Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 3. Общество и культура




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вся жизнь общества основана на целесообразной и разно­образной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культу­рами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами.

Понятие «общество* Понятие «культура*
Имеет отношение к систе­ме взаимоотношений ин­дивидов, принадлежащих к общей культуре Имеет отношение к образу жизни членов данного общества: к их при­вычкам, обычаям, материальным благам, которые они производят

 

Система взаимоотношений во многом складывается объ­ективно, под влиянием закономерностей общественного раз­вития. Поэтому они не являются непосредственным продук­том культуры, при всем том, что осознанная деятельность лю­дей влияет иа характер и форму этих отношений самым существенным образом.

____ Образец задания

| В5. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) В истории общественной мысли существовали различные, за­частую противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания человека, пре­вращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это гово­рит о широте, многомерности содержания понятия «культура». Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений



Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенеси­те в бланк ответов.

Ответ: АББА.

Тема 4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

Каждой сфере жизни общества присуща определенная са­мостоятельность, они функционируют и развиваются по зако­нам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловлива­ют друг друга. Например, влияние политической сферы на

16
культуру проявляется в том, что, во-перяых, каждое государ­ство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.

Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не те­ряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основ­ных сфер общественной жизни и выделении одной приоритет­ной является дискуссионным. Существуют сторонники опре­деляющей роли экономической сферы. Онн исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро эко­номических отношений, удовлетворяет самые насущные, пер­вичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве при­оритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники это­го подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют из­менения в сознании людей, переход к иным духовным ценнос­тям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов яв­ляется подход, приверженцы которого утверждают, что каж­дая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

____ Образец задания

| ВЗ. | Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каж­дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.

УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

A) парламент 1) Б) система здравоохранения 2)

B) общественные организации Г) правительство Д) коммунальные службы

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА социальная сфера политическая сфера

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г д
         
Ответ: 21221.

 

Тема 5. Социальные институты

Социальный институт —это исторически сложив­шаяся, устойчивая форма организации совместной деятель­ности людей, реализующих определенные функции в обще­стве, главная из которых — удовлетворение социальных по­требностей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечи­вающими ее достижение.


 

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты:

• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ни-


ми складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

• включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Функции социальных институтов: явные (заявлены офи­циально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или вепреднамеренно).

Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).

Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

Образец задания

| С5. | Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества^? Привлекая знания обществовед­ческого курса, составьте два предложения, содержащие ин­формацию об институтах общества.

Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лю­дей, реализующих определенные функции, в обществе, глав­ная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политиче­ские, социальные институты, институты действующие в ду­ховной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Инс­титуты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения органи­зации общества ключевыми институтами являются: наследова­ние, власть, собственность, семья и др.

Тема б. Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Общественное развитие


 

 


Реформа (от фр. reforme, лат. reform are — преобразовывать)

Революция (от лат. revo- lutio — поворот, переворот)


 

 


Это какая-либо степень усовер­шенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, че­рез ряд постепенных преобразо­ваний, не затрагивающих фун­даментальные основы (систе­мы, явления, структуры)

Это коренное, качествен­ное изменение всех или

болы ни нет пп сторон об­щественной жизни, за­трагивающее основы су­ществующего социально­го строя


 

 


Виды
Прогрессив­ные
(например, ре­формы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контррефор­мы» Александ­ра П1)_______
(например, реформы 60­70-х гг. XIX в. в России — Великие ре­формы Алек­сандра II)

Виды

Кратко­временные Долговре­менные
(напри­мер, Фев­ральская революция 1917 г. в России) (например, неолитиче­ская револю­ция — 3 тыс. лет; промыш­ленная рево­люция xvni- XIX вв.)
Регрессивные (реакционные)

 

 


Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

— экономические реформы — преобразования хозяйст­венного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банк­ротстве, антимонопольные законы и т. п.);

— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непо­средственным образом связаны с людьми);

20

— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, изби­рательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, ре­формы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях дна пути общественного разви­тия — реформа и революция — противопоставляются практи­ке перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «ле­чат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима по­стоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в совре­менном обществознании акцент переносится с дилеммы «ре­форма — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей со­циального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связы­вается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первич­ную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории мо­дернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в ус­ловиях существования «образца», например в виде западно­европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестерн и за ция, т. е. процесс прямого заимст­вования или насаждения. По сути данная модернизация пред­ставляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «уни­версальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типоло­гий) общества;

1)дописьменные и письменные;

2)простые и сложные (в качестве критерия в данной ти­пологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах от­сутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управле­ния и несколько социальных слоев населения, расположен­ных сверху вниз по мере убывания доходов);

3)первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, комму­нистическое общество (в качестве критерия в данной типоло­гии выступает формационный признак);

4)развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве кри­терия в данной типологии выступает уровень развития);

5)

Линии сравнения Траднци он но е (доиндустриа ль­нов) Индустриальное Постиндустри­альное (информа­ционное)
Основной фактор про­изводства Земля Капитал Знания
Основной продукт производ­ства Пища Промышлен­ные изделия Услуги
Характер­ные черты производ­ства Ручной труд Широкое при­менение меха­низмов, техно­логий Автоматизация производства, компьютериза­ция общества
Характер труда Индивидуаль­ный труд Преим уществен- но стандартная деятельность Резкое повыше­ние творческого начала в труде
Занятость населения Сельское хо­зяйство — око­ло 75% Сельское хозяй­ство — около 10%, промыш­ленность — 85% Сельское хозяй­ство — до 3%, промышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%
Основной вид экс­порта Сырье Продукты про­изводства Услуги
Социаль­ная струк­тура Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ­кая социаль­ная мобиль­ность Классовое деле­ние; упроще­ние социаль­ной структуры; подвижность и открытость социальных структур Сохранение со­циальной диф­ференциации; рост численнос­ти среднего класса; профес­сиональная дифференциа­ция в зависи­мости от уровня знаний,квали­фикации

 


Линии сравнения Традиционное {доицдустрнал ь - ное) И ядустр и альиое Постиндустри­альное (информа­ционное)
Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздейст­вие челове­ка на при­роду Локальное, не­контролируе­мое Глобальное, неконтролируе­мое Глобальное, ко нтрол ируем ое
Взаимо­действие с другими странами Несуществен­ное Тесная взаимо­связь Открытость общества
Полити­ческая жизнь П реобл ад ан ие монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова- ■ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй Провозглаше­ние политиче­ских свобод, ра­венства перед законом, демо­кратические преобразования; власть не вос­принимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидер­ство Политический плюрализм, сильное граж­данское общест­во; возникнове­ние новой формы демократии — «демократии консенсуса»
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое количество об­разованных лю­дей; борьба с не­грамотностью Утверждаются новые ценности прогресса, лич­ного успеха, ве­ры в науку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; под­готовка специ­алистов Особая роль науки, обра­зования; разви­тие индивидуа­лизированного сознания; непрерывное образование

 

Формационный и цивилиэационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилиэационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обще- ствознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания высту­пает категория «обществен но-эк он омическая формация».

производства

 

Несмотря на относительную самостоятельность, тип над­стройки определяется характером базиса. Он же представ­
ляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоян­но развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношения­ми, разрешающийся в ходе социальной революции, слома ста­рого базиса и перехода на новую ступень общественного разви­тия, к новой обществен но-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Та­ким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-исто­рическую смену общественно-исторических формаций:


 

 


Первичная (архаичная)

I

Вторичная (экономическая)

I 1 Представле-

Третичнйя I ны в трудах J К. Маркса


 

 


Перво­бытно­общинная

Рабо­владель­ческая

I__

Коммуни-

Каяита- стическая: Феодал ь- листи- 1) социализм;

2) комму­низм.

Формации —

Сформиро­вались в со­ветском об­ществ оз на- нии

в 30-е гг. XX в.


 

 


Ключевым понятием цивилизационного подхода к анали­зу общественного развития является понятие «цивилиза­ция», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в ми­ровой исторической и философской литературе употребляется:

— как определенная стадия в развитии локальных куль­тур (например, О. Шпенглер);

— как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

— как синоним культуры (например, А. Тойнби);

— как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько произ­водственным базисом, сколько специфическим для нее обра­
зом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два под­хода.


 

 


Пост индустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни)

Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.)

Теория
Стадиальный подход   Локальный подход
* *
Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии
я К Ч а 5- О

Д ои н ду стри ал ьная (аграрная,традиционная) (IV—Ш тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.)

Локальная цивилизация —

большая социокультурная общность, которая существу­ет длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы а ко к омической, соци­ально-политической, духов­ной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития

Структура


 

 


Современные типы: западная, восточноевро­пейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамери­канская

Культурно-психологическая под­система (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обы­чаи и нормы, право, власть и об­щество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (про­изводство, потребление, обмен продуктами, услугами, техноло­гиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (се­мья, родственные связи, половоз­растные отношения, гигиена, пи­тание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)


 

 



Различными исследователями выделяется множество ло­кальных цивилизаций (например, английский историк, социо­лог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), кото­рые могут совпадать с границами государств (китайская ци­вилизация) или охватывать несколько стран (античная, за­падная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.

Лнянн сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особеннос­ти восприя­тия мира Рациональное, про­тиворечивое вое п - риятие— « фаустов- ско-гамлетовское» Эмоциональное, целост­ное восприятие(икеба­на, вера в бесконечную цепь смертей и возрож­дений)
2. Отношение к природе Стремление подчи­нить себе природу. Человек — венец природы, и асе созда­но для его пользы. Для возмещения несо­вершенства человека производится и ис­пользуется техника Стремление быть в гар­монии с природой. Чело­век — органическая часть природы (боевые искусства, медицина по­строены на изучении законов природы). Усо­вершенствован не с вое й души и тела
3. Соотноше­ние личности и общества Приоритет свобод­ной личности, обла­дающей граждански­ми правами. Ценно­сти индивидуальной свободы Приоритет системы под­чинения личности(под­данных) обществу (госу­дарству). Господство тра­диций коллективизма
4. Отношения власти Принцип разделе­ния властей. Сослов­ие - п ре дета в и те л ь- ные структуры. Пар­ламентаризм Политический монизм. Восточная деспотия (не­ограниченная власть, обожествление монарха)
5. Отношения собственности Господство частной собственности Преобладание государст­венной и общинной соб­ственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собст­венность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
6. Отношение к прогрессу Стремление к про­грессу, постоянное изменение форм де­ятельности, исполь­зование новаций. Развитие общества н осит пос те пен н ы й, поступательный ха­рактер Стремление к воспроиз­водству самих себя, под­держанию традиционно­го образа жизни. Развитие общества носит циклический характер

 

Таким образом, формация концентрирует внимание на уни­версальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на ло кально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ формационного и цивилиэационного подходов к изучению общества

Линия сравнения Формационный подход Цивил из&цн ояный подход
1. Соотно­шение объектив­ных и субъ­ективных факторов общест­венного развития Объективные закономер­ности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность лю­дей, они непреложны Человек — единст­венный творец истории, стоит в центре прошлого и настояще­го. Общественно-исто­рическое познание — это познание человека через формы и продук­ты его трудовой, соци­альной, политической и другой деятельности
2. Соотно­шение ма­териаль­ны* и ду­ховных сфер жизни общества Материальные факторы (прежде всего произ­водство) играют решаю­щую роль в развитии общества Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем ма­териальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
3. Направ­ленность истори­ческого развития. Понятие «прогресс» Общество движется от бо­лее низкой к более высо­кой ступени развития. Главные критерии про­гресса связаны с совер­шенствованием производ­ственных отношений Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия.Про­гресс относителен, он может охватывать

 

Линии сравнения Формационный подход Цнв и л нза цнон н ы ft подход
    отдельные сферы жиз­ни общества: экономи­ку, технологии. Приме­нительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно
4, Достоин­ства Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом раз­витии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определен­ные закономерности ис­торического развития об­щества; — предложить опреде­ленную периодизацию всемирной истории и ис­тории отдельных стран — позволяет глубоко изучить историю конк­ретных обществ и наро­дов во всем их многооб­разии и специфике; — ориентирует на изу­чение тех сторон обще­ственной жизни, кото­рые обычно выпадают из поля зрения сторон­ников формационного подхода (ценности, на­циональные особеннос­ти, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр иссле­дования человеческую деятельность и человека
б. Недос­татки — многие народы не про­ходили в своем развитии через асе и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовно­го, идейного, культурно­го порядка не могут быть без искажений и упроще­ний объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное при­менение форманионного подхода неизбежно ото­двигает на задний план — при своем последова­тельном применении ве­дет к тому, что стано­вится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; - создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и об­ществ;

 

Линии сравнения Форма цн о н н ый подход Ци внли э а цн оиный подчод
5. Недос­татки роль человеческого фак­тора, человеческую деятельность; — недостаточное внима­ние уделяется своеобра­зию, уникальности, непо­вторимости отдельных об­ществ и народов — сводит к минимуму возможности исследова­ния закономерностей ис­торического развития человеческого общества

 

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что су­ществующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относить­ся с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Образец задания

| В1. | Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: Революция.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1695)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.033 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7