Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации для преподавателя



2015-12-06 513 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для преподавателя 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При проведении аудиторных занятий с самого начала (начиная с темы № 1) следует обратить особое внимание студентов на то, что курс «Теория государства и права» занимает исключительно важное место в системе подготовки и практической деятельности будущих юристов. При этом в пользу такого вывода можно привести ряд аргументов.

1. Профессиональная деятельность современного юриста заключается в реализации правовых предписаний в конкретных жизненных случаях. Соответственно, хорошее знание основ теории права принципиально необходимо ему для квалифицированной реализации своих профессиональных функций..

2. Знание основ отечественного права позволяет не только юристу, но и вообще каждому гражданину Российской Федерации полноценно, в полном объёме реализовать имеющиеся у него права и свободы, избежать при этом нарушений закона, конфликтов с государством, другими индивидами, а если потребуется, то и надёжно защитить себя с использованием предоставляемых российским правом возможностей, вплоть до обращения в международные правозащитные структуры;

3. «Теория государства и права» тесно связана с другими учебными курсами, входящими в систему подготовки современного юриста, выступая средством их успешного освоения.

Наконец, немаловажным обстоятельством является тот факт, что «Теория государства и права» включена в число учебных дисциплин, которые выносятся на итоговую аттестацию и по которой сдаётся государственный выпускной экзамен.

Помимо этого, преподаватель обязательно должен обратить внимание студентов на необходимость обязательного усвоения содержания предмета теории государства и права, а также перечня тех методов изучения, которые используются одноименной юридической наукой, что позволит в будущем успешно готовить рефераты и курсовые работы по отраслевым юридическим дисциплинам, а в конечном счёте и написать качественную дипломную работу.

При изучении темы 2 следует предложить студентам высказать своё мнение относительно причин возникновения различных взглядов на вопрос возникновения государства и права. При разъяснении содержания основных теорий происхождения государства и права целесообразно оформить данный материал в форме приведенной ниже таблицы.

 

№ п/п Наименование теории и её основные тезисы Автор теории Положительные черты теории Недостатки теории
1.        
2.        

 

При изучении темы № 3 следует обратить внимание студентов на то, что в теории нет единого, обобщённого определения государства, которое учитывало бы все грани и нюансы данного многозначного и многоаспектного понятии.

Данная проблема усугубляется ещё и тем, что государство выступает объектом интереса со стороны всевозможных наук - философии, политологии, социологии, юриспруденции, теории государственного управления и т.д. Причём данные науки изучают различные стороны государства, которые затем и отражают в соответствующих определениях.

Теория государства и права, не отрицая названных подходов к пониманию государства, исходит из того, что его следует рассматривать, прежде всего, как особую форму организации человеческого общества, как основной субъект международных отношений, а также как важнейший институт политической системы общества, осуществляющий управление его жизнедеятельностью.

При характеристике основных функций государства обязательно следует отметить тот факт, что их перечень и содержание обусловлены сущностью соответствующего государства, выраженной в его целях и задачах.

При характеристике сущности современного российского государства необходимо отметить, что своё юридическое выражение она нашла, прежде всего, в первой главы действующей Конституции нашей страны.

При изучении темы 4 необходимо разъяснить студентам, что институт формы государства является комплексной характеристикой государства, включающей институты формы правления, территориальной организации и политического режима. После изложения общих теоретических основ темы следует обязательно подчеркнуть, что в отечественной теории нет единого мнения относительно типа республиканской формы правления, существующей в России. Далее на основе анализа признаков президентской и смешанной республики следует дать студентам возможность самостоятельно определить свою позицию по названному дискуссионному вопросу.

Характеристику особенностей российского федерализма необходимо осуществить на основе анализа положений действующей Конституции РФ 1993 г.

При изучении темы 5 особое внимание студентов следует обратить на тот факт, что понятие «механизм государства» используется в узком и широком значении. После характеристики значения каждого из данных понятий необходимо особо отметить роль государственной службы в структуре механизма государства.

Далее следует обязательно проанализировать особенности действующей системы федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти Тверской области. Данный вопрос следует излагать с использованием положений Конституции РФ 1993 года, Устава Тверской области, а также областного закона «О схеме управления Тверской области» 2005 года.

Учитывая, что вопросы организации и функционирования политической системы общества достаточно подробно рассматриваются студентами в рамках учебных дисциплин «Философия» и «Политология», при проведении занятий по теме 6 основное внимание следует сосредоточить на характеристике основных направлений реформирования политической системы России, в том числе на изменении характера взаимодействия государства с иными политическими институтами общества.

Излагая материал по теме 7, необходимо обратить внимание студентов на многозначность термина «право» и кратко охарактеризовать различные смыслы данного многоаспектного понятия (объективное и субъективное право; право позитивное и естественное; материальное и процессуальное право; публичное и частное право). После этого следует предложить студентам самостоятельно охарактеризовать соотношение приведённых выше значений исследуемого понятия.

При изложении темы 8, прежде чем характеризовать теоретические основы построения и функционирования системы права, необходимо кратко ознакомить студентов с основными понятиями теории систем (дать общее понятие системы, её структуры и т.д.). Кроме того, следует обязательно разграничить понятия «система права» и «правовая система». Здесь же необходимо обратить внимание студентов на положения ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ 1993 г., определяющей характер соотношения правовой системы РФ с международным правом.

При характеристике системы российского права необходимо отметить её принадлежность к континентальной правовой семье.

Изучение темы 9 предполагает получение студентами определённой суммы знаний о правовом положении личности в государственно-организованном обществе.

При этом необходимо обязательно отметить, что при обеспечении прав собственного населения современные государства хотя и действуют самостоятельно, однако в настоящее время связаны определёнными международными обязательствами в данной области. Их основу, как известно, составляет так называемая «Международная хартия прав человека».

Учитывая, что в современной международной практике сложились три основных «модели» обеспечения прав и свобод личности, в процессе занятий целесообразно провести их сравнительную характеристику, после чего предложить студентам высказать своё мнение относительно «модели», существующей в России.

Изучение темы 10, посвящённой нормам права, следует увязать с темой 8, учитывая, что нормы права являются первоосновой, элементом системы права. При этом следует подчеркнуть, что нормы права - не единственный регулятор поведения людей в обществе. Помимо них в обществе действуют нормы морали, религия, корпоративные, технические и иные нормы. С учётом данного обстоятельства принципиально важно показать специфику правовых норм среди иных социальных регуляторов.

При изложении материалов по теме 11 следует специально подчеркнуть, что термин «форма (источник) права» используется в материальном и юридическом (формальном) значении. После ознакомления студентов с общим перечнем источников права, существующим в современной мировой практике, необходимо отметить те обстоятельства, которые влияют на особенности системы источников российского права. Речь идёт о трёхуровневой системе публичного управления, существующей в нашей стране, а также принадлежности правовой системы России к континентальной правовой семье.

Как следствие, система источников российского права включает в основном только нормативные акты, кроме того, включает три «блока» или подсистемы правовых источников - федеральные, региональные и муниципальные. И только после этого следует характеризовать каждую из данных подсистем.

В процессе изучения темы 12 студенты должны получить соответствующий объём знаний относительно порядка и способов формирования права. Основное внимание при этом следует сосредоточить на законодательном процессе. Данную проблему целесообразно излагать с использованием соответствующих положений Конституции РФ 1993 года, Регламентов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» 1994 года, а также Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» 1996 года.

Изучение темы 13 предполагает усвоение студентами основных положений теории правоотношений. При изложении материала по данной теме необходимо особо подчеркнуть взаимосвязь прав и обязанностей участников правоотношений, без которой реализация индивидами своих субъективных прав и свобод невозможна.

При характеристике механизма правового регулирования, являющегося предметом изучения в рамках темы 14, необходимо дать его определение и охарактеризовать состав и роль каждого из компонентов данного механизма.

В свою очередь, характеризуя формы реализации права необходимо особое внимание уделить правоприменению. Не принижая роль иных форм реализации права, всё же следует подчеркнуть, что именно этот применение права занимает центральное место в деятельности властных структур.

При ознакомлении студентов с содержанием темы 15 преподаватель должен разъяснить, что эффективное правовое регулирование возможно лишь тогда, если субъекты, реализующие правовые предписания, глубоко осознают и понимают содержание правовых норм. Так вот толкование и имеет своей целью обеспечение правильного и полного понимания подлежащих реализации правовых норм.

Далее даётся понятие толкования, и характеризуются его важнейшие способы и виды.

В результате изучения темы 16 студенты должны уяснить, что правомерное поведение всех социальных субъектов является условием построения в России правового государства, которое объявлено в качестве одной из целей развития нашей страны.

В свою очередь, обеспечение всеобщего законопослушания невозможно без наличия и функционирования в правовой системе страны института юридической ответственности. При этом основанием применения мер юридической ответственности выступают правонарушения.

При характеристике особенностей функционирования механизма юридической ответственности принципиально важно указать на то, что не всякое общественно опасное деяние влечёт за собой соответствующие санкции.

При ознакомлении студентов с содержанием темы 17 необходимо ознакомить их с содержанием основополагающих терминов (законность, правопорядок, дисциплина), после чего разъяснить их значение для нормальной жизнедеятельности современного общества и государства.

Далее необходимо показать роль деятельности профессиональных юристов и юридических служб в обеспечении законности и правопорядка в обществе.

 



2015-12-06 513 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для преподавателя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации для преподавателя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)