ISBN 978-5-17-057401-8 (ООО «Издательство ACT.)
Для подготовки к ЕГЭ Все нужные для ЕГЭ темы школьного курса - «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право» Большое количество наглядных схем и таблиц Типовые задания частей А, В, С с развернутыми ответами и комментариями УДК 373:3 ББК 60я72 Б24 Варанов, П.А. Х\2<\ Обществознание : полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009. — 478, [2] с. — (Единый государственный экзамен). ISBN 978-5-17-057401-8(ООО «Издательство ACT.) ISBN 978-5-271-22704-2 (ООО -Издательство Астрель») В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса <Обществозианне», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные тдания — контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. 11 справочнике представлены следующие разделы курса: «Об- щ<чтно»т «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание»,• Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право». Краткая и наглядная — в виде схем и таблиц — форма изложении обеспечивает максимальную эффективность подготовки к >■< himciiv Образцы заданий и ответы к ним, завершающие кяж дую ггму, ном»! ут объективно оценить уровень знании. УДК 373:3 ББК 60я72 Подписан»........ . 01 <Ш 2008 Формат 84xl08l/ss Уел неч л. 25,2 Тираж 5 000 яка Заказ №9241. ISBN 978-5-17-057401-8 (ООО «Издательство ACT.) ISBN 978-5-271-22704-2(ООО «Издательство Астрель.) © Баранов П.А., Воронцов А.Б., Шевченко С.В.. 2008 © ООО «Издательство Астрель», 2008 Содержание Предисловие............................................... . t......................... .. ................. 7 Раздел ОБЩЕСТВО Тема 1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества............................................. 9 Тема 2. Общество и природа ................................................................. 13 Тема 3. Общество и культура............................................................... 15 Тема 4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества............... . 16 Тема 5, Социальные институты............................................................ 1в Тема б. Многовариантность общественного развития. Типология обществ........................................................... 20 Тема 7. Понятие общественного прогресса ...................................... 30 Тема 8. Процессы глобализации и становление единого человечества............................... 32 Тема 9. Глобальные проблемы человечества.............................. 34 Раздел 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА Тема1. Культура и духовная жизнь.................................................... 38 Тема 2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура................................................... 42 Тема 3. Средства массовой информации ......................................... 46 Тема 4. Искусство, его формы, основные направления ... 48 Тема 5. Наука............................................................................................ 52 Тема 6. Социальная и личностная значимость образования..................................................... 55 Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.................................................................. 57 Тема 8. Мораль. Нравственная культура......................................... 64 Тема 9. Тенденции духовной жизни современной Россия.............................................................. 71 Раздел 3. ЧЕЛОВЕК Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции.................................................. 74 Тема 2. Бытие человека...................................................................... 77 Тема 3. Потребности и интересы человека................................... 78 Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы................ 80 Тема 5, Мышление и деятельность...................................................... 88 Тема 6. Цель и смысл жизни человека.......................... ................ 91 Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность. Тема 9. Внутренний мир человека ................................................ 97 Тема 10. Сознательное и бессознательное.................................. 99 Тема 13. Свобода и ответственность личности............................. 106 Тема 2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.......................... 110 Относительность истины................................................... 113 Тема 4. Виды человеческих знаний .............................................. 115 Тема 5, Научное познание................................................................ 117 Тема 6. Социальные науки, их классификация.......................... 123 Тема 7. Социальное и гуманитарное знание............................... 125 Тема 1. Власть, ее происхождение и виды .................................. 131 Тема 2. Политическая система. Тема 3. Признаки, функции, формы государства....................... 140 Тема 4. Государственный аппарат................................................ 149 Тема 5. Избирательные системы..................................................... 151 Тема 6. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России ....... 156 Тема 7. Политическая идеология.................................................... 165 Тема 8. Политический режим. Типы политических режимов........................................ 168 Тема9. Местное самоуправление. ..................................................... 172 Тема 10. Политическая культура................................................... 174 Тема II. Гражданское общество..................................................... 178 Тема 12. Правовое государство......................................................... 183 Тема 13. Человек в политической жизни. Раздел 6. ЭКОНОМИКА Тема 1. Экономика: наука и хозяйство ........................................... 195 Тема 2. Экономическая культура....................................................... 203 Тема 3. Экономическое содержание собственности.................... 205 Тема 4. Экономические системы ....................................................... 208 Тема 5. Многообразие рынков............................................................ 211 Тема 6. Измерители экономической деятельности ...................... ZZ0 Тема 7. Экономический цикл и экономический рост.................... 223 Тема 8- Разделение труда и специализация................................... 227 Тема 9. Обмен, торговля........................................................................ 229 Тема 10. Государственный бюджет ................................................. 230 Тема 11. Государственный долг......................................................... 233 Тема 12. Денежно-кредитная политика........................................... 235 Тема 13. Налоговая политика ............................................................ 249 Тема 14. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система............................ 253 Тема 15. Экономика потребителя ..................................................... 260 Тема 16. Экономика производителя ................................................. 263 Тема 17. Рынок труда ........................................................................... 269 Тема 18. Безработица............................................................................ 273 Раздел 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Тема 1. Социальное взаимодействие и общественные отношения..................................................... 276 Теме 2. Социальные группы, ах классификация............................ 280 ТемаЗ. Социальный статус...................................................... .... 285 Тема 4. Социальная роль...................................................................... 288 Тема 5. Неравенство и социальная стратификация...................... 291 Тема 6. Социальная мобильность...................................................... 298 Тема 7. Социальные нормы................................................................. 301 Тема 8. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.................................................... 303 Тема 9. Социальный контроль............................................................ 306 Тема 10. Семья и брак как социальные институты....................... 309 Тема 11. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации . .. .............................................. 314 Тема 12. Молодежь как социальная группа................................... 317 Тема 13. Этнические общности.......................................................... 319 Тема 14. Межнациональные отношения.................................. , , 323 Тема 15. Социальный конфликт и пути его разрешения . .. 333 Тема 16. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации .................................................. 339 Тема 17. Социальные процессы в современной России.............. 342 Раздел 8. ПРАВО Тема 1. Право в системе социальных норм................................. 350 Тема 2, Система права: основные отрасли, институты, отношения............................................... 360 Тема 3. Источники права................................................................... 363 Тема 4. Правовые акты...................................................................... 364 Тема 5. Правоотношения.................................................................. 368 Тема 6. Правонарушения.................................................................. 371 Тема 7. Конституция Российской Федерации............................. 374 Тема 8, Публичное и частное право.............................................. 388 Тема 9. Юридическая ответственность и ее виды...................... 384 Тема 10. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации .... 389 Тема 11. Правовые основы брака и семьи.................................... 422 Тема 12. Международные документы по правам человека.......................................................... 430 Тема 13. Система судебной защиты прав человека.................. 433 Тема 14. Основы конституционного строя Российской Федерации................................................... 435 Тема 15. Федерация, ее субъекты................................................... 439 Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации............ 444 Тема 17. Институт президентства.................................................. 454 Тема 18. Правоохранительные органы........................................ 458 Тема 19. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени ................... 463 Тема 20. Правовая культура............................................................ 468 Литература .......................................................................................... 475 Предисловие Справочник включает материал школьного курса «Об- ществоэианне», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует Стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ. В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество*, «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальныеотношения» , «Право», которые составляют ядро содержания общественного образования, проверяемого в рамках ЕГЭ. Это усиливает практическую направленность книги. Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему пониманию и запоминанию теоретического материала. В процессе подготовки к экзамену по обществозна- нито очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждой темы представлены варианты заданий с ответами и комментариями. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обще- ствознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ: — распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; — сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; — соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими; — оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; — анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма); — распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее; — устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; — применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка; — различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; — называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия; — перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.п.; — раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций; — применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; — осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации цо определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); — формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Это позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания. Раздел 1. Общество Читайте также: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |