Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровни и компоненты организационной культуры



2015-12-06 1501 Обсуждений (0)
Уровни и компоненты организационной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со сторо­ны национальной культуры. В свою очередь, организационная или корпоративная культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих групп и команд.

Соотношение и взаимовлияние культур различных уровней:

- национальная культура - культура страны или меньшин­ства в стране;

- организационная культура - культура корпорации, пред­приятия или ассоциации;

- рабочая культура - культура доминирующего вида дея­тельности общества;

- культура команды - культура рабочей или управленче­ской команды.

Организационная культура - это сложное явление, не всегда лежащее на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно го­ворить о том, что организация имеет душу, то этой душой являет­ся организационная культура.

К. Шольтс отмечал, что корпоративная культура представ­ляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание органи­зации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения.

В современной литературе существует довольно много опре­делений понятия организационной культуры. Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет единственно «верного» толко­вания. Каждый из изучающих ее стремится дать собственное тол­кование организационной культуры. Большинство авторов сходит­ся на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся фор­мулировке), бездоказательно приписываемых и разделяемых чле­нами группы или организации.

Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриор-


ганизационного окружения. Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, цен­ностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.

Анализируя структуру организационной культуры, выделя­ют три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный.

Знакомство с организационной культурой начинается с перво­го, поверхностного уровня, включающего такие внешние организа­ционные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производст­венных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т. п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.

Те, кто пытаются познать организационную культуру глуб­же, затрагивают ее второй, внутренний уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые чле­нами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верова­ний носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.

Третий, глубинный уровень включает базовые предположе­ния, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения (например, отношение к природе, отношение к человеку, отношение к работе), которые направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.

Итак, организационная культура охватывает большую об­ласть явлений духовной и материальной жизни коллектива, а именно: доминирующие в нем моральные нормы и ценности; принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы; установ­ленные стандарты качества выпускаемой продукции, даже мане­ру одеваться и вести себя и т. д.

Существует десять содержательных характеристик, свойст­венных любой организационной культуре (компоненты культуры).


1. Идентификация и цель: смысл «Я» (ощущение себя), ме­сто, миссия.

2. Коммуникативная система и язык общения: передача ин­формации, взаимодействие, обмен.

3. Одежда, внешний вид и представление себя на работе: вид, стиль, имидж, репутация.

4. Пища и способ ее подачи: подготовка, обслуживание, пи­щевые предпочтения.

5. Осознание времени, отношение к нему и его использова­ние: смысл продолжительности интервалов.

6. Взаимоотношения между людьми: родство, род, ранг, ста­тус, награды и признание.

7. Ценности и нормы: система потребностей/приоритетов, стандарты поведения.

8. Убеждения и отношения. Мировоззрение: мифы, филосо­фия, перспектива, религия, обряды, ритуалы.

9. Развитие и самореализация работника: мыслительные
процессы, образование.

10. Особенности и методы работы: фокус, направленность
работы, рабочие паттерны и процедуры, управление и лидерство.

Рассмотрим более подробно эти характеристики.

Идентификация и цель. Осознание себя и своего места в организации. Культура дает людям ощущение идентичности в отношении группы и до некоторой степени определяет их место в жизни. Культура также способствует объяснению смысла объе­динения людей в группу посредством миссии и целей (кто моя группа, почему я с ними) (в одних культурах ценится сдержан­ность и сокрытие работником своих внутренних настроений и проблем, в других - поощряется открытость, эмоциональная под­держка и внешнее проявление своих переживаний; в одних слу­чаях творчество проявляется через сотрудничество, а в других -через индивидуализм).

Коммуникативная система и язык общения. Группа от­личается своими собственными системами, как вербальной, так и невербальной связи. Уникальные процессы взаимодействия раз­виваются с помощью использования специального набора слов, особой терминологии и кодов. Дальнейшее дифференцирование


происходит через диалекты, сленг, жаргон и т. д. (меня могут по­нимать и я могу понимать благодаря специальной терминологии; где-то приемлемо общаться устно, где-то через e-mail и т. п.); ис­пользование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации варьируется от организации к организации.

Одежда, внешний вид и представление себя на работе. Культура проявляет себя через предметы одежды, художествен­ное оформление, через украшения и т. д. Длина волос или отсут­ствие их, макияж, наличие драгоценностей, спецодежда или уни­форма могут характеризовать социальную группу или подразде­ление компании («пираты», старики, подростки, террористы, во­енные, медицинские работники, железнодорожники и т. д.). Разнообразие униформ, деловых стилей, норм использования косметики, духов, дезодорантов и тому подобного, свидетельст­вуют о существовании множества микрокультур.

Пища и способ ее подачи. Способ, которым пища приготовле­на, представлена и съедена, зависит от культуры, о чем знает каждый посетитель китайского или французского ресторана. Религиозные нормы запрещают некоторую пищу типа говядины или свинины или определяют способ их приготовления. Способ подачи может вклю­чать использование рук, палочек для еды или столового прибора. Этот аспект позволяет определить доминирующую культуру для дальнейшего анализа (как организовано питание работников в орга­низации, включая наличие или отсутствие столовых и буфетов; уча­стие организации в оплате расходов на питания; периодичность и продолжительность питания; совместное или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т. п.)

Осознание времени, отношение к нему и его использова­ние. Осознание времени заключается в сроках, измерении интер­валов, в степени формализованное™ темпов.

Культурные факторы влияют на то, что одни люди использу­ют более точный, а другие - относительный смысл времени. В не­которых культурах время связывается с восходом солнца или зака­том, с сезоном дождей, с засухой или с другими природными из­менениями. При выполнении специальных проектных работ обычно указываются лишь крайние сроки.


В то же время новая технологическая культура работы час­то функционирует по круглосуточному графику, где операции расписаны по минутам. (Если речь идет о постановке конкрет­ных сроков, то необходимо учитывать понятие о времени в той или иной культуре, так как это может быть причиной рассогло-сований; фраза «проект будет готов к концу недели» может быть совершенно неконкретной для представителей некоторых культур.)

Взаимоотношения между людьми. Культуры устанавли­вают человеческие и организационные отношения к возрасту, по­лу, статусу и степеням родства, богатству, власти и мудрости.

В зависимости от того является ли культура патриархальной или матриархальной, главенствующей фигурой власти является мужчина или женщина. В некоторых культурах у власти находят­ся старики, в других - молодежь. Культура может давать равные возможности для женщин или вынуждать представительниц жен­ского пола носить чадру, казаться почтительными и уступать многие права доминирующим мужчинам.

В успешных многонациональных корпорациях мультикуль-турные отношения являются фактором глобальной разработки наряду с техническим обеспечением. (На все ли переговоры мож­но посылать женщину-специалиста? Наверное, нет, если мы го­ворим о патриархальной культуре; ее могут просто не воспри­нять, и это скажется на результатах мероприятия.)

Ценности и нормы. Культура влияет на то, как люди вос­принимают свои потребности и как они ранжируют их по при­оритетам (ценности - индивидуализм или коллективизм; частная собственность или коллективная собственность и т. п.).

Ценности культуры и нормы поведения выражены в обще­стве открыто или скрыто. Эти приемлемые стандарты поведения могут быть представлены в форме рабочей этики, в принципах этикета, кодексах поведения, нормативах и законах (первые представляют собой совокупности представлений о том, что хо­рошо, а что - плохо; вторые - набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения).

Убеждения и отношения. Мировоззрение. Каждая куль­турная группа имеет убеждения, которые формируют стремления


и отношения своих членов независимо от рациональности этих убеждений или от объективной правды.

В национальных культурах это может принимать форму ве­ры в сверхъестественное или в Бога и быть связано с принятием религиозной системы (мы - избранный народ). Таким образом, культура позволяет обеспечивать руководство людьми, формируя систему взглядов на такие фундаментальные вопросы жизни, как особенности человеческой сущности, смысл жизни человека.

В организационных культурах доминирующая деловая фи­лософия отражается в документах, процедурах и публикациях. Организационные убеждения и отношения определяют системы признания и вознаграждения - обряды и ритуалы, которые ран­жируются от вечеров и церемоний награждения призами до уч­реждения клубов для ведущих сотрудников. Кроме того, убежде­ния и отношения включены в мифы, традиции, легенды о героях группы и их исключительном характере (уверенность, что моя компания самая лучшая, перспективная и т. п.)

Мировоззрение - представления об окружающем мире, при­роде человека и общества, направляющие поведение членов ор­ганизации и определяющие характер их отношений с другими со­трудниками, клиентами, конкурентами и т. д. Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его этни­ческой культурой и религиозными представлениями.

Значительные различия в мировоззрениях работников серьез­но затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для значительных внутриорганизационных противоречий и конфлик­тов. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно и требуются значительные усилия, чтобы достичь некоторого взаимопонимания и принятия позиций лиц с иными мировоззрениями. Мировоззрение индивида трудно выразить в четких словесных формулировках, и далеко не каждый в состоянии объяснить основные принципы, лежащие в ос­нове его поведения. И для понимания чьего-либо мировоззрения подчас требуется много усилий и времени, чтобы помочь человеку эксплицировать базовые координаты его видения мира.

Убеждения могут быть проявлены многими способами, на­пример, в положении и роли женщин в обществе. В некоторых


обществах женщины почитаются; в других - рассматриваются равными мужчинам; в некоторых культурах они подвластны муж­чинам. В индустриальной рабочей культуре женщины часто под­вергаются дискриминации при приеме на работу или при продви­жении по службе; часто женская работа оплачивается вменьшем размере. При появлении постиндустриальной рабочей культуры главным является компетентность, а не различие полов. Поэтому женщинам должны быть даны равные возможности занятости.

Развитие и самореализация работника. Способ, которым люди думают, изучают, организовывают и обрабатывают инфор­мацию, уникален и часто различен. Некоторые культуры исполь­зуют целостное мозговое мышление, другие предпочитают пра­во- {интуиция) - или левополушарное {логика). Например, в не­которых странах высоко ценится логика, в то время как в дру­гих - интуиция. Хотя рассуждение и изучение - это универсальные процессы, формы образования и обучения могут быть очень разными (бездумное или осознанное выполнение ра­боты; опора на интеллект или силу; свободная или ограниченная циркуляция информации в организации; признание или отказ от рациональности сознания и поведения людей; творческая обста­новка или жесткая рутина; признание ограниченности человека или акцент на его потенции к росту).

Особенности и методы работы; трудовая этика и моти­вирование. Культуры отличаются способами восприятия и отно­шением к работе; они различаются по типам одобряемой работы, способам разделения работы и методам работы. Культура через экономику определяет ценность и необходимость работы для кон­кретной группы. В некоторых культурах все ее члены участвуют в желательной и заслуживающей внимания деятельности, но их членство не измеряется стоимостью работы в денежном выраже­нии; вместо этого подчеркиваются роль и значение работы для объединения. Культура определяет условия, возможности и сег­ментацию профессиональной деятельности (отношение к работе как ценности или повинности; ответственность или безразличие к результатам своего труда; отношение к своему рабочему месту; ка­чественные характеристики трудовой деятельности {quality of working life); достойные и вредные привычки на работе; справедли-


вая связь между вкладом работника и его вознаграждением; плани­рование профессиональной карьеры работника в организации).

Указанные характеристики культуры организации в сово­купности отражают и придают смысл концепции организацион­ной культуры. Содержание организационной культуры определя­ется не простой суммой ожиданий и реального положения ве­щей по каждой характеристике, а тем, как они связаны между собой и как они формируют профили определенных культур. От­личительной чертой той или иной культуры является приоритет­ность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникнове­ния конфликта между ее разными составляющими.

В этом контексте говорить об организационной культуре как однородном феномене не приходится. В любой организации по­тенциально заложено множество субкультур.

Исходя из указанных характеристик можно выделить уни­версальные принципы построения организационной культуры:

1) выполнение своих обязанностей на высоком уровне ком­петенции;

2) инициативность и способность к риску;

3) приспособляемость к переменам;

4) способность принимать решения;

5) умение работать в команде;

6) открытость для информации о грядущих или актуальных проблемах;

7) доверие к людям;

8) умение уважать других (клиентов, поставщиков, коллег), а также самого себя;

9) умение отвечать за свои поступки и принимать на себя ответственность;

10) необходимое соответствие вознаграждения результатам
работы.



2015-12-06 1501 Обсуждений (0)
Уровни и компоненты организационной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровни и компоненты организационной культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1501)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)