Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Правотворчество: понятие, признаки, виды




 

Деятельность государственных органов, а в случаях, предусмотренных законодательством, и других лиц по под­готовке и принятию норм права понимается как правотворчест­во.

Перед правотворческим органом встают три задачи поискового плана:

1) сформулировать эффективно действующие нормы права;

2) создать надежный механизм их реализации в конкрет­ных отношениях;

3) согласовать нормы права с системой дейст­вующего законодательства.

Право­творчество - это прежде всего творческая интеллектуальная деятельность, осуществляемая в целях разработки норм права, с принятием и действием которых вносятся новые элементы в правовом регулировании общественных отношений. Нормы становятся неотъемлемым элементом практической деятельно­сти людей и общества в целом.

В основе многообразной правотворческой деятельности ле­жат принципы законности, научной обоснованности норматив­но-правовых актов, демократизма, системности. Названные принципы создают такую базу правотворческой деятельности, без которой она при любых условиях не сможет быть плодотворной и эффективной.

Принцип законности правотворчества означает следующее. Правотворческий орган может принимать новые нормы права лишь по вопросам, отнесенным к его компетенции. Решение принять нормативно-правовой акт принимается в строгом соответствии с установленным порядком, при проведении всех необходимых процедур и непосредственно органом, правомочным принимать такие решения. Правотворческий орган не может передавать своим структурным подразделениям предоставленное ему право принимать нормативно-правовые акты. Принятые нормативно-правовые акты не могут проти­воречить Конституции РФ и актам вышестоящих органов. При наличии таких противоречий вновь принятый акт признается недействующим полностью или частично. Нормативно-правовой акт должен приниматься в надлежащей форме и с ука­занием всех необходимых официальных реквизитов. Например, Президент РФ не может принимать свои акты в форме за­конов, поскольку Конституция РФ предусматривает для его актов иную форму - Указы и распоряжения.



Принцип научной обоснованности нормативно-правовых ак­тов не сводится к требованию проведения правотворческим ор­ганом научных исследований с целью получения необходимых данных о закономерностях развития отношений, подлежащих правовому регулированию. Суть названного принципа выража­ется в другом, в том, чтобы проект нормативно-правового акта был подготовлен с учетом наличных научных достижений в со­ответствующей отрасли права и других юридических науках. Творческое применение этого принципа становится возможным при условии, что правотворческий орган привлекает ученых-юристов к подготовке концепции и текста проекта нормативно-правого акта, а также к проведению исследований, направлен­ных на выявление передового правотворческого опыта, состав­лению прогноза эффективности действия проектируемых норм права и экспертизе проекта.

Демократизм правотворческой деятельности выражается прежде всего в привлечении граждан, широких слоев общест­венности к участию в обсуждении проектов нормативно-правовых актов, обеспечении возможности для граждан обра­щаться в правотворческий орган с предложениями по совершен­ствованию законодательства, а также в соблюдении права гра­ждан принимать законы и иные нормативно-правовые акты в ходе референдума. Демократизм выступает также руководящим принципом содержания подготавливаемого проекта и выража­ется в требовании разрабатывать и закреплять нормы, отвечающие интересам всех граждан или большинства населения, не предусматривать дискриминационных мер в отношении той или иной части населения.

Принцип системности требует органически увязывать подготавливаемые нормы права с действующим законодательств вам, не дублировать действующих норм, не содержать пробелов устанавливать соответствие проектируемых норм общим нормам и принципам конкретной отрасли права.

Эти принципы правотворчества ориентируют право­творческие органы на создание эффективно действующих норм права, но творческое претворение в жизнь этих принципов ста­новится оказывается под силу лишь компетентным специали­стами и при условии надлежащей организации правотворческой деятельности.

В зависимости от субъекта правотворчества выделяют:

1) законотворчество - это основная форма правотворчества высших представительных (законодательных) органов государства, избираемых гражданами, обладающими правом принимать законы - акты высшей юридической силы. Другие нормативные правовые акты обязаны не противоречить законам, должны осуществляться на их основе и во исполнение законов.

2) подзаконное нормотворчество - принятие нормативных правовых актов в развитие федеральных законов Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций и др., т.е. органами исполнительной государственной власти. Предназначено для детализации законов и их конкретизации.

3) референдум (непосредственное правотворчество), осуществляется путем всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, отраженным в будущих нормативных правовых актах. Референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа, где последний выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

Решения референдума обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только путем другого референдума. Итоги непосредственного правотворчества не подлежат утверждению и вступают в законную силу в день опубликования.

Референдумы могут быть федеральными, субъектов Федерации и муниципальными. Каждый из них регламентируется соответствующим федеральным законом.

4) делегированное нормотворчество - деятельность государственных органов, должностных лиц, определенных негосударственных организаций и должностных лиц, связанная с принятием нормативных правовых актов на основании передачи (делегировании) им права уполномоченных на это органов и лиц.

5) нормотворчество органов местного самоуправления - есть право представительных органов местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.

6) договорное нормотворчество - это процесс заключения нормативных соглашений, устанавливающих соответствующие правовые правила для сторон. Договоры нормативного содержания, заключающиеся на добровольной основе между различными государственными организациями (коллективные договоры, трудовые соглашения и т.п.). Такие договоры являются основой для совершения юридических действий.

7) локальное нормотворчество - издание отдельными предприятиями, учреждениями или организациями нормативных правовых актов, регулирующих производственные задачи, трудовую дисциплину, премирование и др. (уставы, положения, приказы и т.п.).

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)