Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 8. Мораль, Нравственная культура




Особую роль в регулировании жизни общества и поведе­ния людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относя­щийся к нраву, характеру) — форма общественного созна­ния, состоящая из системы ценностей и требований, регу лирующих поведение людей.


Развитие норм морали
Н&хменомяме нормы Сущность Характер нормы Чем поддерживается Когда возникает
Табу(полинезнй- ское слово, не под­дающееся одно­значному переводу на совр. языки) Жесткий запрет агрессив­ных или эротических по­буждений, направленных на так называемые «непри­касаемые объекты» (напри­мер, на половые отношения между родственниками, на некоторые внды пищи и др.) Распространяется на членов данной общины Мистическая бо­язнь определен­ных актов или существ Родовой строй
Обычай Исторически сложившаяся и распространенная в об­ществе форма действий, повторяющаяся в опреде­ленных обстоятельствах Рас п ростран я ется только на членов дан­ной общины или неко­торой группы. Регла­ментирует когда, что и как надо делать чело­веку, не предоставляя ему выбора Авторитет общест­венного шиения
Традиция (лат. traditio — пе­редача) Разновидность обычая, от­личающаяся особой устой­чивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследо­ванные от предыдущих по­колений формы поведения
Моральные пра­вила Концентрируют и обобща­ют высокие идеалы и стро­гие нормы, регулирующие поведение и сознание чело­века в различных облас­тях общественной жизни Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравст­венный выбор, личност­ное самоопределение Идеи добра и зла, а вто рн тет об щест- веиного мнения Разложение родового строя

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зре­ния:



— натуралистический подход — мораль присуща чело­веку от природы и является результатом биологического раз­вития;

— теологический подход — мораль дарована человеку Бо­гом;

— социологический подход — мораль появляется в про­цессе исторического развития общества наряду с правом, по­литикой и отражает различные социально-экономические ин­тересы людей;

— культурологический подход— мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-эконо­мическим и политическим интересам людей.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного челове­ка, «стыковка» личных и общественных интересов гаранти­рованы только в том случае, если обеспечено устойчивое един­ство и порядок общества в целом.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отно­шению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные требования и представления: нормы поведе­ния («не лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» и т, д.); моральные качества (доброжелательность; справедли­вость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллекти­визм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т. д.); мораль­но-психологические механизмы (долг, совесть); высшие мо­ральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).

Понятия «мораль* и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыс­лители отождествляют, т. е. рассматривают их как синони­мы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравст­венность» разводятся.

Понятие «мораль* Понятие «нравственность*
Специфическая сфера культу­ры, в которой концентрируют­ся и обобщаются высокие иде­алы и строгие нормы, регули­рующие поведение и сознание человека в различных облас­тях общественной жизни. Принципы реального практиче­ского поведения людей, в кото­ром строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т.е. в данное понятие вклады­вается более «житейское», «приземленное* значение.

 


i

Что должно быть, к чему чело­век должен стремиться (мир должного)

I

Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкива­ется в повседневной жизни (мир сущего)


 

 


Философскую науку, предметом изучения которой явля­ются мораль, нравственность, называют этикой (от гр, ethos — обычай). Этика выясняет место и роль морали в сис­теме других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутрен­нюю структуру, изучает происхождение и историческое раз­витие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не дости­жение каких-то частных и ближайших результатов в опреде­ленной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее пра­вом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Нормы права

Мораль и право: общее и различия

Нормы морали

Общее

1. Являются в системе социальных норм самыми универсаль­ными, распространяющимися на все общество

2. Имеют один объект регулирования — общественные отно­шения

3. Выступают мерой свободы а обществе

4. Связаны с категорией «социальная справедливость*

1. Установлены или санкци­онированы государством, официально зафиксирова­ны в юридических актах
1. Формируются в процессе утверждения, развития мо­ральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании лю­дей и выражаются в общест­венном мнении

5. Имеют сходную структуру

Различия

Нормы морали Нормы права
Различия
2. Исполняются в силу при­вычки, внутренних побуж­дений 2. Обязательны для исполне­ния с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
3. Их реализация не нуждается в организованной принуди­тельной силе. Гарант: со­весть индивида, обществен­ное мнение, общественная оценка поведения людей 3. Их реализация поддержи­вается в необходимых слу­чаях специальным аппара­том, силой государственно­го принуждения
4. Дают больший простор для их толкования, чем право­вые нормы 4. Для них характерна боль­шая, чем для норм мора­ли, конкретность содер­жания, определенность формулировок
5. Регулируют отношения, под­контрольные и неподконт­рольные государству (отно­шения дружбы, любви и т. д.) 5. Регулируют отношения, подконтрольные государ­ству
6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и не­справедливого б. Регулируют общественные отношения с позиций за­конного и незаконного, правомерного и неправо­мерного

 

Важнейшие функции морали в обществе

— Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

— Ценностно-ориентационная — утверждение человече­ского в человеке, поскольку мораль является жизненным ори­ентиром, в котором выражается стремление человека к самосо­вершенствован и ю.

— Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. вагетупают как причины и по­буждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного об­лика личности.

— Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, гла­венствующие над всеми другими формами регуляции поведе­ния людей. Безнравственность недопустима нигде.


— Координационная — обеспечение единства и согласован­ности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоя­тельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравствен­ных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую рол'ь играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в об­ществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинст­ва, В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заклю­чается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприя­тия индивидом нравственного сознания и культуры обще­ства. Нравственная культура личности является показате­лем того, насколько глубоко и органично требования нравст­венности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства — личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной куль­туры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочета­ния традиционного и творческого элементов, соединить конк­ретный опыт личности с богатством общественной морали.

" Формирование нравственной культуры личности прохо­дит следующие этапы:

Этап Формируемая нравствен­ность На чем основана Главный мотив нравственного поведения Для кого характерна
I Элементар­ная нравст­венность Послуша­ние и под­ражание Страх,боязнь наказания («Чтосо мной сделают?») Дети; неко­торые ин­фантильные люди взрос­лого возраста
II Конвенцио­нальная нравствен­ность Обществен­ное мне­ние окру­жающих Стыд, честь («Что обо мне подумают?») Взрослые люди
III Автоном­ная нравст­венность Саморегу­ляция Совесть («Что я сам о себе подумаю?»)

 

Нравственная культура личности представляет собой це­лостную систему элементов.

Структура нравственной культуры личности: куль­тура этического мышления (умение человека различать доб­ро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной оду­хотворенности человека, способность к сочувствию, сопережи­ванию); культура поведения (совокупность форм повседнев­ного поведения человека, в которых находят внешнее выра­жение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, рег­ламентирующим форму, манеры поведение в обществе)..

Можно выделить несколько этических принципов, кото­рые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности'

Наименова­ние принципа Его сущность
«Золотое пра­вило» нравст­венности В религиозно-философских изысканиях у раз­ных народов (в Китае, Индии, Греции) с сере­дины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдви­гаться «золотое правило* нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе*. Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавли­вает равенство между людьми
Моральная автономия личности Этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осу­ществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответ­ственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о чело­веке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету ко­жи, религиозным убеждениям, принадлежнос­ти к социальной группе и т. д.

 

70

Наименова­ние принципа Его сущность
  Этот принцип предполагает не только уваже­ние к человеку, но и наличие у него самоува­жения, чувства собственного достоинства
Гуманизм Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм на­силия над личностью. Он утверждает социаль­ное равенство людей, а также «естественные права* каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

 

Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «перепла­вить* их в глубокие прочувственные убеждения, умение при­менять нормы поведения, находить адекватную им форму по­ступка.

Образец задания

мо­

Проиллюстрируйте тремя примерами единство

Сб.

рали и права.

Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство мо­рали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и пра­ва единый объект регулирования — общественные отноше­ния. Как нормы морали, так и нормы права исходят от обще­ства. Нормы морали и права выделились из мононорм перво­бытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)