Потенциальные конкуренты. Конкурентное давление
Конкурентное давление возникает из-за угрозы вхождения в отрасль новых конкурентов. Возможные действия: приобретение фирмы для достижения эффекта масштаба при производстве; конечного продукта или его компонента, ограничение доступа к источникам сырья
Рис. 9. Модель анализа конкуренции М. Портера Пример 8 Фармацевтическая промышленность является одной из самых прибыльных отраслей, но доступ в нее сильно затруднен, – отрасль защищена патентами, и нужны большие средства на проведение научных исследований. 3. Угроза появления товаров-заменителей зависит от цены производства заменителей и готовности покупателей принять такую замену. Примером угрозы товара-заменителя может быть замена натуральной кожи на кожзаменитель в производстве сумок и обуви. Наличие этого фактора конкуренции приводит к появлению в отрасли некоторого потолка цен, при котором покупатели переориентируются на товары-заменители. Указанное явление необходимо учитывать в ценовой политике предприятия. 4. Экономические возможности поставщиков. Поставщики представляют собой реальную рыночную силу в том случае, если поставляемый ими товар составляет существенную часть издержек отраслевой продукции, критически важен для производственного процесса и (или) в значительной степени влияет на качество отраслевого продукта. Поставщики могут влиять на отрасль, пользуясь своей возможностью поднимать цены или снижать качество поставляемых товаров или услуг. Влияние поставщиков велико в следующих ситуациях: · доминируют несколько предприятий-поставщиков; · концентрация в отрасли-поставщике выше, чем в отрасли-потребителе; · продукция отличается высокой степенью дифференциации или переходные затраты высоки; · от предприятий-поставщиков исходит угроза прямой интеграции в отрасль-потребитель. 5. Экономические возможности покупателей определяются их способностью навязывать продавцам условия сделки. Влияние покупателей велико в нескольких ситуациях: · отрасль, представляющая товар на рынок, состоит из большого числа относительно некрупных продавцов; · число покупателей незначительно, товар закупается в большом количестве; · продукция стандартизирована, и имеются альтернативные варианты покупки; · покупатели имеют возможность прямой интеграции в отрасль и налаживания собственного производства продукции. Пример 9 В российской практике влияние покупателей велико на рынке молочных продуктов, хлеба, картофеля. С одной стороны, население как непосредственный потребитель имеет возможность выбора места покупки (уличная торговля, магазин), с другой – переработчики сельскохозяйственной продукции как оптовые покупатели существенно уменьшают прибыль производителей, занижая рыночную цену. Каждая отрасль экономики уникальна, имеет только ей присущую структуру и соотношение сил конкуренции, поэтому действия по уменьшению влияния конкурентов на деятельность предприятия существенно зависят от отрасли. Ценность модели пяти сил конкуренции состоит в том, что она помогает определить структуру и масштабы конкуренции в конкретной отрасли. n Движущие силы конкуренции. Основные экономические показатели и структура отрасли описывают ее текущее состояние и не позволяют объяснить происходящие изменения в конкурентном окружении предприятия. Концепция движущих сил конкуренции исходит из того, что имеются факторы внешней среды, действия которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений. Анализ отраслевых движущих сил состоит из двух этапов. Первый – идентификация движущих сил, второй – исследование их влияния на изменения отраслевых экономических показателей. Наиболее общими движущими силами являются: · изменение динамики спроса на продукт в долгосрочном периоде; · изменения в составе покупателей и способах использования продукта; · продуктовые и технологические инновации; · маркетинговые инновации; · вхождение и выход из отрасли крупных предприятий; · распространение «ноу-хау»; · усиление глобализации отрасли; · изменения в удельных затратах и эффективности; · снижение или возрастание неопределенности и риска. Основные движущие силы отрасли называют доминантными. Их число не должно превышать 4. ■ Ключевые факторы успеха. Итогом отраслевого анализа являются определение и последующий прогноз ключевых факторов успеха отрасли. Ключевые факторы успеха – это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли. В основе ключевых факторов успеха могут лежать разные сферы деятельности предприятия: · НИОКР, · маркетинг, · производство, · финансы и т.п. В табл. 4 приведены ключевые факторы успеха отдельных отраслей. Таблица 4 Ключевые факторы успеха различных отраслей
В процессе стратегического анализа необходимо выделить ключевые факторы успеха данной отрасли, а затем разработать мероприятия по овладению наиболее важными факторами успеха в конкуренции. Вопросы для контроля знаний 1. Что такое SWOT–анализ? 2. Цель и порядок проведения PEST-анализа. 3. Основные направления анализа в общей ситуации в отрасли. 4. Оценка степени конкуренции в отрасли на основе модели М. Портера. 5. Понятие и характеристика движущих сил конкуренции. 6. Необходимость оценки ключевых факторов успеха.
Читайте также: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (786)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |