Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы интеллектуальной деятельности



2015-12-06 1093 Обсуждений (0)
Основы интеллектуальной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Уровни поведения:

Таксисы-направленные движения организмов (простейшие животные и низшие растения), отдельных клеток или их органелл под влиянием односторонне действующего стимула – света (фототаксис), температуры (термотаксис), химических веществ (хемотаксис) и т.д.

Рефлекс - опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Инстинкт – совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Интеллектуальное поведение (рассудочная деятельность) – тип поведения являющийся вершиной психического развития животных; сложная форма поведения, отражающая межпредметные связи и обеспечивающая возможности приспособления, переноса навыков.

 

2.Особенности интеллектуального поведения:

1. Деятельное изучение ситуации животным прежде, чем оно начнет действовать.

2. Наличие колебаний, перерывов между действиями, напоминающих «размышление».

3. Попытки разумного, целенаправленного реагирования на ситуацию, выражающиеся в том, что животное сразу пытается решить возникшую проблему, не делая случайных движений, бессмысленных проб и ошибок.

4. В случае если первоначальный способ решения оказался неудачным, вслед за ним применяется новый, причем переход от одного способа решения к другому кажется быстрым и внезапным ( изобретение новых способов решения задач).

5. Удерживание в процессе выполнения действия конечной его цели в сфере внимания. Разумность и целенаправленность всех совершаемых движений, их подчиненность достижению цели.

6. Наличие в деятельности особого критического момента, когда животное как бы внезапно и быстро совершает необходимую серию действий, прямо ведущих к цели. Эта часть деятельности для наблюдателя очевидным образом отделяется от всех предыдущих попыток.

7. Легкость повторения в новых условиях однажды найденного решения проблемы.

8. Способность обнаруживать, усматривать существенное в ситуации, обращать на него внимание, отвлекаясь от всего остального.

9. Использование внешних предметов как орудий.

10. Обход препятствий.

11. Решение двухфазных задач.

 

3. Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К его фактам относят:

-отдельные движения и жесты (например: поклон, кивок, сжимание руки)

-внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например: поза, мимика, взгляды, покраснения лица, дрожь.)

-действия, которые имеют определенный смысл;

-поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

4. Деятельность– это активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появление у него определенной потребности, мотива.

Характеристики деятельности:

- предметность;

- социальная, общественно-историческая природа (самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может;)

- опосредованный характер (в роли средства выступают орудия труда, материальные предметы, знаки, символы);

- целенаправленность;

- продуктивный характер (изменения во внешнем или внутреннем мире).

5.Исходя из вышесказанного у животных нет деятельности есть активность или есть деятельность, но на очень примитивном уровне.

Отличие активности животных от деятельности человека:

- у животных - потребительский характер, у человека – продуктивный характер;

- у животных исходит из естественных потребностей;

- преобразующий характер у человека, животные приспосабливаются к окружающей среде.

- орудие труда у человека.

- совместная деятельность у человека.

- у животных – наследственно-закрепленные формы поведения, у человека – приобретаются в процессе обучения.

6. Деятельность состоит из следующих структурных компонентов:

(потребность, мотив, цель, действие, операции).

Потребность– это отражение в сознании человека его нужд в чем-либо. Выделяют следующие виды потребностей:

Биологические – отражающие нужду его организма в еде, воздухе, воде и тепле.

Материальные потребности: пища, одежда, жилье.

Духовные: познавательные, моральные, эстетические и творческие.

Мотив - это предмет потребности.

Виды:

1. По содержанию: материальные, духовные.

2. По виду деятельности: игровые, трудовые, учебные.

3. По степени осознанности: осознанные – человек отдает себе отчет в содержании потребности, неосознанные – человек не отдает себе отчета в том, что его побуждает.

Мотив – то, что побуждает человека к деятельности, то ради чего осуществляется деятельность.

Деятельность человека полимотивирована, т.е. множество мотивов обслуживают одну и ту же деятельность. Не все мотивы осознаются. Человек может совершать некоторые поступки и не суметь ответить, почему он так потупил.

Цель – осознанный образ желаемого результата, т.е. того результата, который хочется достигнуть. Сами цели чрезвычайно разнообразны и разномаштабны. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более мелкие и т.д. Но в любом случае цели выступают в качестве регуляторов тех способов, с помощью которых эти цели достигаются.

Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Различают действия: сенсорные (восприятие объекта), моторные (двигательные), волевые, мыслительные, внешние, предметные (направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира), умственные (выполняемые во внутреннем плане сознания).

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочной (управляющей), исполнительной (рабочей) и контрольно-корректировочной. Первая обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Вторая осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход его выполнения, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной части.

Операция – способ выполнения действия.

Главное свойство операций состоит в том, что они автоматизированы, мало осознаются. Этим они кардинально отличаются от действий, которые предполагают наличие осознаваемой цели и сознательный контроль за их протеканием.

Виды человеческой деятельности:

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми.

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Для детей они носят, главным образом развивающий характер. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Оно может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности, как их побочный дополнительный результат. У взрослых учение приобретает характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

7. Интеллект(от лат. Intellectus – понимание, познание) – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т.д.

Качества человеческого интеллекта:

-любопытство – стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

-глубина ума – способность определять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

-гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

-логичность мышления – способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;

-доказательность мышления – способность к использованию в нужный момент факты и закономерности, подтверждающие правильность суждений и выводов;

-критичность мышления – способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений ( способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

-широта мышления – способность к всестороннему охваты объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.

Выделяют следующие формы интеллекта:

вербальный, включающий запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное;

невербальный, связанный с решением абстрактно-логических задач;

практический, составной частью которого является умение адаптироваться к окружающей обстановке.

Уровни интеллекта:

1) абстрактный (высший) – оперирование понятиями, словами, отражающее уровень когнитивных способностей человека;

2) конкретный – ориентирован на решение практических задач и на взаимодействие с различными предметами.

Формы организации интеллекта: здравый смысл, рассудок, разум. Под здравым смыслом подразумевают процесс адекватного отражения реальной действительности, базирующийся на анализе сущностных мотивов поведения окружающих людей и использующий рациональный способ мышления. Здравый смысл позволяет человеку избегать ошибок при оценке и интерпретации внешних ситуаций и в соответствии с этим выбирать наиболее подходящий способ взаимодействий с окружающими. Рассудком называется познание, основанное на использовании формализованных знаний. Разум – это высшая форма организации интеллекта, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческому преобразованию действительности.

Рефлексия – это процесс познания субъектом своих внутренних психических актов и состояний, а также создания представления об истинном отношении к себе со стороны окружающих.

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода интеллект - это совокупность тех или иных способностей.

 

Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос.

1) Спирмен выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С его точки зрения, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

2) Терстоун, например, с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь потенций:

1. Счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2. Вербальную гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3. Вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;

4. Пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5. Память;

6. Способность к рассуждению;

7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

3) По другой концепции интеллект подразделяется на три типа:(соответствующие разным типам деятельности)

Вербальный интеллектвозникает благодаря языку, который позволяет нам формулировать и развивать свои мысли. От того, насколько он развит, зависит и получение новых знаний, и их запоминания , и их встревание в уже имеющуюся информацию, и их последующее извлечение из памяти. А еще он определяет нашу способность обосновывать, аргументировать, защищать свои идеи.

 

Логический интеллект-способность оперировать абстрактными понятиями с целью разложить задачу на несколько более простых. Он также отражает то, каким именно образом мы усваиваем новую информацию. Логический интеллект проявляется в последовательном решении задачи: чтобы получить ответ, необходимо поэтапно проанализировать элементы условия и выявить связи между ними. Анализ последовательностей позволяет понять смысл задач.

Логический интеллект присущ методичным, организованным личностям, склонным к планированию и предвидению. Этот тип интеллекта характерен для ученых, исследователей и всех тех, кто хочет понять устройство мира. Интеллектом такого типа обладают те, кто ощущает потребность во всем находить смысл.

Математический интеллект.С раннего детства ребенок начинает классифицировать информацию, делить её на категории, искать общение и различия. Это работа математического интеллекта на конкретном уровне. Затем происходит овладение цифрами и понимание системы счета. Постепенно мы начинаем осваивать математические операции, затем приобретаем способность производить в уме все более и более сложные вычисления. Развив свое математическое мышление, мы вступаем в область абстракций и способности строить рассуждения на основании гипотез. Чем более развит наш математический интеллект, тем сложнее могут быть наши умозаключения. Математический ум позволяет проверять существующие гипотезы и выдвигать новые. Такой тип интеллекта присущ изобретателям, ученым и вообще всем, кто должен манипулировать фактами.



2015-12-06 1093 Обсуждений (0)
Основы интеллектуальной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы интеллектуальной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1093)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)