Убеждение в СМК (ТЕМА 10)
Раздел 4. Эффективность МК. Тема 9. Аспекты эффективности МК Повышение эффективности массовых информационных процессов за счет удовлетворения текущих психических нужд индивидов в аудитории достигается за счет распространения сообщений, восприятие которых дает ряд достаточно типичных эффектов. Утилитарный аспект. Объект получает удовлетворение от информации, которая помогает ему разрешать различные жизненные, социальные и бытовые проблемы. Престижный аспект - удовлетворение от информации, которая прямо или косвенно поддерживает цели и ценности социальной группы, к которой реально принадлежит или причисляет себя реципиент; Аспект усиления позиции – удовлетворение от информации, поддерживающей его во мнении по какому-либо спорному вопросу. Аспект удовлетворения познавательного интереса. Аспект удовлетворения познавательного интереса возникает как необходимый результат познавательной деятельности человека, как следствие желаний быть информированным о событиях в мире. Аспект возникает лишь в том случае, если сообщение содержит элемент новизны: известное познанию не подлежит. Эмоциональный аспект – удовлетворение от получаемой эмоциональной разрядки; Эстетический аспект – радость эстетического обогащения; Аспект комфорта – возникновение психического комфорта, достигаемого восприятием и пониманием юмора, хорошо построенных сюжетных ходов художественного произведения или музыкальной программы, соответствующей настроению. Общая функциональная эффективность массовых информационных процессов в высшей степени зависит от того, насколько удовлетворяются интересы аудитории реализацией указанных аспектов. Факторы, необходимые для высокой эффективности МК 1) Необходимость учитывать интересы аудитории Восприятие субъективно: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от интересов, потребностей и т.п.. Массовая коммуникация достигает наиболее эффективного контакта с аудиторией, ориентируясь на психические нужды, связанные с интересами различного характера и различных категорий. 2) Воздействия через психические процессы: - обострение внимания - углубление восприятия - учет закономерностей памяти: А. Не имея опоры в виде следов эмоциональной памяти, информация быстро стирается. Б. Процесс узнавания. Этот процесс порождает чувство знакомости, которое служит важной предпосылкой для выработки согласия между коммуникатором и его аудиторией. Применительно к массовым коммуникациям отмеченная закономерность выражает готовность реципиентов к восприятию, пониманию, запоминанию и принятию новой информации, новых выводов, которые доказываются с помощью знакомых факторов или преподносятся известным диктором. В. Повторение: следы, оставляемые в памяти единичным восприятием мысли, обычно оказываются недостаточными. При повторении происходит более глубокое осмысление информации и как следствие ее запоминание. Однако, повторение в массовой коммуникации полезно до определенного предела, после которого начинается негативная активность реципиентов, направленная на избежание контактов с известной уже информацией. 3) Эмоциональность передаваемой информации. Хроническое состояние острой эмоциональной недостаточности, испытываемое индивидом в современном развитом обществе, ориентируют его на поиск и восприятие яркой, возбуждающей интерес информации Кроме того, сообщение, не затрагивающее чувств людей в ходе его восприятия и понимания, забывается значительно быстрее, чем эмоционально переживаемое. 4) Социальная установка. Установка определяет собой произвольное внимание к информации, исходящей от конкретной газеты, радио- или телевизионной станции, политические, моральные и этические взгляды которых более или менее совпадают с установкой реципиента информации. Ожидая какое-либо событие, подготовившись к его восприятию, люди заранее мобилизуют свое внимание, это обеспечивает эффективное взаимодействие с аудиторией 6) На пути распространения МК по разным каналам существуют определенные барьеры т.е. препятствия, делающие невозможным доступ к определенным средствам. МК, которые влияют на общественное мнение, настроение и активность аудитории. Виды: – Физические: пространство, время. – Социальные (различия в социальном статусе). Через материальные возможности блокируется доступ к определенным средствам МК. – Гносеологические (познание). Связаны с уровнем IQ и мыслительными способностями. – Идеологического характера. Доминирующая идеология осуществляет цензуру (внутренне) всего потока информационных сообщений. – Социально-психологические барьеры – нормы тех социальных групп, куда входит личность. – психологические процессы и их нарушения (зрением, слуха и т.д.) Убеждение в СМК (ТЕМА 10) В психологическом смысле «убедить кого-либо в чем-либо — значит добиться с помощью логического обоснования предлагаемого суждения согласия индивида или группы с определенной точкой зрения. 2 вида тактики: - выстроить ряд веских аргументов – прямой путь - косвенно ассоциации с чем-то приятным - косвенный Прямой путь убеждения (Central-route persuasion) - процесс убеждения, при котором заинтересованная аудитория сосредоточивает свое внимание на благоприятных аргументах. Ричард Петти и Джон Качиоппо: есть люди склонные мыслить аналитически, Такие люди полагаются не только на неоспоримость сообщения, но и на свою ответную когнитивную реакцию. Для них важнее не то, насколько убедительны высказанные аргументы, а то, к каким размышлениям они приводят. При этом любое изменение установки с большей вероятностью станет укоренившимся, защищенным и воздействующим на поведение. Косвенный путь убеждения. (Peripheral-route persuasion) - процесс убеждения, при котором на людей оказывают влияние случайные факторы, такие, например, как привлекательность говорящего. Важнее не логичность сообщений, не собственные размышления, а эмоциональный фон, который возникает у личности. Слагаемые убеждения Исследуя прямые и косвенные слагаемые убеждения, социальные психологи выделяют следующие четыре типа: 1) коммуникатор; 2) сообщение; 4) аудитория, т.е. кто, что, кому и как говорит, 4) техника передачи сообщения
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (726)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |