Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Формы и методы осуществления функций гос-ва




Формы осуществления функций гос-ва - это однородная деятельность органов гос-ва, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отличие от последних есть однородная деятельность органов гос-ва, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия.

К правовым формам относят:

1) правотворческую (деятельность по подготовке и изданию НПА);

2) правоприменительную (деятельность по реализации нормативных путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.).

К организационным формам относят:

1.организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов гос-ва, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.);

2.организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйств. работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.);



3.организационно-идеологическую (повседневная воспитат. работа по идеологическому обеспеч-ю выполнения различных функций гос-ва, связанная с разъяснением вновь изданных НПА, формированием обществ. мнения и пр.).

Методы осуществления функций гос-ва - это способы и приемы, с помощью которых органы гос-ва реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.

 

Понятие и элементы формы гос-ва

Форма гос-ва - это способ организации политич. власти, охватывающий форму правления, форму гос. устройства и политический режим.

Если категория «сущность гос-ва» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, категория «форма гос-ва» - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем гос.-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политич. образования с гос-вом в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма гос-ва - это его строение, на которое влияют как соц.-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы гос-ва выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и республиканские);

2) форма гос. устройства (отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в и его составными территориальными единицами; по форме гос. устройства гос-ва делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);

3) политический (государств.) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления гос. власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

 

Формы гос. правления

Форма гос. правления - это элемент формы гос-ва, характеризующий орг-цию верховной гос. власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

По формам правления гос-ва подразделяются на монархии и республики.

Признаки монархии:

1.власть передается по наследству;

2.осуществляется бессрочно;

3.не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и единственным носителем суверенитета гос-ва является монарх (напр., абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают др. высшие гос. органы, ограничивающие власть главы гос-ва (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т.п.).

Признаки республики:

1.выборность власти;

2.срочность;

3.зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подраздел-ся на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках - президент выполняет эту роль (США, Сирия), в парламентских - парламент (Германия, Италия), в смешанных - совместно президент и парламент (Франция, Финляндия).

 

23. Соотношение типа и формы гос-ва

Понятие «тип гос-ва» - используется с позиции формационного подхода, под понятием же «форма гос-ва» - понимается по сути дела форма правления.

Тип гос-ва- это совокупность существенных признаков, свойственных гос-вам единой общественно-экономической формации.

С одной стороны, гос-ва каждого типа облекаются во множество форм - в рамках одного исторического типа встречаются различные формы гос-ва. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республики (аристократические, например Римская в д с VI - I в. до н.э., и демократические, напр. Афинское государство); для феодального типа - монархии (раннефеодальная монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии, для социалистического типа - Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, гос-ва определенного исторического имеют некоторые формы, присущие только им. Так, напр., сословно-представительная монархия - принадлежность только феодального гос-ва в известный период его развития, а парламентская монархия и демократич. респ-ка свойственны буржуазному типу государства.

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое гос-во в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма гос-ва предопределяется историческим типом гос-ва. Но кроме того, она зависит и от других факторов:

1. уровня экономического развития общества;

2. соотношения классовых сил;

3. национальных и культурных традиций;

4. международной обстановки и т.п.

Следовательно, тип и форма гос-ва соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип гос-ва).

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)