Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 20. Правовая культура




Юридическая наука, рассматривая проблемы взаимосвязи права с культурой, использует понятие «правовая культура».

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как от­дельной личности, так и общества в целом.

Структура правовой культуры

• Состояние правосознания в обществе.

• Действенность функционирования правовых органов и учреждений.

• Уровень правотворческой деятельности (правотвор­чества ).

• Состояние законности и прочность правопорядка.

Правовая культура может быть рассмотрена и как качест­венное правовое состояние личности, а также общества в це­лом. Поэтому принято выделять два уровня правовой куль­туры.

Уровни правовой культуры

Наименование уровня Его сущность Примеры проявления
Правовая культура личности Отражает степень и ха­рактер развития личнос­ти, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включа­ет в себя: — правосознание чело­века; — привычку к правомер­ному, законопослуш­ному поведению; — правовую активность личности, т. е. умение эффективно использо­вать правовые средст­ва для достижения своих целей Знание Конститу­ции, основных прав, свобод и обязаннос­тей человека и граж­данина. Уважительное отно­шение к праву. Стремление строить свое поведение в соот­ветствии с предписа­ниями правовых норм. Готовность остано­вить правонарушение и др.
Правовая культура общества Отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, Незыблемость конс­титуционного строя. Признание верховен-
л пллс 1 гарапшш сс цра- вовой защиты и граждан­ской активности. Складывается из право- datj 1/irfflwmt.i г4фгто tntlttv uu11 х\jr vx1j * jf рш v/ 1 fi^v^lwuxma граждан i-iua oaaunuo. Уважение к демокра­тическим правовым институтам, правам и лвп^/irrам ттаттпой1/о тя
гражданина. Системность и до­ступность законода­тельства. Строгое и неуклон­ное соблюдение за­конности и др.

 



Важнейшим элементом правовой культуры является уро­вень правосознания в обществе.

Правосознание (правовое сознание) это совокуп­ность идей, представлений, чувств, выражающих отноше­ние людей к действующему или желаемому праву.

Принято различать несколько уровней и видов правосоз­нания.

Правосознание
Уровни Виды
• Обыденное (эмпирическое): уро­вень правосознания обычного чело­века, который не обладает каки­ми-либо особыми познаниями в праве • Индивидуальное: форми­руется у конкретного ин­дивида
• Профессиональное: правосозна­ние юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспру­денции • Групповое: формируется в отдельных социальных группах(например, у бю­рократов)
• Научное (теоретическое): ха­рактерно для ученых-юристов, ко­торые на глубоком теоретическом уровне анализируют право • Общественное

 

Позитивное правосознание формируется в том случае, когда человек:

— признает необходимость права;

— соблюдает правовые нормы по убеждению, а не из чув­ства страха;

— уважительно относится к правам других.

Правосознание охватывает только духовную жизнь обще­ства, является лишь частью общественного сознания. Право­вая культура включает в себя как духовные характеристики, так и материальные составляющие права — юридические уч­реждения, их организацию, отношения.

Два важных элемента — уровень развития правотворче­ства и состояние законности и правопорядка в стране харак­теризуют как бы два измерения правовой культуры, от взаим­ной согласованности которых во многом зависит качество правовой жизни общества.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов го­сударства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделя­ется на следующие виды: непосредственное правотворчество народа (референдум); правотворчество государственных орга­нов (Государственной Думы, Правительства и др.); правотвор­чество отдельных должностных лиц (Президента, губерна­тора и др.); правотворчество организаций, учреждений, пред­приятий.

Основой правотворчества государства является законот­ворческая деятельность.

Законотворческая деятельность (законотворчество) —

это правотворческая деятельность высших представи­тельных органов — парламентов, в процессе которой изда­ются нормативные акты высшей юридической силы — за­коны, принимаемые в соответствии с усложненной про­цедурой.

В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.

Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми орга­нами государства, должностными и иными лицами.

Для проведения данного принципа в жизнь от всех участ­ников правоотношений требуется:

— соблюдение и уважение права;

— понимание его культурной и духовной ценности.

Это делает законность важной политико-правовой харак­теристикой общества.

Кроме того, уровень законности показывает, насколько законы соответствуют правовым представлениям населения на данном историческом этапе, а также насколько они отвеча­ют потребностям общества и способствуют его развитию.

Реализация принципа законности способствует утвержде­нию в обществе правопорядка.

Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.

Правопорядок характеризуется следующими критери­ями:

— высоким уровнем соблюдения законов;

— обеспечением и реализацией субъективных прав;

— исполнением юридических обязанностей всеми граж­данами, организациями, государственными органами.

Правовая культура в реальной жизни выполняет следую­щие функции.


Функции правовой культуры

Наименование функции Ее сущность Примеры проявления функции
Познава­тельно-пре- образова­тельная Теоретическое осоз­нание и обоснование необходимых меро­приятий по формиро­ванию правового го­сударства, организа­ция их проведения Инициативы органов го­сударственной власти или общественных орга­низаций о внесении по­правок, дополнений или изменений в существую­щие законы, выявление противоречий в системе законодательства
Праворегуля- тивная Обеспечение устойчи­вого, слаженного и эффективного функ­ционирования всех элементов правовой системы и общества в целом Четкие представления граждан о необхо­димости соблюдения за­конности и правопо­рядка, о недопустимости нарушать своими дейст­виями права других лю­дей
Ценностно- нормативная Оценочное отноше­ние личности к цели и результатам право­вой деятельности, изучение этого отно­шения Реакция граждан на принятый закон, де­ятельность органов про­куратуры или милиции, а также изучение зако­номерностей данной реакции
Правосоциа- лизаторская Формирование право­вых качеств личности (через организацию правового просвеще­ния, правовой помо­щи, самовоспитание) Уроки правоведения и обществознания в школе, работа юри­дических консульта­ций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, зна­комство с новыми законами и т. п.
Коммуника­тивная Регулирование обще­ния граждан в право­вой сфере Наличие у граждан представления о необхо­димости юридического оформления сделок, пос­тупления на работу и т. п.

 

Наименование функции Ее сущность Примеры проявления функции
Прогностиче­ская Анализ тенденций, характерных для пра­вовой системы обще­ства Использование элемен­тов научного прогнози­рования и планомернос­ти в законодательной де­ятельности

 

Правовая культура имеет большое значение для гражда­нина и общества.

Значение правовой культуры
T*Q ПМЛШХТШЛ л.U^yiUVllU -111V развивает чело­века, способ­ствует созда­нию правовых ценностей НохсаптттюооФ тл тл тт тт тт т г о ОфТЛО М/ QQT РВПОЛЙ.V/ * x VJJWWU" разие националь­ной государствен­ности, правопо­рядка и правовой системы
ские знания и опыт чело­вечества, что позволяет сочетать и саморегулиро­вать отечественные и ино­странные источники право­вого прогресса

 

Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняю­щегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепле­ния законности и правопорядка, без чего невозможно постро­ить демократическое государство.

Образцы заданий

| А1. | Выберите правильный ответ. Особое социальное явле­ние, характеризующее правовое состояние как отдельной личности так и общества, называется

1) правосознанием

2) законностью

3) правопорядком

4) правовой культурой Ответ: 4.

| C7. | Может ли быть низкой правовая культура общества при высокой правовой культуре отдельно взятых личнос­тей? Свою позицию обоснуйте.

Ответ: Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как от­дельной личности, так и общества в целом. Поэтому возможно, когда отдельные личности, обладая высо­кой правовой культурой, живут в обществе с низкой правовой культурой. В этой связи значима общественная позиция этих граждан, их деятельность, которая поможет сформировать общественное мнение, общественные институты, нацеленные на складывание высокой правовой культуры всего общества.

Т2 ттл ттл»» 7тт1 о лпйю ттгчоплппт* т/ ту ттт тхутчт-т п тгиллтт/ тх лЛтттяпт

xjцслштх) доа wpcua xx^/a.a\ja\jxx хл*у x у^/ш ---------------------------- лххши^ш жхuvu^tcx *

ва — тесно переплетаются друг с другом, являясь взаимно не­обходимыми условиями и предпосылками.


Литература

Автономов В. С. Введение в экономику: учеб. для 10—11 классов общеобразоват. учреждений. М.: Вита-Пресс, 2004.

Барабанов В.В., Насонова ИЛ. Обществознание. 10-11 классы. Школьный словарь-справочник. М.: Астрель: Тран-

Баранов ПЛ. Обществознание в таблицах. 10-11 классы: справ, материалы. М.: Астрель : ACT : Ермак, 2005.

Баранов ПА., Воронцов А.В. Обществознание. 10 класс. Контрольные и проверочные работы. М.: ACT : Астрель, 2003.

Баранов ПЛ., Воронцов А.В. Обществознание. 11 класс. Контрольные и проверочные работы. М.: ACT : Астрель, 2002.


 

 


Ttr,r\r\uima A R Рлиnur\a ТС f Ппопл

1 fi­
TZnnnuna ГТ & ... .. Ц/ Г I. V . 1. ....>!

I .) л. ... v. х и uui


 

 


ll классы: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений: профильный уровень/ Под общ. ред. Г.А. Бордовского. М.: Вентана-Граф, 2008.

Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществозна­ния: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. В 2 ч. М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 2.

Бомол У. Дж„ Блайндер А. Экономикс. Принципы и по­литика. 9-е изд. В 2 т. М.: Юнити, 2004.

Братановский С.Н. Теория государства и права: учеб. по­собие. М.: Приор, 2002.

Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Пре­подавание истории и обществознания в школе. 2004. № 1. С.26-38.

Введение в политологию: книга для учащихся старших классов / Гаджиев К. С., Каменская Г. В., Родионов А, Н. и др. М.: Просвещение, 1993.

Горбунова М.Ю. Социология. Ответы на экзаменацион­ные вопросы. М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Горман Т. Экономика шаг за шагом. М.: ACT, 2005.

Гречко П. К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997.

Гукасъян Г. М„ Маховикова Г. А., Амосова В. В. Эконо­мическая теория. 6-е изд. СПб.: Питер, 2008.

Двигалева А. А. Обществознание. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.

Единый государственный экзамен 2002. Контрольные из­мерительные материалы. Обществознание/А.Ю. Лазебникова,

E.JI. Рутковская, JI.H. Боголюбов и др.; Мин-во образования РФ. М.: Просвещение, 2002.

Единый государственный экзамен. Обществознание. Конт­рольные измерительные материалы. 2008/ Авт.-сост. П.А. Ба­ранов, А,В. Воронцов. М.; Просвещение; СПб.; филиал изд-ва «Просвещение», 2008.

Задания и тесты по обществознанию. 11 класс / Ю.И. Аве­рьянов, JI.H. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.; Науч. ред. Л.Н. Боголюбов; Ред-сост. Е.И. Жильцова. М.: Школа-Пресс, 2000.

Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008.

Кармин А. С., Гусева Е. А. Культурология. Экзаменацион­ные ответы для студентов вузов. СПб.: Питер, 2006.

Касьянов В. В. Основы социологии и политологии: экзаме-

иОТТИПиОТ-ТО ППМ>АФ1.Т Рлптлп ТТ / ТТ • ft)OUTJVn .9ПП9

Xiui^uvnumv U 1 JJV^ 1 1J1 • A VV1VU ll j jj • • Т^ДХИЛ.^/} UV/\/(J i

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Политология. 10—11 кл.: учеб. пособие для профильных классов общеобразоват. уч­реждений. М.: Дрофа, 2007.

Клименко АЛ., Румынина В.В. Экзамен по обществозна­нию: конспекты ответов. М.: Научно-технический центр «Университетский»: Рольф, 2001.

Коваленко А. И. Теория государства и права (В вопросах и ответах): учеб. для студентов юридических вузов и факульте­тов. М., 1994.

Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. М.: Издательство «Омега — Л», 2008.

Кравченко А. И. Введение в социологию. М.: Просвеще­ние, 2002.

Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Ака­демический Проект, 2002.

Кравченко АЛ. Социология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 2008.

Краткий курс по социологии: учеб. пособие / Н. С. Носова, К. Е. Халин. М.: Издательство «Окей-книга», 2008.

Краюшкина СЛ. Тесты по обществознанию. 10 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Краюшкина CJ3. Тесты по обществознанию. 11 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Краюшкина С. В. Обществознание. Краткий курс для пос­тупающих в вузы: учеб. пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Кудинов О Л. Правоведение. Ответы на экзаменационные вопросы: учеб. пособие для вузов. М.: Издательство «Экза­мен», 2007.

Кухарчук Д.В. Социология: конспект лекций. М.: Юрайт- издат, 2008.

Лазебникова А. Ю. Методические вопросы изучения курса «Человек и общество» // Преподавание истории в школе. 1991. №6. С. 30—32.

Лазебникова А.Ю., Боголюбов Л.Н. и др. Единый государ­ственный экзамен. Обществознание. Задания для подготовки. М.: Просвещение, 2006.

Лазебникова А.Ю., Брандт MJO. Обществознание. ЕГЭ:

*»отлтт ттлллЛмо тт тт ег гтл утплт^лтя^т» ЛТ • Qvoomou 9ПЛй

Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: метод, пособие по курсу «Человек и общество». М.: Дрофа, 1998.

Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов БЛ. Поурочные методические разработки по обществознанию. 10-11 классы: к учебнику А.Ю. Лазебниковой и др. «Обществознание. 10­11 классы» / Под ред. А.Ю. Лазебниковой. М.: Издательство «Экзамен», 2005.

Лазебникова А.Ю., Рутковская ЕЛ. и др. ЕГЭ — 2007. Ре­петитор. М.: Просвещение : ЭКСМО, 2007.

YfnicwnuM/j п R* Р Rnin Г 77 SvnHnMuvp' тт п г* TJT т т тттТ-Т ппп.

... . •» !' "' ... " ........... ..J............,

блемы и политика. 16-е изд. В 2 т. М.: Инфра-М, 2007.

Маклаков А. Г. Общая психология : ответы на экзамена­ционные билеты. СПб.: Питер, 2008.

Материалы для подготовки и проведения итоговой аттес­тации выпускников средних общеобразовательных учрежде­ний по обществознанию. 11 класс / Сост. Л.Ф. Иванова. М.: Дро­фа, 2001.

Международные документы по правам человека. Сбор­ник. СПб.: Специальная литература, 1995.

Морозова СЛ. Обществознание: учеб.-метод, пособие. СПб.: Паритет, 2001.

Мухаев Р. Т. Основы политологии: учеб. для средней шко­лы. М.: Новая школа, 1996.

Немое Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология.

Т/•_____ "_____ Л1ТТ« . т г____ пплп

г\,раткии курс. иитер, лиио.

Нижников С. А. Тесты по обществознанию: учеб.-метод, пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Никитин А. Ф. Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации. М.: ACT: Астрель, 2003.

Обществознание. Базовый уровень. 10 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2007.

Обществознание. Базовый уровень. 11 класс / Под ред. JI.H. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева. М.: Просве­щение, 2007.

Обществознание. Пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов, А. А. Дорская, В. Г. Зарубин и др.; Под ред.

B. В. Барабанова, В.Г. Зарубина. М.: ACT : Астрель; Влади­мир: ВКТ, 2008.

Обществознание для абитуриентов / Под ред. В. Н. Князе­ва. М.: Айрис-пресс, 2007.

Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов / Под ред. Ю. Ю. Петрунина. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КДУ, 2008.

Обществознание: учеб.-справ, пособие для учащихся 11 классов общеобразоват. учреждений и абитуриентов (Се­рия «Готовимся к ЕГЭ. Поступаем в вузы») / Авт.-сост.: П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; Под ред. П. А. Баранова. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.

Основные кодексы и законы Российской Федерации. СПб.: ИД «Весь», 2002.

Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию / Сост. JI. Н. Боголюбов; Под ред. А. Ф. Ки­селева. М.: Дрофа, 2000.

Певцова Е^А. Обществознание. 10—11 классы. Книга для учителя: метод, пособие к учеб. А. И. Кравченко «Обществоз­нание. 10—11 классы». М.: ТИД «Русское слово — РС», 2000.

Передерий С. В. Политология для студентов вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

Петров М.И. Основы государства и права. Ответы на экза­менационные вопросы: учеб. пособие для вузов. М.: Издатель­ство «Экзамен», 2006.

Политология: учеб. / Под ред. В. И. Буренко, В. В. Журав­лева. М.: Издательство «Экзамен», 2005.

Рынков А. К., Яшин Б. JI. Философия. 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ. 2008. Обществознание / Авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: ACT: Астрель, 2008.

Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 18-е изд. М.: «Вильяме», 2006.

Стандарт полного (общего) образования по обществозна­нию (включая экономику и право). Базовый уровень // Пре­подавание истории и обществознания в школе. 2004. № 8.

C. 11—14.


Теория государства и права: учеб. / Под ред. В. М. Корель- ского. М.: Норма, 2001.

Тестовые измерители знаний и умений учащихся по обще­ствознанию / Под ред. В. В. Барабанова. СПб.: СМИО Пресс, 2001.

Халин К. Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие. М.: Издательство «Окей-книга», 2008.

Ховрин А. Ю. Решение демографической проблемы: соци­альное партнерство молодежи, власти, общества // Социаль­но-гуманитарные знания. 2008. № 2. С. 141—-162.

Человек и общество. Обществознание. 10—11 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / JI. Н. Бо­голюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2004—2007.

Экономика: учеб. для 10—11 классов общеобразоват. уч­реждений гуманитарного профиля/А. Я. Линьков, С. И. Ива­нов, М. А. Скляр и др.; Под ред. А. Я. Линькова. М.: Вита- Пресс, 2005.

^тттгл^тгт уо т-, nATrnAnnv т» ATnnmnv • ,ттгоЙ гтллл^пл / ТТ/-Ч тт пагг LTvunumjriiva а оиириъал n u х ос i ал • j чей. uw^-uunc / AAVJ/J,

И. П. Николаевой. М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Экономика. Словарь терминов. Экзаменационные ответы. М.: «Ответ», 2007.


Справочное издание

Баранов Петр Анатольевич Воронцов Александр Викторович шевченко у^ергеи .Владимирович

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Под редакцией П.А. Баранова

Редакция «Образовательные проекты»

Ответственный редактор Юшина Художественный редактор Т.Н. Войткевич Техничёский редактор АЛ. Шелудченко Корректор И.Н. Мокина

Оригинал-макет подготовлен ООО «БЕТА-Фрейм» Обложка — дизайн-группа «Дикобраз»

Общероссийский классификатор йродукции ОК-005-93, том 2; 953005 — литература учебная

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.009163.08.07 от 03.08.2007 г.




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (553)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)