотребления.

4) Возвышение права, закона над государственной властью.Именно это и есть то, что понимается под правовым государств Речь идет о таком значении права, что оно перестает быть свое рода придатком государственной власти. Это значит, что правовые требования должны выполнять не только граждане и их объеди­нения, но и должностные лица, государственные органы, государ­ство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены к государству, его органам. Иначе говоря, государство, все его ор­ганы, организации и учреждения сами связаны правовыми нор­мами, призваны действовать в их рамках. Это необходимое усло­вие нормального функционирования общества и государства, обес­печения организованности в обществе.

5) Ведущая роль закона в регулировании наиболее важных об­щественных отношений. Речь идет о верховенстве законов над всеми другими нормативными правовыми актами.

По существу, верховенство закона выражает принцип народовластия. Члены представительного органа государства призваны выражать в за­конах волю избравшего их населения. Именно поэтому законы признаются актами высшей юридической силы, обладают свой­ством верховенства. Все нормативно-правовые акты государствен­ных органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону действует закон как акт высшей юридической силы.

Принцип верховенства закона необходимо проводить прежде всего в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие именно правовых законов, отвечаю­щих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен эле­ментарный правопорядок. Однако верховенство закона относится и к правоприменению. Пренебрежение к закону создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.

Повседневная политико-правовая действительность подтверж­дает то, что принцип верховенства закона в современной России Довольно часто нарушается. Нередко Президент РФ принимает нормативные указы по вопросам, отнесенным к компетенции законодательной власти. Такими указами иногда вносятся су­щественные изменения в действующие федеральные законы, а в ряде случаев ограничиваются конституционные права граждан. Известно, например, что одним из указов Президента РФ Импотентным государственным органам разрешалось задержи­шь граждан по подозрению в совершении тяжких преступлений на срок до одного месяца. Однако действующее законодательство запрещает задерживать лиц по этому основанию на срок более 48 часов.

Как видно, закон не всегда является первым и основным при разрешении различных вопросов текущей жизни. К тому же, значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в поведении граждан и организаций, относится к числу декларативных, невостребован­ных.

Обращает также на себя внимание распространенная практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам.

6) Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами действующего конституцион­ного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция Российской Федерации закрепила за человеком и гражданином права и сво­боды, соответствующие международным правовым стандартам. Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без ис­ключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом при­надлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Поли­тико-правовая действительность свидетельствует о том, что мно­гие права и свободы трудно назвать реальными, они как бы «за­висли», существуют на бумаге, для «людского глаза», государ­ственного имиджа.

Можно сказать, что причины этого кроются не только в кри­зисном состоянии политической, экономической, финансовой сис­тем общества. Исторически сложилось так, что у нас всегда была малоавторитетная и зависимая от властей судебная система. В таком же положении пребывает и прокуратура, ориентирую­щаяся прежде всего на исполнительную власть. Призванная ее контролировать с точки зрения соблюдения законов, она больше озабочена тем, как бы эту власть не обидеть. Не обладает долж­ными возможностями и система юстиции, задачей которой явля­ется организация правового обслуживания во всей стране. И пока эти государственно-правовые институты находятся в таком сос­тоянии, трудно говорить о результативной обеспеченности прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граж­дан, государственная власть не располагает эффективной систе­мой мер — правовых, организационных и др., называемых правовыми гарантиями.

Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам чело­век не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми их отстаивать, то одни государственные ор­ганы едва ли что сделают по такому вопросу. Наши соотечествен­ники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с жалобами в поряд­ке административного или судебного обжалования. Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право связывал с чувством достоинства личности. «Кто, в ситуации безза­стенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защитить себя и свое право, тот уже человек безна­дежный...».

Очевидна истина: чем более развито правовое государство, чем полнее его правовая система, чем надежнее она обеспечена инсти­тутами государства, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для их самореализации, активности.

7) Режим строгой законности в государстве и обществе. За­конность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения исполнения действующего права распространяется на все сферы правовой деятельности государства, государственных и общест­венных организаций, граждан.

На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государ­ством как в сфере правотворчества, так и правоприменения. Во-первых, в правовом государстве законодательные и иные норма­тивные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме. Во-вторых, принятие таких актов - прерогатива легитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных. В-третьих, права и свободы человека и граж­данина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Следовательно, для понимания законности как режима функ­ционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих нормативных правовых актов (конституции, законов, подзаконных актов).

Очевидно, законность как всеобщее требование неукоснитель­но соблюдения и исполнения действующего права распространяется не только на правотворчество, но и на иные сферы правовой дельности государства. Главное в этом плане исключить из общественной и государственной жизни произвол, своеволие, бес­контрольность, сделать так, чтобы в обществе был установлен прочный правопорядок.

В демократическом правовом государстве все одинаково долж­ны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В этом плане можно сказать, что действенность государственно-правовых институтов предопреде­ляется их основанностью на требованиях законности. Каждому индивиду также очень важно исполнять возложенные обязаннос­ти, соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налажи­вать нормальные взаимоотношения между человеком, средой оби­тания и обществом.

Приведенные положения позволяют рассматривать закон­ность в качестве элемента правового государства, его необходимо­го признака.

В юридической литературе в числе признаков правового госу­дарства также называют такие, как взаимная ответственность государства и личности, приоритет международного права перед на­циональным, высокий уровень правосознания граждан и долж­ностных лиц, господство права в решении национальных .проблем, наличие независимой, но регулируемой четвертой власти - влас­ти средств массовой информации, поскольку без открытости, пол. ной информированности общества, гласности правовое государст­во не сможет результативно реализовать свои функции, обслужи­вать общество.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, неста­бильность общественных отношений порождает у насе­ления безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной струк­туры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая соци­альная самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дис­кретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и при­ватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедлен­ный выход к рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и не­определенность властных отношений, политическая не­структурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), за­тянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры насе­ления в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречи­вого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное. На наш взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широ­кими слоями населения, внедрения в позитивные зако­ны естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стиму­лирования правового самосознания.

Все изложенное свидетельствует о следующем.

1. Идея правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего правовые и государствен­ные учреждения в процессе развития своей интеллекту­альной и духовной сущности, совершенствования инди­видуальных и социальных черт, формирующего свобод­ное гражданское общество.

2. Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем разви­тии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.

3. Развитие рассматриваемой, как и любой другой общегуманистической идеи,— процесс сложный и проти­воречивый, не знающий географических, национальных и классовых границ. В историческом плане он непреры­вен, бесконечен и в определенной степени необратим.

4. Возникновение и эволюция идеи правового госу­дарства — процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отража­ют соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.

5. Человечество выстрадало идею правовой государ­ственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение дейст­вительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое государство — антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, аль­тернатива любой диктатуре.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)