Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Понятие общей теории государства и права. Система права и система законодательства



2015-12-06 414 Обсуждений (0)
Тема: Понятие общей теории государства и права. Система права и система законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок




ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

 

 

Вопросы для изучения:

1.Понятие и предмет общей теории государства и права.

2. Понятие нормативного регулирования и социальных норм.

3. Понятие и признаки права. Система права. Источники (формы) права

4. Нормативный правовой акт как основной источник (форма) права. Виды и система нормативных правовых актов в РБ.

5. Понятие, признаки, форма государства.

 

Литература:

 

1.Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г с изм. и доп.

2.Гражданский кодекс РБ

3.Кодекс о браке и семье

4.Трудовой кодекс РБ

5.Основы права: Учеб. пособие /Под ред. В.А.Витушко, В.Г.Тихини,

Г.Б.Шишко. Мн., 2002. стр. 12 – 31

 

Общая теория государства и права входит в систему юридических наук, объединенных родовым названием «правоведение» и занимает среди них особое место. Теория государства и права – вводная наука и учебная дисциплина: именно с нее начинается изучение юриспруденции, т.е. теоретических, отраслевых и специальных юридических наук.

По своему характеру теория государства и права является гуманитарной, политико-юридической и фундаментальной теоретической наукой, объектом изучения которой являются два общественных феномена — государство и право. Каждая наука имеет свой предмет изучения, который представляет собой выделенную для исследования часть объекта науки. Определение предмета общей теории государства и права, равно как и любой иной учебной дисциплины, означает установление круга общественных и иных явлений, институтов и учреждений, которые она изучает, т.т. вопрос о предмете науки является вопросом о том, что изучает данная наука.

Общая теория государства и права изучает:

- общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права;

- их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты;

- место, роль государства и права в жизни общества и в его политической системе;

- право, правосознание, законность, конституционность;

- правомерное поведение, правонарушение и юридическую ответственность;

- законодательный процесс и его отдельные стадии.

Таким образом, общая теория государства и права — это общетеоретическая политико-правовая наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и социальное назначение и вырабатывающая общие юридические категории и понятия.

Система нормативного регулирования представляет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение людей в различных сферах жизнедеятельности.

В обществе существуют две подсистемы норм: технические и социальные.

Технические нормы— это правила использования технических средств, зданий, производственных комплексов и явлений природы в процессе их эксплуатации.

Социальные нормы представляют собой средства организации общественных отношений: они регулируют поведение людей в обществе.

Основными видами социальных норм являются: обычаи, традиции, нормы морали, религиозные нормы, корпоративные нормы и нормыправа.

Обычай— это правило поведения, сложившиеся под воздействием обстоятельств и выполняемое в силу привычки

Традиция— это исторически сложившиеся правило поведения, выполняемое под воздействием общественного мнения

Норма морали— это правило поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с нравственными представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии и т.д.

Нормы права —это общеобязательное, формально определенное, представительно-обязывающее, системное правило поведения, установленное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.

Норма права является моделью поведения и как таковая определяет границы возможного и должного поведения в конкретных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы субъектов права.

Норма права характеризуется определенными признаками:

1.Норма права – общее правило поведения

2.Норма права – обязательное правило поведения

3.Норма права – формально-определенное правило поведения

4.Норма права – двустороннее правило поведения

5.Норма права – системное правило поведения

6.Норма права – институциональное правило поведения.

Норма права как системное образование имеет определенную структуру. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации ( ЕСЛИ - ).

Диспозиция – это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения ( ТО - ).

Санкция – это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия : негативные либо позитивные ( ИНАЧЕ ).

Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: «Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция) то наступят предусмотренные последствия ( санкция)».

 

Право— это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, которые устанавливаются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения и выступают государственным регулятором общественных отношения и реализация которых обеспечивается государством.

Сущность, содержание, форма, социальное назначение права характеризуется следующими признаками:

1.Право— это совокупность правовых норм, установленных государством;

2.Право— это система правовых норм;

3.Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества;

4.Право— это система правил поведения, имеющих общеобязательный характер;

5.Право, правовые нормы, всегда носят формально определенный характер;

6.Право охраняется и обеспечивается государством.

Основными функциями права являются регулятивная и охранительная. Право выполняет также воспитательную функцию.

Система права— строение национального права, заключающееся в разделении единых по назначению в обществе внутренне согласованных норм на определенные части. Система права представляет собой нормативное образование, которое включает в себя нормы права, институтыи отрасли права, находящиеся во взаимосвязях, обусловленных системой общественных отношений. В к5ачестве структурных элементов системы права выступают отдельные нормы, институты права и отрасли права.

Юридическая норма как элемент системы права выступает в качестве регулятора конкретных видов общественных отношений.

Правовой институт— это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

Отрасль права— это совокупность правовых институтов, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Основным критерием, который лежит в основе деления права на отрасли является предмет правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Вспомогательным критерием выделения отраслей права служит метод правового регулирования.

Под МПР понимаются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли (авторитарный, императивный — автономный, диспозитивный).

Под источниками права понимаются различные формы его внешнего выражения — формы права. Источниками права являются правовые обычаи, судебные прецеденты, правовые доктрины, договоры нормативногосодержания и нормативные правовые акты.

Правовой обычай— это исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством.

Правовой прецедент— это решение судебных либо административных органов, которое впоследствии используется как образец при разрешении аналогичных дел.

Правовая доктрина— это компетентное суждение либо разъяснение известных ученых по правовой проблеме.

Нормативные договоры— это двусторонние либо многосторонние соглашения субъектов права, содержащие правовые нормы.

Основным источником ( формой) национального права Республики Беларусь является нормативный правовой акт.

 

Нормативный правовой акт— это официальный документ установленной формы, изданный государством, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Систему нормативных актов образует иерархия законов и подзаконных актов, в которой высшее положение занимает Конституция и другие законы.

Статья 2 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определяет виды нормативных правовых актов, издаваемых и принимаемых в Республике Беларусь:

  • Конституция Республики Беларусь— Основной Закон РБ, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений;
  • Решение референдума— НПА, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом;
  • Программный закон— закон, принимаемый в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам;
  • Кодекс РБ (кодифицированный НПА)— закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений;
  • Закон РБ— НПА, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений;
  • Декрет Президента РБ— НПА Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией РБ на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости для регулирования наиболее важных общественных отношений;
  • Указ Президента РБ— НПА Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы;
  • Постановления палат Парламента – Национального собрания РБ – НПА, принимаемые палатами Парламента в случаях, предусмотренных Конституцией;
  • Постановление Совета Министров РБ – НПА Правительства РБ;
  • Постановление республиканского органа государственного управления

(Министерства, Комитета и т.д)- НПА, принимаемые коллегиально на

основе и во исполнение НПА большей юридической силы в пределах

компетенции соответствующего государственного органа и регулирую-

щее общественные отношения в сфере исполнительно-распорядитель-

ной деятельности;

· Инструкция – НПА, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений;

· Правила – кодифицированный НПА, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам;

· Устав (положение) – НПА, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности;

· Приказ – НПА функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа;

· Решения органов местного управления и самоуправления – НПА, принимаемые местными Советами депутатов, исполкомами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

 

 

Государствоэто политико-территориальная, суверенная организация, управляющая обществом на правовой основе.

Государство характеризуется определенными признаками. Признаки государства- это та основа, без которой государства не может быть. Такими признаками являются:

*территория– пространство. Это не только суша, но и недра, водное и воздушное пространство;

* население – совокупность людей, проживающих на данной территории. Население без государства может существовать, а государства без населения не может быть;

* наличие специального государственного аппарата, который включает все органы и учреждения, с помощью которого осуществляется управление обществом;

* право, которое закрепляет соответствующую систему норм, издаваемых государством;

*суверенитет – независимость и верховенство государства.

Место и роль государства определяется его функциями, которые отражают направления деятельности государства. Традиционно их подразделяют на внутренние и внешние.

К внутреннимфункциям государства относятся:

v защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы;

v регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений;

v политическая (осуществление власти);

v правовая;

v организаторская;

v образовательная;

v культурно-воспитательная.

Внешниефункции государства:

v защита экономических и политических интересов государства на международной арене;

v обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии других государств;

v развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции, участие в международном разделении труда, международных организациях.

Под формой государства понимается структура, включающая в себя три основных элемента:

  1. форму правления;
  2. форму государственного устройства;
  3. политический режим.

Под формой правления понимается организация верховной государственнойвласти. Выделяют две основных формы правления: монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха, которая, как правило, передается по наследству.

Существуют две формы монархии:

неограниченная (абсолютная)- Саудовская Аравия, Бруней, Бутан, Оман, Катар, ОАЭ – власть монарха ничем не ограничена;

ограниченная (конституционная)- Швеция, Дания, Великобритания и др.- власть монарха ограничена конституцией и парламентом.

Республикаэто форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей.

Выделяют три основные разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную.

Форма государственного устройства – это национально-территориальное устройство государства. Она дает ответ на вопрос из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, каковы взаимосвязи центральных и региональных органов власти. В соответствии с этим критерием государства подразделяются на унитарные, федерации и конфедерации.

Унитарное государство— это простое слитное государство с единой конституцией, системой высших органов власти, права и судопроизводства, составными частями которого являются административно-территориальные единицы ( Беларусь, Польша, Болгария, Румыния, Дания и др.)

Федерация— это государство сложное, союзное, которое имеет в своем составе государственные образования, обладающие определенной политической и юридической самостоятельностью, своим территориальным делением и законодательством ( Россия, США, Канада, Индия, Австрия и др.)

Конфедерация— это союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей.

Политический режим— это совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется политическая власть.

Политический режим выражает характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (гражданина).

Выделяются три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный режим – это режим всеобщего подавления.

Авторитарной режим – отличается неограниченной властью лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах.

Демократический режим характеризуется соблюдением прав и свобод граждан, при этом источником власти является народ

 

 



2015-12-06 414 Обсуждений (0)
Тема: Понятие общей теории государства и права. Система права и система законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Понятие общей теории государства и права. Система права и система законодательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)