Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 4. Искусство, его формы, основные направления




Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

— биологизаторская — происхождение искусства из по­требности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, нахо­дящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели вы­сокой творческой деятельности;

— игровая — причины возникновения искусства в потреб­ности расходования человеком нерастраченной в трудовой де­ятельности энергии, в необходимости тренировки для усвое­ния социальных ролей;

— магическая — искусство — форма различных видов ма­гии, внедренной в повседневную деятельность еще первобыт­ного человека;

— трудовая — искусство — результат труда: полезные ка­чества произведенных предметов становятся объектом худо­жественного наслаждения.

Искусство — практическая деятельность человека, на­правленная на освоение и создание эстетических ценнос­тей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.



В обществе существуют разные взгляды на искусство: ис­кусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или анаково-символическая концепция.

Предмет искусства — человек, его отношения с окру­жающим миром и другими индивидами, а также жизнь лю­дей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме худо­жественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов,


48 событий и явлений. С помощью художественного образа про­исходит процесс художественного обобщения, выделения су­щественных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства — художественное произведе­ние, имеющее видовую и жанровую определенность и осу­ществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную кон­цепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд ви­дов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анима­листический жанр, исторический жанр); скульптура (станко­вая, декоративная, монументальная); декоративно-приклад­ное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство;эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действитель­ности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообраз­ных функций, по поводу содержания которых между сторон­никами различных теорий ведутся споры.

Функции искусства

Наименование функции Ее содержание
Обществевн о- преобр а - зующая Оказывая идей но-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества
Худож еств ен но- кон - цептуальная Анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная Формирует личность, чувства и мыс­ли людей
Эстетическая Формирует эстетические вкусы и по­требности человека
У теш ител ь но - ком лен - саторная Восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком а реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности

 

Наименование функции Бе содержание
Предвосхищения Предвосхищает будущее
Внушающая Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
Гедонистическая (от греч. наслаждение) Доставляет людям удовольствие
Поз н авател ьно-э ври с - тическая Отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке

 

Образец задания

| С8. | Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе общество знания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. «Цель искусства — не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан). «Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключев­ский).

Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

— соответствовать базовой обществоведческой науке (фило­софии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (вы­сказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмот­рению вопросов, которые раскрываются с опорой на зна ния, полученные при изучении курса обществознания (от­вечайте на вопросы типа: С какими основными компонен­тами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собст­венное понимание проблемы и отношение к ней (отвечай­те на вопросы типа; Согласен (на) ли я с этим высказывани­ем? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? По­чему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, приме­ры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен

50 (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следу­ет учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвер­дить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться кор­ректностью в их использовании; — характеризоваться свободной композицией, непринужден­ностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

• Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что ка­жется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, кото­рый определит ее содержание и сущность.

• Основная часть эссе представляет собой относительно раз­вернутое изложение вашего собственного мнения в отно­шении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социаль­ного опыта:


 

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только

одну основную мысль.

• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые свя­заны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема при­обретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или раз­ных подходов к ее решению;


— наличие указания на многозначность используемых поня­тий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты реше­ния проблемы.

Тема 5. Наука

Наука форма духовной деятельности людей, направ­ленная на производство знаний о природе, обществе и о са­мом познании, имеющая непосредственную цель постиже­ния истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим ос­новным признакам и характеристикам.

Наука

£


Социальный инсти­тут со своей струк­турой и функциями

Особая система об­щественных орга­низаций, учрежде­ний, вырабатываю­щих, хранящих, расп ростран я ю щих и внедряющих зна­ния (НИИ, вузы, академические инс­титуты, Академ и я наук РФ и др.)

Система науч­ных ис­следова­ний

Отрасль духовного производства

Опытно- конст­руктор- ские изыска­ния

Основная продукция

Понятия, законы, теории

Особая система знаний (в форме научных представ­лений, понятий, теорий), приве­денная в целост­ную систему на основе определен­ных принципов


 

 


Наука подразделяется на множество отраслей знания, ко­торые различаются между собой тем, какую сторону действи­тельности, форму материи они изучают.

Основа классификация Вялы науки
Предмет и метод познания — Науки о природе: естествознание — Науки об обществе: обществоэнание (гуманитарные, социальные науки) — Науки о познании и мышлении: логи­ка, гносеология, диалектика — Технические науки и математика

 

52

Основа классификация Виды науки
* Удаленность *от практики — Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику — Прикладные науки: присутствует не­посредственная ориентация на примене­ние результатов научного познания для решения производственных и социально- практических проблем
Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет про­тивоположный процесс — интеграция научного знания. Современные ученые предлагают несколько моделей раз­вития научного знания.
Наименование модели Ее содержание
1. Постепенное раз­витие науки Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательно­му изучению работ своих предшест­венников
2. Развитие науки че­рез научные револю­ции Периодически любая наука должна пере­живать коренную смену господствую­щих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «эта­пу кризиса и смены парадигм*1
3. Развитие науки че­рез приближение к познавательным стандартам естество­знания За эталон принимаются теоретические построения и методы сетестпоашшия, прежде всего — физики. Отсюда и кри­терии любого научного знания:точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
4. Развитие через ин­теграцию научного знания Строить систему знания на основе извле­чения ее элементов из различных науч­ных дисциплин: использование теории и методов других наук
1 Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический пе­риод и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на по­вестке дня мировоззренческие и практические задачи.

 

Являясь подсистемой более сложной системы — общест­ва, наука испытывает на себе определенное воздействие по­следней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Общество

• Потребности развития общества

• Материально-техническая база общества

Наука

Внутренние законы науки

• Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых)

• Чередование относительно спокойных пери­одов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции)

• Сочетание процессов дифференциации и ин­теграции

• Углубление и расширение процессов матема­тизации и компьютеризации

Функции современной науки

Наименование функции Бе содержание
Культурно-миро­воззренческая Помогает человеку не только объяснить из­вестные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явле­ния окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоз­зрение, научные представления — часть общего образования, культуры
Познав ательно- объяснительная Осуществляет познание и объяснение уст­ройства мира и законов его развития
Прогностическая Осуществляет прогнозирование последст­вий изменения окружающего мира, рас­крывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомен­дации по их преодолению

 

54


Тема 6. Социальная и личностная значимость образования

Среди социальных институтов современного общества об­разование играет одну из важнейших ролей.

Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институ­тов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образования — приобщение индивида к достиже­ниям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Образец задания
Ответ: Прикладная.

Основной путь получения образования — обучение и само­образование, т. е. если знания, умения и навыки приобрета­ются человеком самостоятельно, без помощи других обу­чающих лиц.

Функции образования

Наименование функции Ее содержание
Экономиче­ская Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваи­вать научные и технические новшества и эф­фективно использовать их в профессиональной деятельности
Социальная Социализация личности, воспроизводство соци­альной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности
Культурная Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его твор­ческих способностей

 

Социально-экономический и политический строй, куль­турно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.


X

Совокупность об­разовательных стандартов и про­грамм

Комплекс принципов, определяющих функ­ционирование систе­мы образования

Компоненты I Органы управления образованием

I


Сеть образовательных учреждений

• Дошкольные образователь­ные учреждения

• Общеобразовательные школы (гимназии)

• Профессионально-техничес­кие учебные заведения (лицеи, колледжи)

• Учреждения дополнительного образования детей (дома школь­ников, творчества юных и т. д.)

• Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.)

• Университеты, колледжи, технические школы

• Учреждения по подготовке на­учных и научно-педагогиче­ских кадров

Система образования в России

• Учреждения повышения ква­лификации и переподготовки кадров (институты, факульте­ты, центры и т. д.)

• Гуманистический ха­рактер образования

• Приоритет общечелове­ческих ценностей

• Право личности на свободное развитие

• Единство федерально­го образования при пра­ве на своеобразие обра­зования национальных и региональных культур

• Общедоступность об­разования

• Адаптивность систе­мы образования к пот­ребностям обучаемых

• Светский характер об­разования в государст­венных учреждениях

• Свобода и плюрализм в образовании

• Демократический, го­сударственно-общест­венный характер управ­ления и самостоятель­ность образовательных учреждений


 

 


Общие тенденции в развитии образования
Тенденция Ее сущность
Демократизация системы образо­вания Во многих странах ликвидирована неграмот­ность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населе­ния, хотя различия в качестве и типах учеб­ных заведений сохраняются

 

56

Тенденция Ее сущность
Рост продолжи­тельности обра­зования Современное общество нуждается в высоко­квалифицированных специалистах, что уд­линяет сроки обучения
Непрерывность образования В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быст­рым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация об­разования Внимание школы, педагогов к личности уча­щегося, его интересам, запросам, индивиду- альнымособенностям
Гуманитариза­ция образования Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, полито­логия, основы правовых знаний
Интернациона­лизация процес­са образования Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
Комп ьютер иза- ция процесса об­разования Использование новых современных техноло­гий обучения, телекоммуникационных сетей г л оба л ь но го м ас штаба

 

Образец задания

| В4. | Найдите в приведенном ниже списке тенденции, ха­рактеризующие развитие современного образования, и обве­дите цифры, под которыми они указаны.

1) сокращение продолжительности образования

2) гуманизация образования

3) усиление сословного характера образования

4) гуманитаризация образования

5) отказ от преподавания общественных наук

6) создание единой системы образования для разных стран Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 246.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (676)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)