Форма правления государства: понятие и виды
Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами. За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республика. Монархия (с греч. monarhia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, за наследственностью. Монархическая форма правления характерна сегодня для пятидесяти государств, из которых двенадцать - европейские. Современные формы монархии различаются по такой разновидности, а именно: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман, Катар), конституционная парламентская (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония и др.) и дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко, Бахрейн). При абсолютной монархии в руках монарха сосредоточена вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и отстраняет правительство, руководит высшим судом. Конституционная парламентская монархия характеризуется такими особенностями:
В чем смысл сохранения института монархии в этих странах? Это определенный общенациональный символ, в котором актуализируется историческая память народа. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере, но достаточно широкие в сфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность. Этот тип монархии имеет тенденцию к перерастанию в конституционную монархию или в республику. Республика (от лат. respublica - общественное дело) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. В современных государствах преобладают две основные разновидности республиканской формы правления:
Парламентская республика. Эта форма правления мало чем отличается от парламентской монархии (некоторые политологи приводят пример Великобритании как классического парламентского правления). За основу правления положен принцип: слабый президент - сильный парламент. Президент, как и монарх, является формальным главой государства, но его самостоятельная роль небольшая. Фактически исполнительная власть сосредоточена в руках главы правительства. Существенное место в балансе ветвей власти принадлежит парламенту: он назначает и освобождает председателя исполнительной власти, формирует из своего состава правительство и может выражать ему недоверие. В то же время президент может обладать правом роспуска нижней палаты парламента, например, в Германии, а в Великобритании этим правом обладает премьер-министр. Президентская республика. Классическим примером данной формы правления являются США. Эта форма правления строится по принципу: сильный президент - сильный парламент, который предусматривает более последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительной власти (в некоторых странах Латинской Америки, которые пытались скопировать американскую модель, утвердились суперпрезидентські республики, потому что власть президента не уравновешивается действительно сильным парламентом). Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается всенародным голосованием и имеет фиксированный срок полномочий. Президент назначает правительство и определяет его состав. Относительно высшего представительского органа (парламента) президент имеет право накладывать вето на законодательные акты. Право вето носит относительный характер: парламент повторно проголосует за отклонен закон, но чтобы преодолеть президентское вето, сторонники закона должны собрать две трети голосов. В чрезвычайных случаях, например, когда президент обвиняется в преступлениях и нарушении конституции, парламент имеет право на импичмент - право на нарушение процесса досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения его к судебной ответственности. Подобная модель разделения властей способствует укреплению их взаимозависимости и взаимоконтроля. В некоторых странах сложились формы правления, которые трудно совместить с вышеназванными "чистыми" формами. Их называют смешанными. Эти модели могут быть самыми разными: одни из них тяготеют к парламентских форм правления, другие - до президентских. Западные политологи выделили три возможные модели:
Премьер-президентская модель (Франция в условиях Пятой республики, Финляндия) предусматривает такую модель разделения властей:
Президентской-парламентская (Россия, Украина, Эквадор, Перу) модель предусматривает:
асамблейно-независимая модель сложилась в Швейцарии. Хотя парламент выбирает правительство (Федеральный совет), но не может его отозвать, выразив вотум недоверия. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Федеральный Совет осуществляет функции "коллективного президента". Ежегодно с его состав выбирается президент, который осуществляет чисто представительские функции. 10.Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы государственного устройства. Форма государственного устройства характеризует территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти. Главными формами государственного территориального устройства унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарная (от лат. unitas - единство) государство предусматривает распространение на всю ее территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства (Болгария, Венгрия, Великобритания). Местные органы управления не обладают некой политической самостоятельностью, не могут быть самостоятельными в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными, что ближе к федеративной форме устройства (Испания, Франция, Украина). Децентрализованная форма предусматривает большую автономность и широкие полномочия крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительства. Федерация (от лат. federatio - союз, объединение) - это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.д.), обладающих определенной политической самостоятельностью в пределах распределения полномочий между загальнофедеральним центром и субъектами федерации. Классическое возникновения федеративных государств осуществлялось "снизу" "вверх" через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство. Правда, инициатива "снизу" могла подкрепляться силовым воздействием: гражданская война в США (1861-1865), политика О.Бісмарка по объединению Германии. Федеральные конституции (в редких случаях - договор) устанавливают степень самостоятельности субъектов федерации. Отношения между центром и субъектами строятся на основе фиксации конечных границ самостоятельности ее субъектов в разных сферах и распределения полномочий: часть из них является исключительно компетенцией федерального центра, другая - субъектов федерации, третья - в совместной компетенции. Субъекты федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную системы, свои органы власти и управления, свое гражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют права одностороннего выхода из союза. Как правило, в таких государствах существует дополнительное распределение самой законодательной власти между двумя палатами парламента. Одна палата с органом представительства субъектов федерации, другая - органом общефедерального представительства. Федерации создаются по разным признакам:
Наконец, федерация может выражать смешанный тип, сочетая в себе оба подоплеку (современная Россия, Пакистан). Разнотипный характер Российской федерации в наличии трех видов субъектов, что закреплено в ст. 5 Конституции Российской Федерации: национальные республики, административно-территориальные единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область). Субъектами федерации являются Москва и Санкт-Петербург. Таким образом, из 89 субъектов Российской Федерации 32 являются этническими образованиями, 57 - административными единицами (края, области, два города федерального значения). Конфедерация - союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных задач. Такими задачами являются оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, собственное гражданство, валюту и законодательство. Конфедеративное государство неустойчива и перерастает или в федерацию (США в XVIII ст., Швейцария в XIII ст., Германия в XIX ст.), или распадается. В историческом прошлом встречалась такая специфическая форма государственного устройства, как империя (например, Французская, Британская, Русский). Империи имели огромную территориальную основу, разнообразный этнический состав населения и строились на основе господства и подчинения между центром и периферией, метрополией и колонией. В настоящее время появляются новые формы межгосударственных союзов, которые трудно отнести к какой конкретной формы государственного устройства. Примером может быть Союз независимых государств (СНГ) - более аморфная, чем конфедерация форма объединения государств. И наоборот, Европейского сообщества, создав единый рынок, единую валюту и национальные политические органы - Европарламент, Совет Евросоюза, Европейский суд, выражают тенденцию к объединению в специфическую ассоциированную форму государственного устройства.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |