Соотношение системы права и системы законодательства
Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение. Однако данные понятия необходимо различать по следующим основаниям: 1)если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства - нормативный акт; 2)если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства - в качестве формы; 3)если система права складывается объективно в соответствии с существующими обществ. отношениями, то система законодат-ва преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя; 4)если система права имеет первичный характер, то система законодательства - производный (первая служит исходной базой для второй); 5)если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (иерархическое); 6)система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юр. прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.
82. Правовые отношения: понятие и признаки Правоотношение - это обществ. отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соотв-щие субъективные права и юр. обязанности. Если норма права - статическое состояние правового регулирования, то правоотношения - динамическое. Категория «правоотношение» является одной из центральных в общей теории права и позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. Правоотношения позволяют «перевести» абстрактные юр. нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для данных субъектов. Признаки правоотношений: 1)это обществ. отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами; 2)оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3)это связь между лицами посредством субъективных прав и юр. обязанностей; 4)это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); 5)это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юр. обязанности; 6)это отношения, охраняемые и обеспечиваемые гос-вом (в частности, возможностью гос. принуждения). Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру: — субъект; — объект; — субъективное право и юр. обязанность (юр. содержание).
83. Виды правоотношений Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям: 1)в зависимости от предмета прав. регулирования (отраслевого признака) правоотношения подразделяются неконституц., адм., угол., гражданские и т.п.; 2)в зависимости от характера - на материальные (финанс., трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-проц., гражданско-процессуальные и др.); 3)в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с гос. принуждением и реализацией юр. ответственности); 4)в зависимости от природы юр. обязанности - на пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей (правоотношения собственности) и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий (правоотношения займа); 5)в зависимости от состава участников - на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания); 6)в зависимости от продолжительности действия - на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные(правоотношения гражданства); 7)в зависимости от степени определенности сторон - на относительные, абсолютныеи общие. В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены все участники (управомоченные и обязанные субъекты - покупатель и продавец, истец и ответчик). В абсолютных правоотношениях точно известна лишь управомоченная сторона, а обязанные лица - все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного (авторские правоотношения). Что касается общих (или общерегулятивных) правоотношений, то это вопрос дискуссионный. Согласно одной точке зрения, выделение подобных правоотношений недостаточно убедительно и практически бесполезно. По мнению др. авторов (Н.И. Матузов, С.С. Алексеев, B.C. Основин), общие правоотношения в отличие от конкретных выражают юридические связи более высокого уровня между гос-вом и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, уважать права других граждан). Данные правоотношения возникают на основе норм Конституции, важнейшего законодательства и являются базовыми для отраслевых правовых отношений.
84. Предпосылки возникновения правоотношений Отвечая на данный вопрос, прежде всего нужно дать определение понятия «правоотношение». Затем перейти к рассмотрению предпосылок возникновения правоотношений, под которыми обычно понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения. Выделяют 2 вида предпосылок возникновения правоотношений: 1)материальные (общие); 2)юридические (специальные). К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В самом широком смысле под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юр. связи), не менее двух субъектов (ибо само с собой лицо вступить в правоотношение не сможет) и соответствующее поведение участников правоотношений. К юридическим предпосылкам относятся: 1) норма права; 2) правосубъектность; 3) юр. факт (как реальное жизненное обстоятельство). Без названных предпосылок правоотношение невозможно.
85. Взаимосвязь норм права и правоотношений Отвечая на данный вопрос, прежде всего необходимо дать определение понятий «норма права» и «правоотношение» (вопр. 62 и 82). Взаимосвязь между ними может проявляться в следующем: 1)норма права и правоотношение выступают элементами мех-зма правового регулирования; 2)норма права - основа возникновения правоотношения; 3)норма права устанавливает круг субъектов правоотношений: 4)норма права в своей гипотезе предусматривает условия возникновения того или иного правоотношения; 5)норма права в диспозиции определяет субъективные права и юр. обязанности участников правоотношения; 6)норма права в санкции содержит указание на возможные последствия выполнения диспозиции (наказания либо поощрения). Таким образом, правоотношение есть форма реализации нормы права. Правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие. В юр. литературе есть 2 точки зрения на характер взаимосвязи нормы права и правоотношения: 1)по мнению большинства ученых, правоотношение - это результат воздействия нормы права на общественные отношения (последовательность здесь такая: норма права - общественные отношения - правоотношения); 2)согласно другой позиции, правоотношение - это средство регулирования общественных отношений (последовательность здесь уже другая: норма права - правоотношения - общественные отношения).
86. Понятие и виды субъектов правоотношений Субъекты правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими суб. правами и юр обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность. Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам (физ. лицам) относятся граждане; лица с двойным гражданством; лица без гражданства; иностранцы. Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории РК, что и граждане РК, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, занимать определенные должности в гос. аппарате, служить в Воор. Силах и т.п. К коллективным субъектам относятся: 1)государство в целом; 2)гос. организации; 3)негосударств. орг-ции (частн. фирмы, коммерч. банки, обществ. объедин-я и т.д.). Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юр. лица. Юр. лицом признается организация, которая имеет в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
87. Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъектность При ответе на данный вопрос сначала необходимо дать определение понятия «субъект правоотношения», после чего переходить к хар-тике обозначенных проблем. Для того чтобы быть субъектом правоотношения, лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность - это способность индивида иметь права и обязанности. Дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них. Выделяют следующиевиды дееспособности: — полную (с 18 лет); — частичную (с 14 до 18 лет); Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности пo обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда. Правоспособность и дееспособность обычно неразделимы и наступают одновременно. Таким образом, обстоит дело в большинстве отраслей права, кроме гражданского. Разрыв между правоспособностью и дееспособностью в гражд. праве объясняется тем, что: 1)имущественные права необходимы всем гражданам независимо от возраста, состояния их воли; 2)в области имуществ. правоотношений вместо правоспособного, но недееспособного лица может выступать его законный представитель. Дееспособность может быть ограничена. Права и свободы чел. и гражд-на могут быть ограничены законом (судом) только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва. Гражданин, который вследствие злоупотребл-я напитками или наркотич. средствами ставит свою семью в тяжелое матер. положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Правосубъектность же - это правоспособность и дееспособность, вместе взятые и характеризующие лицо именно как субъекта права.
88. Субъективные права и юр. обязанности: понятие и структура Если обществ. отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные права и обязанности - юридическим. Именно через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников правоотношений. Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право есть средство для удовлетворения какого- либо интереса управомоченного лица для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль. Структура субъективного права: 1)возможность определенного поведения управомоченного лица; 2)возможность требования соотв-щего поведения от обязанного лица; 3)возможность обращаться за защитой к компетентным гос. органам (в суд); 4)возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью. Юр. обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию. Юр. обязанность, являясь обратной стороной суб. права, имеет следующую структуру: 1)необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них; 2)необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3)необходимость нести юр. ответственность за неисполнение этих требований; 4)необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право. Различиямежду субъективным правом и юр. обязанностью: 1)если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юр. обязанность - чужие интересы (управомоченного лица); 2)если субъективное право - мера возможного поведения (реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица), то юр. обязанность - мера необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя). Вместе с тем рамки (мера) и возможного поведения (субъективного права), и необходимого поведения (юр. обязанности) должны быть четко очерчены в законодательстве.
89. Объекты правоотношений: понятие и виды Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ. Выделяют 2 подхода к пониманию данной категории: 1)согласно первому из них, объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей; 2)согласно второй точке зрения, объекты весьма разнообразны и могут быть: 3)материальными благами (вещи, ценности, имущество и т.п.), I 4)нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство честь и т.п.); 5)продуктами духовного творчества (произведения литература, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.); 6)результатами действий участников правоотношений (правоотношения, возникающие, напр., на основе договора перевозка подряда на капитальное строительство и т.п.); 7)ценными бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.).
90. Понятие и классификация юридических фактов Юр. факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юр. последствий. Юр. факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юр. норм. Юр. факты классифицируются по различным основаниям: 1) по характеру наступающих последствий различают факты: a)правообразующие (поступление в вуз); b)правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обучения); c)правопрекращающие (окончание вуза); 2) по связи с волей участников правоотношений различают: a)- события (обстоят-тва, не зависящие от воли субъекта - стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т.п.); b)- действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений). Последние делятся на правомерные и противоправные (неправомерные). Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, - сделки, судебные решения и т.п.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, - создание художественного произведения и т.д.). Противоправные деяния могут быть уголовными, адм., гражд., дисциплинарными. Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юр. последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Напр., для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.
91. Реализация права: понятие и формы Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл. В зависимости от характера действий субъектов выделяют 4 формы реализации права: 1.соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться); 2.исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны); 3.использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности); 4.применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юр. дела, в результате чего выносится соотв-щий индивидуальный акт). Применение - особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками: a)применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.); b)носит властный характер; c)имеет ряд стадий (установление фактической и юр. основы дела, принятие решения); d)осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права); e)связано с примен-ем соотв-щего индивид-ного, властного (правоприменительного) акта. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в гос. принуждении, когда имеется спор по поводу юр. факта и т.п.
92. Стадии процесса применения норм права Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия «применение права» (вопр. 91). Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Можно выделить 3 основные стадии правоприменительного процесса: 1.установление фактической основы дела; 2.установление юридической основы дела; 3.решение дела. На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически шачимой информации, относящейся к конкретному делу. На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юр. предписаний, квалифицирует деяние. На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Установление фактической и установление юр. основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основнойстадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.
93. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды Акт применения права - это такой правовой акт, который со держит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юр. дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями: 1.исходит от компетентных органов; 2.носит государственно властный характер; 3.носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юр. обязанностями; 4.имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям: 1)по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; 2)по субъектам, их издающим, - на акты государств. и негосударств. органов; 3)по функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении угол. дела); 4)по юр. природе - на основные (выражают конечное решение юр. дела, напр., приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 5)по предмету прав. регулирования - на акты угол.-правовые, гражд.-правовые и т.п.; 6)по характеру - на материальные и процессуальные.
94. Отличие нормативных актов от актов применения права Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо определить понятия «нормативный акт» и «акт применения права» (см. вопр. 67, 93). Общим между ними является то, что: — это правовые акты; — они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего гос. органами; — они выступают властными по своему характеру документами. В отличие от нормативного акта правоприменительный акт: 1.применяется именно на основе нормативного; 2.конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям; 3.носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер; 4.не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение; 5.выступает юр. фактом для возникновения, изменения и прекращения соотв-щих правоотношений.
95. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юр. норм. Важно учитывать2 условия пробельности: 1.фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2.должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.
96. Юридические коллизии и способы их разрешения Юр. коллизии - это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством. Можно выделить объективные причины коллизий (напр., в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.). Виды коллизий: 1)между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции); 2)между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юр. силы); 3)между актами одного и того же органа, но изданные в разное время (применяется акт позже принятый); 4)между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юр. силой); 5)между общим и специальным актом: 6)если они приняты одним органом, то применяется последний; 7)если они приняты разными органами, то действует первый. Возможные способы разрешения коллизий: — принятие нового акта; — отмена старого акта; — внесение изменений в действующие акты; — систематизация законодательства; — референдумы; — деятельность судов; — переговорный процесс через согласительные комиссии; — толкование и др.
97. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юр. норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: — уяснение (для себя); — разъяснение (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют: — на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юр. последствия); — на неофициальное (не имеет юр. обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1. обыденным (не требует спец. познаний и дается любым гражданином); 2. профессиональным (дают юристы); 3. доктринальным (научное разъяснение юр. норм).
98. Способы и объем толкования правовых норм Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1. грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2. логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3. систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4. историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5. телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6. специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юр. терминов, используемых в законодательстве). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают 3 вида толкования: — буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); — ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); — распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).
99. Акты толкования права: понятие, особенности, виды Акт толкования права - это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм. Особенности актов толкования права: — представляют собой разъяснение смысла юридических норм; — содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания; — не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют; — не являются формой и источником права. В юр. литературе различают следующие виды актов толкования права: § в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на акты нормативного (аутентичные и легальные) и казуального толкования; § в зависимости от органов, дающих толкование, - на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.; § в зависимости от предмета правового регулирования - на акты толкования угол. права, адм., гражданского и т.д.; § в зависимости от характера - на материальные и процессуальные акты; § в зависимости от формы - на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.; § в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.
100. Юридическая практика Юр. практика - это деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юр. предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»: — юридическая практика — это юридическая деятельность; — юридическая практика — это социально-правовой опыт; — юридическая практика — это юридическая деятельность вместе с социально-правовым опытом. Данная точка зрения разделяется большинством ученых-юристов. Признаки юридической практики: — строится на основе норм права; — представляет собой составную часть правовой культуры общества; — интегрирует правовую систему; — порождает соответствующие юр. последствия. Структура юридической практики: — юр. деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юр. действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий; — социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т.е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности. Функциями юридической практики являются сигнально-информационная и конкретизирующая. Виды юридической практики: 1) в зависимости от характера, способа преобразования обществ. отношений она бывает: — правотворческой; — правоприменительной; — интерпретационной; 2) в зависимости от субъектов: — законодательной; — исполнительной; — судебной; — следственной; — нотариальной и т.п. 3) в зависимости от функциональной роли: — регулятивной; — охранительной.
101. Правомерное поведение и правовая активность личности Правомерное поведение - это деяние субъектов, соотв-щее нормам права и социально полезным целям. Признаки правомерного поведения: — находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект); — социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект); — является осознанным, что составляет его субъективную сторону. Правомерное поведениепо степени социальной значимости подразделяется: 1. на необходимое (служба в армии); 2. желательное (научное и художественное творчество); 3. допустимое (отправление религиозных культов). Наиболее распространена классификация правомерного поведения в зависимости от его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно подразделяется: 4)на социально-активное (это высшая форма правомерного поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Здесь субъект действует не из-за страха перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения. Этот вид поведения наиболее социально значим, ибо связан с реализацией не только личного, но и общественного интереса, с борьбой за реальное утверждение в жизни принципов права, законности, порядка); 5) конформистское(это деяние, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности); 6) маргинальное(это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием гос. принуждения, из-за страха перед наказанием).
102. Понятие, признаки и виды правонарушений Правонарушение- это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, гос-ва и личности. Признаки правонарушения: — деяние (действие или бездействие); — вина; — противоправность; — вредный результат; — причинная связь между деянием и вредным результатом; — юр. ответственность. В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Преступления (угол. правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредно Читайте также: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |