Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 3. Признаки, функции, формы государства




Понятие «государство» всегда привлекало внимание пред­ставителей политической мысли. В ее истории выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства.

Основные теории происхождения государства

• Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквин- ский) — государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле;

■ Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин) — государство — продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов;

• Патриархальная (Р. Филмер) —- государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;

• Договорная (естественно-правовая) (Г. Гроций, Ж.Ж. Рус­со, Дж. Локк) — государство — продукт договора между людьми о защите их естественных прав;

• Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) — государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.

Государство — политико-территориальная суверенная ор­ганизация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспе- чительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.




 


___________

Признаки государства

Функции государства — это основные направления дея­тельности государства, в ко­торых выражаются и конкре­тизируются его сущность и социальное назначение  
*  
1. Политическая госу­дарство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов 2. Экономическая —* государ­ство регулирует экономиче­ские отношения и структур­ные изменения в экономике (национализация, привати­зация и др.) 3. Социальная —[2]• осуществ­ление государством про­граммы развития образова­ния и здравоохранения,со­циального обеспечения и поддержки культуры 4. Идеологическая —» воспи­тание членов общества, фор­мирование гражданских и патриотических ценностей через систему государствен­ного образования и офици­альные каналы средств мас­совой информации ВНУТРЕННИЕ  
   
1. Участие в решении гло­бальных проблем 2. Обеспечение националь­ной безопасности 3. Развитие взаимовыгодно­го сотрудничества 4. Отстаивание государст­венных интересов в между­народных отношениях ВНЕШНИЕ  

Наряду с указанными основными признаками государст­ва в современной науке выделяют дополнительные признаки',

язык как средство общения на территории того или иного государства;

единую оборонную и внешнюю политику;

единую транспортную, информационную, энергетиче­скую системы и др.

Государство осуществляет свои функции в определенных формах.

— Правовая форма

Формы осуществления функций государства — одно­родная деятельность органов государства, посредством ко­торой реализуются его функции.

Формы осуществления функций государства

Организационная форма


 

 


Правотворческая форма

Организационно-регламен- тирующая форма


 

 


Разработка и принятие юридических норм, из­дание нормативно-пра­вовых актов

Текущая деятельность госу­дарственных структур по обеспечению функциониро­вания органов государства, связанная с подготовкой про­ектов документов, организа­цией выборов и т. д.


 

 


Правоисполнитель- ная форма

Организационно-хозяйст­венная форма


 

 


Принятие мер по ис­полнению норм права, издание индивиду­альных актов примене­ния права(приговор су­да и др.)

Оперативно-техническая хо­зяйственная работа, связан­ная с бухучетом, статистик кой, снабжением и т. д.


 

 


Правоохра нительная форма

Организационно-идеологиче­ская форма


 

 


Повседневная идеологическая работа, связанная с разъясне­нием вновь изданных норма­тивных актов и формирова­нием общественного мнения


 

 


Государство является главным управляющим центром по­литической системы общества.

142


Качества государства, превращающие его в важнейший субъект политической жизни

Государство является самой массовой политической организацией, так как оно включает в себя всех членов обще­ства,

Любой человек участвует в жизни государства как политической организации.

— Государство обладает суверенитетом, т. е. полной независимостью от других политических образований, как внутри страны, так и за ее пределами.

Государство является собственником ресурсов и средств производства.

— Государство располагает развитой системой юри­дических средств,при помощи которых оно может осу­ществлять контроль и регулирование различных сфер обще­ственной ЖИЗНИ.

— Государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих пе­ред ним целей.

Будучи важнейшим субъектом политической жизни, го­сударство не может быть признано только политическим образованием. Например, государство устанавливает разного рода технические стандарты, стандартизирует образование, выполняет организационные функции и др.

  Форма государства — это устройство поли­тической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование  
Форма правления   Форма государствен-, но-территориального устройства   Политический режим
Это способ ор­ганизации верховной государст­венной власти Это способ взаимосвязи территориальных обра­зований государства, закрепленный консти­туцией Этосовокупность методов и спосо­бов осуществле­ния в стране го­сударственной власти н управ­ления
  J      
             

J_


 

 


Монархия (от гр.

monarchia —

единовлас­тие, самодер­жавие)

Респуб­лика (от лат. res- pubtica — общест­венное дело, государ­ство)

• Унитарное (от фр. unitai- ге — единый)

• Федератив­ное (от лат. foedus — со­юз, договор)

• Конфедера­тивное (от лат. confoede- ratio — союз, сообщество)

• Демократичес­кий (от гр. demo- kratia — власть народа)

• Тоталитарный (от новолат. tota- liter — целиком, полностью)

• Авторитарный (от лат. auctori- tas — власть, вли­яние)


 

 


Абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия) Дуалистиче­ская (Иорда­ния, Марок­ко, Непал) Парламент­ская (Вели­кобритания, Норвегия, Швеция)

Президентская (Арген­тина, Бразилия, США)

Полу президентская (смешанная) (Авст­рия, Россия, Франция)

Парламентская (Гер­мания, Индия, Италия, Швейцария)


 

 


Виды монархий и их признаки
Лиями сравнения Абсолютная Дуалистиче­ская (от лат. duo — два) Парламентская (к о н ст иту ц ион на я)'
1. Принадлеж­ность законо­дательной власти Монарху Разделена между мо­нархом и пар­ламентом Парламенту
2, Осуществ­ление испол­нительной власти Монарх Формально — монарх, фактиче­ски — правитель­ство
3. Назначение главы прави­тельства Монарх Формально — монарх, но с уче­том парламент­ских выборов

 

144

Линии сравнения Абсолютная Дуалнстнче - екая (отлат. duo — два) Па рламентская ( конституциоиная)
4. Ответствен­ность прави­тельства Перед монарх dm Перед парламен­том
5. Право рос­пуска парла­мента (парламент отсутствует) V монарха (неограни­ченное) У монарха(по ре­комендации пра­вительства)
6. Право veto монарха на ре­шения парла­мента   Абсолютное veto Предусмотрено, но не исполь­зуется
7. Чрезвычай­но-указное за­конодательст­во монарха Неограничен­ное (указ мо­нарха имеет силу закона) Только в пе­риод между сессиями парламента П ре дусмотре но, но не исполь­зуется
8. Современ­ные государ­ства Бахрейн, Ка­тар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Велико­британия, Дания, Испания, Нидер­ланды, Япония

 

 

Виды республик и их признаки
Линии сравнения Президентская Полупрезн дентская (смешанная) Парламентская
1. Порядок избрания пре­зидента Избирается всенародным голо­сованием (внепарламентский путь) Избирается на заседании пар­ламента
2. Порядок образования правительства Президент формирует правительст­во при опреде­ленном парла­ментском контроле Правительство формируется президентом из лидеров побе­дившей на вы­борах в парла­мент партии и должно полу­чить вотум до­верия парла­мента Правительст­во формиру­ется парла­ментом из лидеров побе­дившей на вы­борах партии

Линии сравнения Президентская Полу прези­дентская (смешанная) Парламентская
3. Ответствен­ность прави­тельства Перед прези­дентом. Парламент не может выра­зить вотум не­доверия пра­вительству Двойная ответ­ственность — перед парла­ментом и час­тично перед президентом. Президент не отаетственен за действия прави­тельства. Вотум недоверия пар­ламента прави­тельству невоз­можен Перед парла­ментом. Пар­ламент может внести вотум недоверия правитель­ству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отстав­ку правитель­ства
4. Право рос­пуска парла­мента у прези­дента Отсутствует Президент имеет право роспу­ска парламента
5. Наличие поста премьер- министра Отсутствует Существует пост премьер-мини­стра
6. Объем пол­номочий пре­зидента Полномочия президента; он не только глава госу­дарства, но и глава ис­полнительной власти Президент — глава государст­ва. Полномочия в осуществле­нии исполни­тельной власти разделены меж­ду президентом и правитель­ством Президент­ские полномо­чия номиналь­ны, любые действия он совершает по рекоменда­ции прави­тельства, которое несет за них ответ­ственность
7. Современ­ные государ­ства США, страны Латинской Америки Австрия, Рос­сия, Франция Индия, Ита­лия, ФРГ, Швейцария

 

Формы государственно-территориального устройства

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
1. Сущность формы госу­дарствен но- территори­ального уст­ройства Единое, неде­лимое, состав­ляющее одно целое госу­дарственное устройство Объединение нескольких территориаль­ных единиц в одно государс­тво Объединение аб­солютно незави­симых субъек­тов, имеющих независимую систему госу­дарственных ор­ганов и законо­дательств, свою валюту, граж­данство, нацио­нальные армии
2. Конститу­тивные (определяю­щие) реше­ния Принимают­ся высшими органами власти Принимаются высшими союз­ными органа­ми; в сфере сов­местного веде­ния — с участием субъ­ектов федера­ции Принимаются высшими орга­нами власти го­сударств-участ­ников
3. Террито­рия Единая,гра­ницы ад мини­стр атив но- территориаль­ных единиц устанавлива­ются и изме­няются цент­ром Образуют терри­торию субъек­тов, внутрен­ние границы изменяются только с согла­сия субъектов в установленном конституцией порядке Отсутствие еди­ной территории
4. Полити­ческая само­стоятель­ность Администра­тивно-терри­ториальные единицы не наделены по­литической самостоятель­ностью Субъекты обла­дают опреде­ленной полити­ческой самосто­ятельностью Государства- участники со­храняют пол­ную политичес­кую самостоя­тельность

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)