Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


История формирования международных отношений как академической дисциплины. Отечественные и зарубежные центры подготовки специалистов-международников




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Для специальности 030701.65 «Международные отношения»

 

 

Сыктывкар 2012

Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта, с учетом требований учебного плана, рекомендаций Учебно-методического объединения по специальности 030701.65 «Международные отношения».

 

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры политологии и международных отношений

протокол № ___ от «___» _____________20__г.

Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор ___________________ И.А. Гончаров

 

Составители программы:

 

Гончаров Игорь Анатольевич д.филос.н. профессор кафедры ПиМО_______________

 

Ковалев Виктор Антонович д.полит.н. профессор кафедры ПиМО_____________

 

Штралер Олег Францевич к.полит.н. доцент кафедры ПиМО________________

 

Сведения о рецензентах:

 

Шабаев Юрий Петрович д.и.н. заведующий отделом этнографии Института языка,

литературы и истории КНЦ УрО РАН

__________________

 

Козырев Юрий Геннадьевич к.филос.н. Заведующий кафедрой философии и культурологии.

__________________

 

 

Государственным образовательным стандартом специальности 350200 —Международные отношения, утвержденным Министерством образования России 2 марта 2000 г. (регистрационный № 686) предусмотрена итоговая государственная аттестация (ИГА) выпускников в виде:



а) защиты выпускной квалификационной работы (ВКР);

б) государственного экзамена (ИГЭ).

Целью ИГА является оценка теоретической и практической подготовленности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности и к возможному обучению в аспирантуре. Итоговая государственная аттестация проводится Государственной аттестационной комиссией (ГАК) во главе с председателем, утверждаемым Министерством образования России. Состав ГАК утверждается приказом ректора вуза.

Программа ИГЭвключает перечень основных разделов дисциплин, выносимых на государственный экзамен, и список основной литературы, необходимой для подготовки к экзамену. Программа утверждена ученым советом. Перед экзаменом планируется проведение обзорных лекций и консультаций.

В течение одного дня ИГЭ принимается у 12–14 студентов. Время опроса одного

студента составляет не более 30 минут. Подготовка спецвопросов к госэкзамену не допускается. При необходимости по решению экзаменационной комиссии разрешается использовать справочную литературу.

Критерии оценки ответов на госэкзамене.

«отлично»

— знание основных закономерностей определяющих существование политической сферы жизнедеятельности общества;

— знание теории, умение анализировать проблему в синхронических и диахронических аспектах;

— умение применять основные теоретические положения политической науки при анализе конкретных политических проблем;

— умение содержательно и стилистически грамотно излагать суть вопроса.

«хорошо»

— знание основных закономерностей определяющих существование политической сферы жизнедеятельности общества;

— знание основных теорий описывающих политический процесс;

— умение применять основные теоретические положения политической науки при анализе конкретных политических проблем;

— умение содержательно и стилистически грамотно излагать суть вопроса.

«удовлетворительно»

— знание основных закономерностей определяющих существование политической сферы жизнедеятельности общества;

— наличие общего представления о научных теориях описывающих политический процесс;

— умение классифицировать политические явления в соответствии с общими закономерностями политического процесса;

— умение изложить основную суть рассматриваемой проблемы.

 

«неудовлетворительно»

— незнание основных закономерностей определяющих существование политической сферы жизнедеятельности общества;

— незнание теорий описывающих явления политической жизни;

— отсутствие аналитических навыков;

— неспособность последовательно и понятно изложить суть вопроса.

Вопросы к государственному экзамену по специальности

«Международные отношения»

  1. Современные международные отношения: социально-политическое измерение.
  2. История формирования международных отношений как академической дисциплины. Отечественные и зарубежные центры подготовки специалистов-международников.
  3. Международные отношения и мировая политика: соотношение понятий. Актор международных отношений и субъект мировой политики.
  4. Сферы профессиональной деятельности специалиста по международным отношениям: общая характеристика
  5. Политическая идеология, внешняя политика государств и международные отношения
  6. Политическая карта мира. Основные типы государственных границ и территориальных образований.
  7. Россия в системе современных международных отношений.
  8. Геополитика как самостоятельное направление теоретической мысли.
  9. Мировая политика: развитие предметных областей. Методы международных исследований.
  10. Эволюция государственно-центристской политической системы. Дискуссии вокруг проблемы «Эрозия Вестфаля». Поиск альтернативных вариантов политического устройства мира.
  11. Межправительственные организации как акторы мировой политики. Внутригосударственные регионы и мегаполисы.
  12. Негосударственные транснациональные акторы мировой политики. НПО, ТНК, этнические и религиозные движения, СМИ.
  13. Противоречивость процесса глобализации. Сопутствующие глобализации тенденции (локализация, изоляционизм).
  14. Глобальные проблемы мировой политики. Приоритетные задачи мирового сообщества в XXI веке.
  15. Терроризм как проблема современных международных отношений и мировой политики. Современный международный терроризм.
  16. Место и роль конфликтов в концепциях нового миропорядка. Особенности конфликтов в пост-биполярную эпоху.
  17. Глобальное управление: основные подходы, возможности, перспективы.
  18. Контуры новой политической системы мира. Сценарии перехода к ней.
  19. Вестфальская модель международных отношений (XVII –пер пол XVIII в.).
  20. Изменения вестфальскои международной системы в последней трети XVIII- нач. XIX века.
  21. Венская модель международных отношений (первая половина XIX века.). Общая характеристика.
  22. Характеристика международных отношений второй половины XIX века (50-е - 60-е гг.)
  23. Общая характеристика международных отношений в начале XX века.
  24. Исторический опыт принятия внешнеполитических решений в Российской империи и СССР.
  25. Российские внешнеполитические приоритеты и ресурсы. Общая характеристика.
  26. Неформальные акторы в процессе принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации
  27. Планирование внешнеполитической деятельности в Российской Федерации.
  28. Исполнительная власть Российской Федерации в процессе принятия внешнеполитических решений.
  29. Законодательная власть Российской Федерации в процессе принятия внешнеполитических решений.
  30. Роль СМИ в процессе принятия внешнеполитических решений.
  31. Кризис и распад СССР и образование СНГ.
  32. Проблема правопреемства после распада СССР. Организационная структура СНГ.
  33. Проблема безопасности на постсоветском политическом пространстве. Сотрудничество стран СНГ в обеспечении коллективной безопасности.
  34. Политические процессы в государствах СНГ. Общая характеристика политических режимов.
  35. Политическая стратегия России в отношении стран СНГ.
  36. Проблема Каспийского моря и деятельность России и стран СНГ по ее разрешению.
  37. Общая характеристика сотрудничества стран СНГ в гуманитарной сфере.
  38. Эволюция национального государства как политического института.
  39. Эволюция национального государства как экономического института.
  40. Глобализация как эволюция мира-экономики в концепции И. Валлерстайна.
  41. Модернизационная парадигма развития. Постиндустриальное общество. Конвергенция как синтез на основе высокого потребления
  42. Эволюция международных финансово-экономических институтов после второй мировой войны.
  43. Предмет теории международных отношений. Этапы его формирования.
  44. Истоки реализма и либерализма в теории международных отношений античности.
  45. Политическая реальность и внешнеполитические отношения в учении Н. Макиавелли.
  46. Формирование национальных государств и концепция суверенитета. Идея естественного права, права народов и вечного мира в Новое время.
  47. Вечный мир и историзм в системе международных отношений в немецкой классической философии.
  48. Геополитика как основа системы международных отношений.
  49. Прогресс и мировой порядок в ведущих идеологиях XX столетия.
  50. Место реализма и неореализма в теории международных отношений.
  51. Обществоведческие методологии и их роль в формировании теории международных отношений.
  52. Природа международных конфликтов и варианты их преодоления. Международное право и основные концепции международного права.
  53. Транснационализм и функционализм о новых акторах в новом пространстве международных отношений.
  54. Либерализм и идеализм в теории международных отношений.
  55. Классовое неравенство в системе международных отношений.
  56. Основные подходы к определению "нация".
  57. Основное содержание примордиалистского и конструктивистского понимания этничности.
  58. Основные модели этнополитики и их идеологическое обеспечение.
  59. Способы решения этнополитических конфликтов.
  60. Расизм и расиализация – общий смысл и специфика явлений.

 

  1. Современные международные отношения: социально-политическое измерение.

Понятие среды и системы МО. Суверенные государства - основные акторы в системе МО. Географический императив и проблемы народонаселения, суверенитета, территориальной целостности государств в современном мире. Система международного права: история становления и современность. Основные разделы международного права, правоприменительная практика. Международные организации и их роль в современных МО. Типология и характеристика международных организаций. Правовые, политические, экономические и гуманитарные аспекты деятельности.

 

История формирования международных отношений как академической дисциплины. Отечественные и зарубежные центры подготовки специалистов-международников.

Высшие учебные заведения России и зарубежных стран как центры подготовки специалистов-международников. Факультет международных отношений и их роль в подготовке специалистов по МО. Российские и иностранные источники, литература, специализированные издания по МО. Крупнейшие библиотечные и архивные ресурсы по международной тематике.

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7