Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие механизма государства




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под механизмом государства понимают систему государственных органов, учреждений и иных государственных организаций, при помощи которых государство осуществляет политическую власть и управляет делами общества.

В механизм государства входят не только государственные органы, но и разнообразные государственные учреждения, организации и предприятия. Такой подход не лишен оснований. Дело в том, что государство, особенно современное социальное государство, реализует не только функции власти и управления, но и осуществляет многостороннюю деятельность в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения и т.д. Соответственно, создаваемые государством для реализации указанных задач учреждения являются такой же частью механизма государства, как и государственные органы. Они не находятся где-то за рамками указанного механизма, а являются его неотъемлемыми компонентами, ибо осуществляют общегосударственные задачи.

Вместе с тем, центральным элементом в структуре механизма государства является государственный аппарат в строгом смысле этого слова, то есть система государственных органов. Обусловлено это тем, что основное предназначение любого государства, а значит и его механизма, состоит в реализации, прежде всего, властно-управленческих функций.



Механизму государства присущ ряд общих признаков.

Во-первых, механизм государства - это, собственно, организационно-правовое выражение и способ функционирования государственной власти. Механизм государства, по своей сущности, и есть не что иное, как механизм осуществления государственной власти. Именно при помощи указанного механизма государство реализует законодательную, исполнительную и судебную власть, решает задачи внутренней и внешней политики. Обладание и практическое осуществление государственной власти - один из важнейших признаков указанного механизма.

В некоторых случаях государственно-властными полномочиями могут наделяться и другие субъекты политической системы. Подобная практика имела место, например, в Советском государстве. Конституция РФ также предусматривает возможность делегирования государственных полномочий негосударственным органам. Так, в ст. 132 п. 2 закреплено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Однако отмечается, что реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В целом, указанная практика имеет исключительный характер и распространяется на такие сферы общественных отношений, которые не затрагивают коренных государственных интересов.

Во-вторых, по своему социально-политическому статусу и назначению механизм государства выступает в качестве аппарата управления делами всего общества. Это, с одной стороны, означает, что по отношению к обществу механизм государства выполняет служебную роль, его основное предназначение состоит в том, чтобы осуществлять функции государства в различных сферах общественной жизни, создавать необходимые властно-управленческие предпосылки для нормального развития общественных отношений, обеспечивать социальный порядок и стабильность.

Любое общество заинтересовано в том, чтобы механизм государства был эффективным, сильным, способным отстаивать внутри страны и на международной арене его интересы, что бы он служил гражданину, гарантировал его права и свободы. Задача состоит лишь в том, чтобы при помощи соответствующих демократических процедур и правовых институтов обеспечить подконтрольность указанного механизма обществу, не допустить его превращения из слуги общества в его господина.

В-третьих, механизм государства действует на постоянной, профессиональной основе. Хотя его отдельные звенья (различные министерства, ведомства, комитеты и т. д.) в процессе развития государства могут упраздняться, в целом, он остается неотъемлемым атрибутом всякого государства.

Структура механизма государства объективно обусловлена характером решаемых им задач и функций. Указанная зависимость проявляется в том, что, с одной стороны, осуществление какой-либо функции (например, обеспечения правопорядка) необходимо предполагает соответствующую организационную структуру (например, прокуратура, милиция и т. п.), с другой, нарушение структуры неизбежно влечет за собой деформацию, искажение той или иной функции. Но определяющее значение в указанном соотношении принадлежит функциям. Практически это означает, что новые органы государства должны создаваться лишь в том случае, если перед обществом встают новые задачи и есть объективная потребность в их осуществлении.

Современные государства выполняют множество функций в различных сферах общественной жизни (экономической, социальной, духовной), чем и объясняется наличие громоздкого и сложно организованного механизма государства.

В-пятых, механизм государства для осуществления возложенных на него задач располагает необходимыми материально-техническими, финансовыми, организационными и иными ресурсами, которые образуют его так называемые «материальные придатки». Сюда относятся различного рода здания, сооружения, оборудование, денежные средства и т. д. Благодаря этому механизм государства может проводить государственную политику самостоятельно, как сила, относительно независимая от влияния различных социальных групп, классов, элит и т.д.

Механизм Российского государства решает возложенные на него задачи в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления (которые не входят в систему органов государственной власти), общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами.

В-шестых, для современных демократических обществ характерна строгая законодательная регламентация функций, структуры, компетенции, порядка формирования и принципов деятельности государственного механизма. В деятельности механизма современного государства преобладают правовые формы осуществления его задач и функций.

Так, в частности, Конституция РФ (ст. 11 п.п. 1, 2) устанавливает, что в Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ, а в субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В главах 4 - 7 Конституции РФ закрепляются: политико-правовой статус указанных органов власти, их полномочия, структура, порядок формирования и т. д. В дальнейшем указанные положения конкретизируются в других федеральных конституционных и текущих законах. Запрещается создание и деятельность незаконных органов, а также захват или присвоение властных полномочий.

С учетом изложенного можно сформулировать и более развернутое определение механизма государства. Итак, механизм государства - это организованная на основе определенных принципов, нормативно установленная и единая система государственных органов и иных учреждений, осуществляющих государственную власть и реализующих функции государства.

 

 

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7