Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Распределение по регионам, 1989-2000 гг., млрд. долл



2015-12-06 375 Обсуждений (0)
Распределение по регионам, 1989-2000 гг., млрд. долл 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Регион/страна Приток прямых иностранных инвестиций Отток прямых иностранных инвестиций
  1989-1994 Средн. год. показатель 1989-1994 Средн. год. показатель
Развитые страны 137,1 203,5 219,7 271,4 483,2 1005,2 203,2 305,8 332,9 396,9 945,7 1046,3
Западная Европа 79,8 117,2 114,9 137,5 273,4 485,3 633,2 114,2 173,6 204,3 242,4 475,2 761,1 820,3
Европейский союз 76,6 113,5 109,6 127,6 261,1 467,2 617,3 105,2 183,2 220,4 454,3 720 ,1 772,9
Другие западно-европейские страны 3,1 3,7 5,2 9,9 12,3 18,2 15,8 14,6 21,1 41,1 47,4
Япония 1,0 - 0,2 3,2 3,3 12,7 8,2 29,6 22,5 23,4 26,1 24,2 22,7 32,9
США 42,5 58,8 84,5 103,4 174,4 281,1 92,1 84,4 95,8 142,6 139,3
Развивающиеся страны и территории 59,6 113,3 152,5 187,4 188,4 240,2 24,9 57,6 65,7 37,7 99,5
Африка 4,0 4,7 5,6 7,2 7,7 8,2 0,9 0,5 0,0 1,7 0,9 0,6 0,7
Латинская Америка и страны Карибского бассейна 17,5 32,3 51,3 71,2 83,2 110,3 86,2 3,7 7,3 5,5 14,4 21,8 13,4
Азия и Океания 37,9 75,9 94,5 107,3 95,9 143,8 20,3 41,1 51,9 49,4 28,7 35,5 85,3
Азия 37,7 75,3 94,4 107,2 95,6 99,7 143,5 20,3 41,1 51,9 49,4 28,6 35,4 85,2
Западная Азия 2,2 - 2,9 5,5 6,6 0,9 3,4 0,3 -1 2,3 -0,3 -1,7 0,7 1,3
Центральная Азия 0,4 1,7 2,1 3,2 2,6 2,7 - 0,3 0,2 0,3 0,3 0,3
Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия 35,1 73,6 89,4 98,5 96,2 137,3 41,8 49,7 49,5 34,4 83,6
Южная Азия 0,8 2,9 3,7 4,9 3,5 3,1 - 0,1 0,3 0,1 0,1 0,1 0,3
Океания 0,2 0,6 0,2 0,1 0,3 0,3 0,3 - - - - 0,1 0,1 о;о
Развивающиеся страны Европы 0,2 0,5 1,1 1,7 1,6 2,7 - _ 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1
Центральная и Восточная Европа 3,4 14,3 12,7 19,2 23,2 25,4 0,1 0,5 3,4 2,1 2,1
Все страны мира 200,1 331,1 384,9 477,5 892,5 1270,8 228,3 355,3 391,6 711,9 1005,8 1 149,9

Доклад о мировых инвестициях. Содействие развитию связей. Обзор, - ООН: Нью-Йорк и Женева, 2001. - С 4; www.unctad.otg/ru/docs/wiiOlovc.ni.pdf.

 

Через вывоз прямых инвестиций инвесторы учреждают за рубежом новую фирму (самостоятельно или с местным партнером), покупают существенную долю в уже действующей за рубежом фирме или полностью покупают (поглощают) эту фирму. За рубежом такие фирмы обычно называют зарубежными филиалами родительских компаний.

В свою очередь, эти филиалы подразделяются на отделения, дочерние и ассоциированные компании. Отделение, хотя и регистрируется за рубежом, не является самостоятельной компанией с собственным балансом и полностью (на 100%) принадлежит родительской фирме, а потому не является юридическим лицом.

Дочерняя компания регистрируется за рубежом как самостоятельная компания (т.е. она является юридическим лицом) с собственным балансом, но контроль над ней осуществляет родительская фирма в силу того, что она обладает основной частью акций (паев) дочерней компании или же всем ее капиталом.

Ассоциированная компания отличается от дочерней тем, что находится не под контролем, а под влиянием родительской фирмы за счет того, что той принадлежит существенная (но не основная) часть акций (паев) (см. рис.1).

С точки зрения субъектов миграции капитала различают макро- и микроуровень.

Миграция капитала на макроуровне - это межгосударственный перелив капитала. Статистически она отражается в платежном балансе стран.

Миграция капитала на микроуровне - это движение капитала внутри международных монополий по внутрикорпорационным каналам. Она осуществляется в форме международной промышленной кооперации, т.е. вложений транснациональных корпораций в дочерние компании. Так, отдельные юридически самостоятельные предприятия из разных стран устанавливают в рамках одной международной корпорации тесное сотрудничество в области отраслевой, технологической, подетальной специализации. Экспорт капитала обеспечивает эти связи.

Кроме ТНК, о которых уже говорилось, субъектами миграции капитала на микроуровне выступают и многонациональные корпорации.

Многонациональные корпорации (МНК) - это международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно приводится англо-голландский концерн “Роял-Датчшелл”, существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:4. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания АВВ, специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. К числу ведущих многонациональных корпораций Европы относится англо-голландский химико-технологический концерн “Юнилевер”.

 

 


Рис.1. Деление ввоза и вывоза капитала на ссудный и предпринимательский

 

С точки зрения международного права отличительными признаками многонациональных корпораций являются: 1) наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия. Последнее, кстати, свойственно и многим транснациональным корпорациям. Вообще границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

К транснациональным и многонациональным корпорациям следует добавить и глобальные корпорации (ГК), выделившиеся из среды международных компаний. Они возникли в 80-е гг. и продолжают набирать силу. Глобальные корпорации представляют всю мощь современного мирового финансового капитала и характеризуются объединением национальных компаний большого числа государств. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная, банковская и некоторые другие отрасли. Они представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов (наиболее известен международный картель ОПЕК).

Расширяя свою экспансию, транснациональные корпорации используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм. К числу таких форм экспансии ТНК обычно относят: 1) лицензирование; 2) франчайзинг; 3) управленческие контракты; 4) оказание технических и маркетинговых услуг; 5) сдачу предприятий “под ключ”; 6) ограниченные во времени договоры по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

На практике часто трудно четко провести границу между той или иной формой деятельности транснациональных корпораций. Они используются недифференцированно и часто переплетаются. Нередко они не альтернативны традиционному заграничному инвестированию, а дополняют его.

Важная особенность развития этих форм состоит в том, что они используются в значительной степени в отношениях между самими транснациональными корпорациями, выражая усиление центростремительных тенденций.

Особое распространение получили лицензионные соглашения. В 1990 г. объем лицензионных сделок ТНК превысил показатель 1970 г. почти в 10 раз.

Лицензионное соглашение представляет собой юридический договор, по которому лицензиар предоставляет определенные права лицензиату за определенное вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как по внутрифирменным договорам транснациональной корпорации, так и по внешним каналам передачи технологии.

Особой разновидностью лицензионного соглашения является франчайзинг (франшиза).

Франчайзинг - это лицензионное соглашение, рассчитанное на продолжительный срок. При этом франчайзер предоставляет определенные права фирме-клиенту. Эти права включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определенную плату.

С конца 80-х гг. становится популярной такая форма экспансии ТНК, как оказание управленческих и маркетинговых услуг. Договор на предоставление управленческих услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль за предприятием или фазой его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический и инженерный аспекты производства; управление кадрами, в том числе назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и финансовое управление.

По контрактам об оказании технической помощи ТНК осуществляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности данной фирмы. Чаще всего подобные договоры связаны с ремонтом и профилактикой машин и оборудования, советами по использованию “ноу-хау”, устранением аварий и контролем за качеством.

Широкое распространение получили договоры о сдаче заводов “под ключ”. В этом случае ТНК берет на себя ответственность за осуществление всех (или большей части) видов деятельности, необходимых для планирования или строительства определенного объекта.

В целом тенденция к использованию многообразных форм международных экономических связей ТНК развивается, как и сам процесс интернационализации капитала и производства, демонстрируя новые формы и подходы.

Одной из новейших форм завоевания ТНК международных рынков является создание ими за рубежом специальных инвестиционных компаний. Задачей этих структур являются инвестиции в дочерние и партнерские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют, в частности, крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков “Пепси-кола” и “Кока-кола” в Африке.

 



2015-12-06 375 Обсуждений (0)
Распределение по регионам, 1989-2000 гг., млрд. долл 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Распределение по регионам, 1989-2000 гг., млрд. долл

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)