Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное




Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слу­хом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное позна­ние — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществля­ется посредством мышления,

Формы чувственного познания

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета. I явления, процесса, возникающее в результате их непосред-

ственного воздействия на органы чувств.

Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст­вующих на органы чувств.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный об раз предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроиз­водимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания

Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.

Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что- I либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.



i t i

Индуктивное — Дедуктивное — Получаемое

умозаключение от умозаключение от по аналогии.

частного к общему. общего к частному.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. ешредпа — опыт) — единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от л&т. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное а познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рациональ­ного познания действительности. Вне чувственного пред­ставления у человека нет никакого реального знания. Напри­мер. многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обяза­ны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно восприни­маемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результа­ты и ход интеллектуального развития человечества.

Особенности чувственного и рационального познания

Чувственное познание Рациональное познание
• Непосредственность,выра­жающаяся в прямом воспроиз­ведении объекта • Наглядностьи предметность возникающих в результате по­знания образов • Воспроизведение внешних сторон и свойствобъектов • Опора на результаты чувст­венного познания • Абстрактностья обобщен­ностьвозникающих в резуль­тате познания образов • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономер­ных связей и отношений

 

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рацио­нального в познании выступает интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способ­ность непосредственного постижения истины в результа­те «озарения», «наития», «прозрения* без опоры на логиче­ские обоснования и доказательства.

Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.

Различают следующие виды интуиции:

— интеллектуальная — связана с умственной деятель­ностью;

— мистическая — связана с жизненными переживания­ми, эмоциональным миром человека.

В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вы­вод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, оста­ются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессоз­нательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обо­снования, чтобы стать истиной.

В процессе познания большую роль играют эмоции и чув­ства человека. Под их воздействием формируется мотиваци- онная сторона познания, выражающаяся в устойчивости ин­тересов и целей познающего субъекта к объекту познания.

Эмоции   Чувства
Аффективная форма проявления моральных чувств   Эмоции, но выраженные в соот­ветствующих понятиях (чув­ства любви, ненависти и т. д.)
           
  Мотивациониая сторона позпания  
           
  Устойчивость интересов и целей субъекта познания  

 

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отраже­ние объективной реальности субъектом.

Заблуждение — это содержание знания субъекта, не со­ответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения: погрешности, связанные с пе­реходом от чувственного уровня познания объекта к рацио-

112

нальному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.

Ложь — это сознательное искажение образа объекта.

Образец задания

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
A) B) В) Г)
1) представление 2) понятие 3) суждение 4) восприятие

| ВЗ. | Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУЩНОСТЬ мысль, отражающая общие и существенные свойства пред­метов, явлений, процессов образ объекта познания, запе­чатленный в памяти мысль, утверждающая или от­рицающая что-либо о предме­те, явлении, процессе чувственный образ предметов, явлений и процессов, непо­средственно воздействующих на органы чувств

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А В В Г
       
Ответ: 2134.

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (673)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)