Прочитайте представленные ниже материалы
Тема свободы в лирике А.С. Пушкина.
...В мой жестокий век восславил я Свободу... А. Пушкин Задания. Прочитайте представленные ниже материалы. Что и кто повлиял на формирование представления поэта о свободе? Приведите примеры. Как в различные периоды своей жизни и творчества поэт определял для себя, что такое свобода? Как со временем изменилась творческая концепция поэта и его взгляды на жизнь? Проследите этапы духовного развития поэта. Приведите примеры произведений. Чётко сформулируйте тезисы. Приведите примеры стихотворений по периодам творчества на данную тему.
По результатам наблюдений заполните таблицу.
Нет полноценной личности без глубины самосознания. Каждый человек стремится осмыслить окружающий мир, постичь, как и во имя чего живут и умирают люди. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности - центральные вопросы русской литературы "Проклятыми вопросами" назвал их Федор Михайлович Достоевский, один из глубочайших философов нашей литературы. Проклятыми - ибо не найти на них однозначного, ясного ответа, ибо всегда они мучили и будут мучить людей. И это - залог бессмертия человечества, что вечная жизнь духа - в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания. Творчество Пушкина чарует, наверное, прежде всего гармонией, тем, что поэт удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и блистательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сыч взрослого человека. По сути, пушкинское творчество - отражение духовного пути Человека: со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом - и их преодолением с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира. Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. Дух свободы развивался в поэте с самого детства и сопровождал его сквозь все испытания и радости на протяжении недолгой жизни. Сказки няни Арины Родионовны повествовали о бесстрашных героях, воинах Добра, побеждающих Зло. Книги из библиотеки отца, куда, будучи еще совсем юным, тайком от всех забирался Пушкин, открывали ему тайны бытия, зарождая и воспитывая в его пылкой душе то трепетное чувство, с которым отважные мореплаватели бороздили бескрайние просторы морей, — чувство любви к свободе. Лицей был поистине обителью вольнодумства, ибо здесь, благодаря лекциям профессора нравственных наук Куницына, вольнодумство осмыслялось лицеистами как нравственная категория.
В так называемой вольнолюбивой лирике (1817-1820 гг. “Петербургский период”) свобода — это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений, связывающих общественную и политическую деятельность человека. Гражданская тематика в это время играет в его творчестве исключительно важную роль. В эти годы даже важнейшая для Пушкина любовная тема отходит на второй план в его лирике. Причиной этого было влияние окружения поэта, куда входили люди, придерживавшиеся самых прогрессивных взглядов (например, Чаадаев, которому адресовано замечательное стихотворное послание “Любви, надежды, тихой славы...”), и само состояние общества, охваченного в тот момент жаждой самых радикальных перемен.
Одно из самых первых вольнолюбивых стихотворений Пушкина — ода “Вольность”. Он строит это стихотворение в соответствии с канонами и эстетикой классицизма. Поэт использует характерный для этого направления прием — одушевление абстрактных понятий. Везде неправедная власть В сгущенной тьме предрассуждений Воссела — рабства грозный гении И славы роковая страсть. Данью классицизму является и высокая, архаическая лексика: “внемлите”, “днесь”; и риторические обороты — вопросы, обращения: “Где ты, где ты, гроза царей, / Свободы гордая певица?”, “Восстаньте, падшие рабы!” Пафос оды — в прославлении закона, подчиниться которому поэт призывает царей: “Склонитесь первые главой / Под сень надежную закона...” Этим произведением молодой поэт продолжает традицию Радищева, перу которого принадлежит одноименная ода. Но Пушкин, не разделяя радикализма своего предшественника, не призывает к свержению царской власти, а лишь говорит (в аллегорической форме) о преимуществах конституционной монархии.
Стихотворение “К Чаадаеву” (“Любви, надежды, тихой славы...”) не принадлежит, как “Вольность”, всецело к традиции классицизма. В этом послании сочетаются элементы образности двух поэтических систем классицистской поэзии эпохи французской революции: Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье, - и сентиментальной лирики Жуковского: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман... Новаторство Пушкина в этом стихотворении заключается в смелом соединении гражданских мотивов с личными. Стремление к свободе понимается поэтом не как абстрактная добродетель, а как глубоко личное человеческое переживание: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Поэтому оказывается оправданным даже шокировавшее многих современников сравнение гражданского чувства с любовным: Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.
В стихотворении “Деревня” содержится страстное обличение крепостничества, по стилю напоминающее “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева (хотя Пушкин, по-видимому, прочел это произведение гораздо позже, через несколько лет после того, как была написана “Деревня”). Первая часть этого стихотворения построена в жанре элегии со всеми его непременными атрибутами: идиллическим пейзажем, философскими размышлениями о прелестях мирной жизни на лоне природы. Только эта часть “Деревни” появилась в печати. Вторая часть, представляющая собой политический памфлет, резко отличается по стилю: вместо “светлых ручьев” и “лазурных равнин” появляются “насильственная лоза”, “невежества убийственный позор” и тому подобное. Во второй части “Деревни”, как и в “Вольности”, присутствуют риторические обороты (“О, если б голос мой умел сердца тревожить!”), архаическая лексика (“бразды”, “влачится”), одушевление отвлеченных понятий (“...Здесь рабство тощее влачится по браздам...”). За образным описанием ужасной судьбы “измученных рабов” следует выражение мечты поэта об освобождении народа, но не в форме каких-либо революционных призывов к насильственному уничтожению крепостного права. Скорее заключительные строки стихотворения можно назвать косвенным обращением к монарху с призывом изменить существующее положение вещей: “Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный, / И рабство, падшее по манию царя...”
Эти три стихотворения — самые известные произведения вольнолюбивой лирики Пушкина. Ее расцвет продолжался в творчестве поэта недолго. Вскоре Пушкин разочаровался в своем юношеском увлечении гражданскими идеями, в стихотворении “Свободы сеятель пустынный...” (1823) он с горечью вспоминает об этом эпизоде своей молодости: “...Но потерял я только время, / Благие мысли и труды...” Идеал “вольности”, то есть свободы в гражданском понимании этого слова, сменяется у Пушкина сначала идеалом романтической свободы личности (стихотворение “Погасло дневное светило...” и другие), затем идеалом внутренней свободы (стихотворения “Из Пиндемонти”, “Пора, мой друг, пора...” и другие). Но тема свободы остается для Пушкина одной из важнейших в течение всей его жизни. Даже в одном из последних стихотворений, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”, поэт как о главной своей заслуге перед народом говорит о том, что он “в свой жестокий век восславил... свободу”.
2.
3. Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом - предметом "похвального слова" ("Хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного счастья"), то шагом от заблуждений и суетной жизни к "блаженству" истины и мудрости ("Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить"), то смыслом поэтической "жертвы" ("Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей") и обозначением душевного состояния поэта ("тайная свобода"). Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.
Петербургский период. Свобода - абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Пушкин нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств. Аллегории свободы противопоставлены аллегорическим образам "Тиранов мира", "Неправедной власти", "увенчанного злодея"... "Вольность" - весь мир, а не только Россия лишен свободы, а поэтому нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но это также взгляд просвещенных дворян. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В ни хон видит источник несвободы. Поэт - противник насилия, свобода не может быть достигнута в результате революции (акт возмездия тиранам). В "Деревне" свобода не абстрактная идея всеобщего блага, а конкретно - свобода русского крестьянства.. В "К Чаадаеву" на первый пан выходит внутренняя свобода, без которой не мыслится свобода общественная. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге.
Романтическая лирика 1820-1824. Тема свободы - центральная. Кинжал - "тайный страж свободы" ("Кинжал"), "Наполеон", "К морю" - пронизывает мотив свободы. "К Дельвигу" - "одна свобода мой кумир". Свобода для Пушкина в годы изгнанничества - один из политических символов, готовился к дороге "в дыму, в крови, сквозь тучи стрел", ведущей к торжеству свободы. В 1823 - разочарование, пессимистические настроения из-за: 1) поражение европейских революций; 2)в заговорщиках, которые не решались посвятить...3) сомнения в возможности скорой революции. "Свободы сеятель пустынный..." - кризис веры в возможность скорого достижения общественной свободы (люди оказались не готовы к восприятию "живительного семени" свободы.) Ведущим стал мотив личной свободы. "Узник" - на воле есть все, что ассоциируется с личной свободой - тучи, гора, "морские края", ветер. Узник - это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, не сдавшийся. "К морю" - море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, всегда ассоциировались со свободой. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Море - еще и символ человеческой жизни, которую может "вынести" куда угодно, к любой "земле". Но теперь его понимание свободы стало другим - т.к. свобода - благо, неугодное тиранам, он жаждет свободы стихийной, ее идеал всегда живет в сердце человека. "Во глубине..." - послание написано языком политических аллегорий, близких и понятных декабристам.
Конец 20-х - 30-е. Свобода - личная независимость, "достоинства личного". Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести до положения раба. Свобода для Пушкина - это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать "громкие права, от коих не одна кружится голова". К личной неприкосновенности относятся и семья, дом творческий путь. Итог. "Я памятник...". Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Пушкин пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданные художниками - людьми, вдохновленными Богом.
4. Уже в лицее поэт много размышляет о свободе. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли лекции Куницына о «естественном праве» каждого человека на свободу и равенство. В стихотворении «Лицинию» звучит главная идея всего творчества Пушкина - протест против рабства. Некий древнегреческий гражданин пишет письмо своему другу Лицинию, в котором призывает его удалиться из развратного и рабствующего города в деревенскую тишину и уединение. Попутно он разоблачает нравы императорского Рима и осуждает граждан, утративших гордость. В финале стихотворения лирический герой доказывает, что рабство губит целые гос-ва: «Свободой Рим возрос, а рабством погублён».
В послелицейский период Пушкин пишет программное стихотворение-оду «Вольность». Это стихотворение создавалось под влиянием декабристов и отражает их идею договора между властью и народом: Склонитесь первые главой Под сень надёжную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. У Пушкина закон - это высшая сущность, стоящая и над царём и над народом, а любое беззаконие приводит к трагедии (казнь Людовика XVI, убийство Павла I-го) Идеал общества живущего под властью закона проповедуется и в стихотворении «Деревня». В первой части стихотворения нарисован мирный сельский пейзаж, противостоящий порочному городу. А во второй части автор рисует позорные картины «барства дикого» и «рабства тощего». Освобождение мыслится в духе политической программы декабристов - «по манию царя». В стихотворении «К Чаадаеву» тема свободы переплетается с темой дружбы. Для декабристов был характерен культ дружбы. Он был закреплён даже в их программе: «не надейся ни на кого, кроме своих друзей и своего оружия». Впервые в этом стихотворении ожидание свободы сравнивается с личным переживанием: «Как ждёт любовник молодой // Минуты верного свидания». Так свобода перестаёт быть для Пушкина отвлечённым понятием. Она нужна поэту лично. В этих стихотворениях отразились черты присущие поколению декабристов: тяга к вольности, пламенный патриотизм.
В начале 20-х годов поэт переживает кризис переоценки ценностей. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный» лирический герой осознаёт сеятелем свободы, но приходит к мысли о бесполезности своих усилий, т. к. людям-рабам свобода не нужна. К середине 20-х годов поэт начинает осмыслять свободу как философскую категорию и показывает разные её грани. Стихотворение «К морю» завершается романтический период творчества Пушкина, он прощается здесь с символом абсолютной свободы - с морем. Главная идея стихотворения в том, что свобода находится не вне человека, а в его душе. Образ моря олицетворяет свободу, но море - это прекрасная и опасная стихия. Оно может вознести человека, но может и погубить его. Такова же свобода! В связи с этим мотивом в стихотворении упоминается Наполеон и Байрон: …Там угасал Наполеон. Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Один боролся за порабощение, а другой за освобождение.
События 1825 заставили поэта подтвердить своё отношение к свободе. В стихотворении «Арион» поэт оценивает дело декабристов. В основе стихотворения лежит древнегреческая легенда о поэте и музыканте Арионе. Но Пушкин меняет многие мотивы и насыщает стихотворение современным политическим смыслом. Он говорит здесь о своей верности идеалу свободы : «Я гимны прежние пою». В стихотворении Анчар показал противоречие между деспотизмом и свободой. В первой части поэт описывает «древо яда», воплощающее природное зло, а затем события переносятся в мир людей, равных по своей природе, но разделённых социальными пределам. Раб и господин виновны в распространении насилия и яд Анчара проникает в мир людей через духовное рабство. В поздних стихах Пушкина утверждается, что свободу никому нельзя подарить. Она начинается с постоянной духовной работы. В стихотворении «Памятник», поводя итоги своего творчества, Пушкин утверждает, что его главная заслуга заключается прославлении свободы в «жестокий век».
5. Безусловно, для каждого из нас, читавших Пушкина взахлеб или возвращавшихся к нему время от времени, есть в безбрежном океане его лирики наиболее близкие разуму и сердцу островки. Как в осколках разбитого вдребезги зеркала, отражаются в стихах поэта самые разные, но одинаково важные стороны жизни человека. Пушкин, поэтический талант которого был оценен еще в лицейские годы, без преувеличения, гениально изображал и страстную, неистовую, но чистую и по-юношески трогательную Любовь, и верную, искреннюю, без малейшей тени лукавства Дружбу, и самоотверженную, святую преданность Родине, и величие Русской Души. Все в строках поэта обретало истинную полноту и сочность красок. Потому с уверенностью можно сказать, что «воспеть свободу» лучше, чем это сделал А. С. Пушкин, не мог никто.
Лирика Пушкина тесно связана с некоторыми историческими событиями. В его стихах отражено восстание декабристов, жестоко подавленное самодержавием. Пушкин переживал все эти события, они стали частью жизни поэта. Все это нашло отражение в строках пушкинских стихотворений. Тема свободы глубоко волновала пушкинскую лирику. В его стихотворениях тех лет явно просматривается его отношение к происходящему. Анализируя такие произведения, как «Вольность»(1817), «К Чаадаеву»(1818), «К морю»(1824), «Во глубине Сибирских руд»(1827), которые были написаны поэтом в период освободительного движения декабристов первой четверти 19 в., можно четко увидеть тему свободы, вольности и не скрытую борьбу против самодержавия. После окончания лицея Пушкин пишет оду "Вольность" 1817 год. Проводя анализ этого произведения, можно заметить, что Пушкин в своих стихах открыто выражает свободолюбивые мысли. В "Вольности" он стремится "на тронах поразить порок". В этом стихотворении автор выразил недовольство российским монархом того времени - Александром I. Пушкин не был противником монархии. Он хотел, чтобы правитель был справедливым, гуманн
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (735)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |